ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ГАДЖЕТОЗАВИСИМОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ГАДЖЕТОЗАВИСИМОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

9

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (49), январь ‘22

Дата публикации 21.01.2022

Поделиться

В данной статье автором описывается метод киноуроков как одно из возможных средств педагогической профилактики гаджетозависимости подростков, возникающей вследствие существования феномена префигуративности на современном этапе развития социальных отношений.

Так называемое поколение Z («домоседы», «цифровые люди» [1, с. 43]), представителями которого являются современные подростки, репрезентирует понятие префигуративности в культуре, введенное Маргарет Мид, известным антропологом XX века.

Префигуративная культура представляет собой культуру будущего, характеризующуюся зависимостью развития многих своих областей от представителей молодого поколения вследствие неосведомлённости предыдущего об изменяющихся технологических или нравственных возможностях действительности [2, с. 39].

На данном этапе развития социума одной из актуальнейших проблем становится формирование зависимости молодого поколения от гаджетов, причиной чему является именно феномен префигуративности. Родители современных подростков (поколение Х) не обладают достаточным уровнем знаний о таких устройствах, как компьютер, планшет, смартфон, с которыми их дети сталкиваются достаточно часто.

В результате указанного явления ребенок попадает в сложную ситуацию практически бесконтрольного взаимодействия с разнообразными гаджетами. В силу своего возраста не полностью сформированные личности (особенно подростки) являются наиболее уязвимым звеном в этом контакте: медиапотребление вполне может детерминировать формирование клипового мышления, попадание человека в окружение пользователей с суицидальными идеями и т.д. [4, с. 66]

Необходимо понимать, что продукты IT-технологий имеют огромный ряд социально значимых функций, в т.ч. и учебных, реализующихся, однако, только при условии наличия у пользователя достаточно развитой информационно-коммуникативной культуры, т.е. «осознанной формы коммуникации, способности к онтологическому анализу... действительных явлений социокультурной среды» [3, с. 152-153]. При отсутствии данного качества личности, явлении неосмысленного использования информации работа с гаджетами может вызвать ограничения ряда возможностей пользователей (неспособность интегрирования внимания на определенной информации (т.н. «клиповое мышление»), поверхностные знания во многих областях деятельности и пр. [1, с. 43-44]).

Целью педагога как представителя образовательной структуры становится формирование у детей представления о социально важных функциях гаджетов и отличии от этих функций их сугубо развлекательных возможностей, развитие у представителей молодого поколения информационно-коммуникативной культуры и понимания термина «информационная безопасность».

Одним из педагогических способов профилактики гаджетозависимости, служащих достижению данной цели, может стать метод киноуроков, представления подросткам отрывков из популярных фильмов (в особенности жанра киберпанка), в которых будут репрезентированы нравственные примеры использования гаджетов и других достижений IT-сферы, жизненные ситуации, невозможные на данном этапе развития науки, но предполагаемые в ближайшем будущем.

Описываемые отрывки могут быть использованы на уроках по различным предметам. Так, например, при изучении художественных произведений, их нравственной проблематики вполне результативно проведение у обучающихся ассоциаций с реальной действительностью (к примеру, проявление «цифровой любви, дружбы» и пр.).

Основной освещаемой проблемой будет являться очень частая неосознаваемость имеющейся социальной ответственности при использовании различных технологий. Подростками могут быть просмотрены и проанализированы отрывки из следующих современных киносюжетов:

1. «Трансформеры» – ряд фильмов, созданный на протяжении последних 15 лет. Целью изображаемой войны автоботов и десептиконов, от исхода которой будет зависеть будущее планеты Земля,  является овладение Великой Искрой – артефактом, способным зародить жизнь в трансформере или (при неправильном использовании) принести разрушения космических масштабов. Судьба всей Вселенной оказывается в руках одной личности – Сэма.

2. «Матрица» – научно-фантастический боевик 1999 года, изображающий будущее людей как полное их порабощение вследствие обмана иллюзией благополучного существования мира, созданной огромным компьютером. Человечество используют как источник энергии, необходимой управляющим машинам. Истина открывается одному из его представителей – хакеру Нео, призванному показать жертвам технических достижений мир вне Матрицы.

3. Японские фильмы о хикикомори – лицах, стремящихся к крайней степени социальной изоляции. Как правило, вся их коммуникативная деятельность проходит посредством использования гаджетов.

Итак, просмотр некоторых отрывков из данных кинокартин будет способствовать пониманию школьниками имеющейся ответственности каждого индивида перед предполагаемыми или уже существующими технологиями будущего, возможности одной личности в определенный период влиять на ход жизнедеятельности многих представителей общества. Этот процесс, несомненно, является одним из педагогических способов снижения зависимости учеников от неосознанного и постоянного использования IT-технологий и (при анализе фильмов с родителями) префигуративности в культуре нашего времени.

Список литературы

  1. Макарова И.А. Воспитание в эпоху цифровизации // Известия ВГПУ. 2021. С. 41-46.
  2. Самохина Н.Н. Социально-культурная американская антропология (в рамках дисциплины «Философия»): Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2016. — 102 с.
  3. Юдина А.М. Виртуализация информационно-коммуникативной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 152-153.
  4. Янак А.Л. Дети и родители в информационном пространстве: взаимодействие, риски и стратегии обеспечения безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 64–71.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее