АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ «Я ЖДУ ... СОЛОВЬИНОЕ ЭХО..."

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ «Я ЖДУ ... СОЛОВЬИНОЕ ЭХО..."

Авторы публикации

Рубрика

Литературоведение

Просмотры

571

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Дата публикации 26.01.2022

Поделиться

В данной статье мы рассмотрим и проанализируем стихотворение великого русского поэта Aфaнacия Aфaнacьeвичa Фeтa. Лирика Афанасия Фета переполнена чувствами. Поэт считал, что главная цель творчества – воспевать красоту этого мира, природы, любви.

Лирическое стихотворение А.А. Фета "Я жду... Соловьиное эхо..." отражает настроение и влияние на творчество А.А. Фета романтизма, и произведений Генриха Гейне в частности. Стихотворение проникнуто таинственностью, недосказанностью, является частью раннего творчества поэта. По жанровому своеобразию стихотворение можно отнести к элегии.  

Основная тема стихотворения - сближение с природой. Идейно лирический герой отождествляет себя, свои чувства с природными явлениями: пением соловья, звездным небом, ветром, что веет с юга. В произведении нет четко намеченного сюжета, развитие мысли больше похоже на "зарисовку", наблюдение. 

Лирический герой созерцает природу, мелодичное "я жду..." свидетельствует о том, что он никуда не торопится, а просто пребывает в спокойствии и умиротворении.  Также стоит отметить, что в стихотворении присутствует и тема безмятежности, свободы от суеты. Лирический герой любуется всем, что происходит и, возможно, природа занимает все его мысли.

Идея, выраженная стихотворением - показать, насколько человек может быть близок к природе, быть в состоянии радоваться от пребывания в ней и все свои чувства направлять на то, чтобы запечатлеть приятные образы. Стихотворению присуща определённая динамика, которая связана с его построением. 

В произведении три строфы. Каждая из них словно отдельный мини-образ природы, который удалось запечатлеть, увидеть лирическому герою. Можно предположить, что сначала герой слушает соловьиное эхо и шум реки, он спокоен и безмятежен, уже наступила ночь и "трава при луне в бриллиантах / На тмине горят светляки." Далее настроение лирического героя меняется - возможно, он подумал о чём-то волнующем, появился порыв сделать что-то, он слышит "биение сердца и трепет в руках и ногах".

В третьей строфе появляется строчка "тепло мне стоять и идти", лирический герой уже куда-то направляется. Однако после такого внимания к природе он чувствует, будто она живая, поэтому в последних строчках звучит словно прощание "прости, золотая, прости!". 

Хочется отметить, что отличительной чертой стихотворения являются мини-образы, А.А. Фет не останавливается на одном, не выделяет образы в природе один ярче другого. Причем все они одинаково значимы для лирического героя, поэтому им уделено равное внимание и сделан одинаковый акцент в произведении. 

А.А. Фет делает немаловажный упор на звуковой части образа. Так, эхо пения соловья показано читателю в движении, это производит гораздо более сильный эффект, нежели статичное изображение. Возможно читатель обратит внимание на то, что есть разница между пением соловья и эхом от его пения, так как рисуется картина ночи и соловей уже затих. Кроме того, автор применяет и ориентацию на "телесное". Лирический герой слышит биение сердца, чувствует трепет в теле, ощущает порыв своей души к действию. Эти ощущения сближают лирического героя с читателем, ведь испытанное им знакомо каждому.

Отметим средства художественной выразительности в стихотворении. Автор использует особую поэтическую лексику. Это выражено в таких приемах, как использование эпитетов ("блестящая река", "темно-синее небо"), метафор ("трава в бриллиантах", "звезда покатилась на запад"). Можно предположить, что лирический герой ждал появления звезды, чтобы загадать что-то заветное, сокровенное. Именно этим хочется объяснить своеобразное прощание со звездой. Диалог с природой основан на подробностях, деталях. Автор словно смотрит на себя со стороны, оценивая свои чувства "я жду", "слышу, стоять, идти, мне тепло". Этот прием приближает читателя к лирическому герою, несложно представить себя на месте героя, странствующего, бродящего по ночному лесу.Примечателен и поэтический синтаксис в стихотворении: используются многоточия, которые придают произведению настроение загадочности и недосказанности. Также используется такая стилистическая фигура как анафора. Начальные строки "Я жду..." помогают в создании ритмичности, образ героя не перетягивает внимание на себя, он сближен с природой. 

Для создания стихотворения автор использовал трехстопный амфибрахий с перекрёстной рифмой (АВАВ).

Лично мне стихотворение кажется завораживающим, преисполненным спокойствия. Легко можно представить ночную поляну и эхо соловьиной песни. Особенности этого стихотворения, образы-штрихи, делают его не только более глубоким, но и создают настоящую картину для воображения, которую хочется воссоздавать снова и снова.

В заключение можно сказать, что поэзия Фета оказала огромное влияние на авторов Серебряного века. В их творчестве нередко встречаются отсылки к его произведениям. Например, анализируемый текст нашел отражение в стихотворении Бальмонта «Колеблются стебли зеленой долины…». Там есть и употребление анафоры «я жду», и несколько напрямуюсоотносящихся строк.

Список литературы

  1. Фет А. А. Собрание сочинений и писем. Стихотворения и поэмы 1837—1863. СПб., 2002.
  2. Иcтopия pyccкoй литepaтypы: в 4 тoмax / Пoд peдaкциeй H.И. Пpyцкoвa и дpyгиx - Л., 1980-1983 гг.
  3. Скатов Лирика Афанасия Фета
  4. Боткин В.П. Лирика Фета. Анализ творчества Фета https://licey.net/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее