За последние два года глобальное потребление новостного контента возросло, в том числе речь идет о потреблении «желтых» изданий и недостоверной информации интернет-СМИ. Как следствие, уверенность аудитории в объективности средств массовой информации снизилось. Качество информации и разделение сенсаций и фактов остаются вызовом для медиа сегодня, считают специалисты [3, 61-62 с.]. Вопрос о причинах снижения доверия к средствам массовой информации становится все более актуальным.
В сфере бытового общения слово «доверие» нами обычно используется как очевидное, не требующее каких-либо пояснений явление, означающее уверенность в ком-либо. Мы будем рассматривать доверие как важное условие для легитимации правящего режима.
Уровень доверия россиян к современным средствам массовой информации мы будем анализировать на основе статистических данных, собранных при помощи опроса. Выбор метода исследования обоснован тем, что опросы помогают не только собрать данные, но и проанализировать уровень напряженности в обществе, выявить самые острые темы, волнующие население, узнать общественное мнение по социально значимому вопросу.
Гегель считал, что общественное мнение включает в себя «принципы справедливости, подлинное содержание и результат всего государственного строя, законодательства и вообще общего состояния дел в форме человеческого здравого смысла» [2, 20 с.]. И это действительно так: общественное мнение имеет огромное значение не только для социологов, статистов или журналистов, подготавливающих материал для статьи или новостного сюжета. Общественное мнение является основой всех крупных исторических и политических событий [3, 32 с.].
Сегодня опрос как метод получения среза общественного мнения – один из самых популярных и распространенных. Эта популярность понятна: данный метод является универсальным, используя его, можно получить информацию на любую тему – от фактов и показаний, касающихся какого-либо события, до ценностных ориентиров опрашиваемых. Обрабатывать собранную таким методом информацию просто, способ получения ее тоже считается одним из самых легких [1]. Для проведения исследования нами было выбрано два региона: Краснодарский край и Белгородская область. Сравнив показатели в этих двух, совершенно разных, регионах, мы получили объективную картину того, насколько высок уровень доверия к СМИ в России. В ходе работы нами были использовано два метода опроса, являющихся самыми распространенными – это интервью и анкетирование. В ходе исследования нами была опрошена тысяча человек – в опросе приняли участие жители городов Краснодарского края и Белгородской области. Возраст участников – от 18 до 30 лет.
Проанализировав полученные нами в результате работы данных, мы можем сделать следующие выводы:
1. Общий уровень доверия СМИ высок в выбранных нами для исследования регионах, в обоих случаях это показатель свыше 80%. Эти данные дают нам представление о том, насколько высок уровень россиян к СМИ в Центральном и Южном регионе страны.
2. Белгородцы относятся к СМИ более требовательно и недоверчиво, чем краснодарцы, предъявляют более высокие требования к медиа, хотят видеть освещение социально-значимых новостей и получать только качественную, полезную и достоверную информацию.
3. Краснодарцы являются более активными пользователями интернет-СМИ, по сравнению с белгородцами. От средств массовой информации они ожидают профессионального похода журналистов к освещаемым ими событиям, а также меньшей политизированности системы СМИ.
4. Уровень доверия к названным респондентами изданиям очень высок (свыше 80%), при этом краснодарцы доверяют средствам массовой информации в большей степени, чем белгородцы.
Список литературы
- Алексанян, Н.К. Трансформация роли средств массовой информации всоверменном российском обществе//Теория и практика общественного развития. - Краснодар. -2009, 89-96с.
- Вакуленко А. С., Общественное мнение в социально-историческом процессе. – К, 2014, 138 с.
- Дзялошинский, И. М. Современное медиапространство России. М.: Аспект-Пресс, 2015. 215 с.