Досуговые формы современной молодёжи. бал как актуальная технология досуга.

Досуговые формы современной молодёжи. бал как актуальная технология досуга.

В статье рассмотрены основные формы проведения досуга молодежи. За основной пример, как форма проведения досуга, взят молодежный бал.

Авторы публикации

Рубрика

Культурология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (49), январь ‘22

Дата публицакии 19.01.2022

Поделиться

Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: [Молодёжь —  поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции][1]

Исходя из данных современных социологических исследований, сегодня молодёжью принято называть людей в возрасте от 14 от 35 лет. 

У молодёжи, как у отдельной социальной группы, есть свои определенные особенности, отличающие ее от других групп.

Следует отметить, что с одной стороны, молодёжь, в каких - то опережениях вопросах может быть более компетентна, нежели другие группы, однако, в других, напротив, проявит себя ограниченно и инфантильно. Эта двойственность является причиной ряда проблем данной социальной группы. Более того, этот период совпадает с завершением учебной деятельности  и вступлением в трудовую жизнь.

Также с точки зрения психологии молодость - это период обретения своего «собственного Я», завершающие процесс социализации, а также поиска своего счастья и цели в жизни. Молодой человек не застрахован от различных ошибок, тем более в силу своего возраста и отсутствия жизненного опыта, который необходим для принятия верных решений. Однако, именно осознание и принятие собственных ошибок формируют жизненный опыт и мировоззрение молодёжи. 

Молодость с правовой точки зрения – время наступления гражданского совершеннолетия, в нашей стране это с восемнадцатилетнего возраста. Именно с этого возраста молодой человек получает полную правоспособность, в том числе и принимает на себя определенные обязанности, среди которых является уплата налогов и соблюдение законов.  

Особенности трудового положения молодежи: 

1. Молодые работники испытывают «шок от реальности», так как происходит разрозненность ожидаемого и реальности. 

2. Испытывают большое влияние конкурентно способных лиц, обладающих большей практикой. 

3. Сталкиваются с проблемами повышенных эмоциональных и физических нагрузок. 

4. Сталкиваются с проблемой взаимодействия с новым коллективом и новыми правилами распорядка. 

Особенности положения молодежи в обществе: 

1. Очень высокий уровень социальной мобильности (важнейший социальный лифт – образование) 

2. Активный поиск своего места в обществе, в его системе и связях. 

3. Переходность положения и постоянное освоение новых социальных ролей (движение по социальным лифтам)

У молодёжи имеется особый аспект и особый интерес к проведению досуга. Ведь именно у этой категории, по мнению исследователей, есть наибольшее количество свободного времени, которое молодёжь и проводит с увлечением каким-либо видом досуга. 

[Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и ещё многим другим может быть занята молодёжь в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодёжного досуга. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворённость своим свободным временем. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности][2]

Определены следующие виды основных характеристик досуга молодёжи:

Досуг молодежи имеет особо выраженные аспекты в области социологии, физиологии и психологии. Также отметим, что досуг – это добровольный выбор каждого индивида и род деятельности выбирает себе каждый сам по своим возможностям, целям и интересам. Досуг формирует и развивает личность человека, а в молодом возрасте это особенно важно. Также акцентирует внимание на саморазвитие индивидуума и потребностей личности каждого. Досуг молодёжи формирует ценностные ориентиры. Также досуг естественным образом восстанавливает силы человека, поднимает настроение и абстрагирует молодёжь от бытовых и рабочих дел. 

Таким образом, можно сделать вывод, что сущностью молодёжного досуга является свободный и творческий выбор. Творческая деятельность помогает молодёжи «преобразовывать мир» и развивать себя и своё творческое начало. Социальные институты стараются воздействовать на студенческую молодёжь с воздействием на них с нравственной и моральной точки воспитания, помогая им создать правильное мировоззрение и ценностные ориентиры. Также в коллективном досуге молодежи развивается чувство товарищества, взаимопомощи и трудовой активности. Также активный досуг требует затрат и физических сил, что помогает молодёжи вести здоровый образ жизни и снимать с себя напряжение после учебного дня. 

Досуг студенческой молодёжи  объективно отличается от форм досуга других возрастных групп. Так как молодёжь имеет ряд присущих ей своих духовных, творческих, эмоциональных и социальных потребностей. Также молодёжь больше склонна к коллективной и игровой деятельности проведения досуга. Феномен игры порождает огромный и свой собственный мир, в который молодёжь погружается безоглядно. 

[В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодёжь. Этот мир обеспечивает молодёжи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодёжь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодёжных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности][3]

К другим особенностям молодёжного досуга относится своеобразные «коллективные посиделки». Общение в молодёжной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически. [Для молодёжи «посидеть компанией» – жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» – туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всём этом молодёжь упрямо «сбивается» в компании сверстников][4]

Досуговая деятельность студенческой молодёжи удовлетворяет, прежде всего, потребность коммуникативную, и помогает молодёжи отдохнуть и преобразиться в эмоциональном контакте со сверстниками.

[Все многообразие форм общения молодёжи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам: по содержанию (познавательные, развлекательные);  по времени (кратковременные, периодические, систематические); по характеру (пассивные, активные); по направленности контактов (непосредственные и опосредованные)][5]

Молодёжный досуг с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления - как личностные, так и общественные. Ведь каждый человек – индивидуальность и у каждого молодого человека есть свои взгляды на мир, свои ценности и нравственные устои. Поэтому также разделить молодёжь можно и именно по интересам и мировоззренческим взглядам на мир. 

[Молодежь, с одной стороны, — это незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой — это поколение, от которого зависит будущее страны. Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи][6]

Таким образом, можно сделать вывод, что досуг играет огромную роль в жизни молодёжи. Для досуга характерна свобода личности, которая выражается в выборе форм, места, времени проведения досуга. 

В ХХI веке современная студенческая молодёжь активно проводит досуг в разнообразных формах. Однако следует отметить, что молодёжи также необходим особый метод, связанный с познанием и изучением истории и культуры прошлых эпох, который при этом был бы одновременно не только познавательным, но и увлекательным. 

Одним из таких мероприятий проведения досуга молодёжи является бал. [Бал – это собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке][7] 

Бал – это вид досуга дворянского общества в XVIII - нач. ХХ века. Это было особое праздничное мероприятие той ушедшей эпохи и сейчас по истокам прошлого прикоснуться к культуре дворянского времени для молодёжи было бы особенно заинтересованно и актуально. 

Необходимо понимать, что в современном обществе балы не возрождаются из эпохи дворянской культуры, а являются некой стилизацией той эпохи. Организаторы балов моделируют мероприятия, опираясь на источники, где содержится различная информация о проведении данного мероприятия в период их существования. 

В эпоху дворянской культуры существовало несколько видов и несколько причин проведения балов: свадебный бал, бал – приём, детский бал, придворные балы, которые проводились в Петербурге и «Московские» балы, которые отличались своей легкостью, непринужденностью и веселостью проведения. Именно, акцентируя внимание на «Московские» балы, и нужно при изучении бальной культуры дворянского времени для создания современных балов в ХХI веке.

Актуальность проведения данного мероприятия в эпоху информационных технологий заключается в том, что оно помогает студенческой молодёжи в поиске такого вида досуга, где на первой место выходит вербальное личное общение, вместо привычной для молодёжи формы коммуникации, с помощью компьютерных средств. Более того, именно на подобном мероприятии можно обрести много новых друзей и найти себе супружескую пару. 

Также молодёжи требуется эмоциональная разгрузка от учебных будничных дней. Многие студенты ведут пассивный образ жизни, сидя за компьютером или учебниками, а балы способствуют также и активной рекреационной функцией. Ведь танцы относятся к активным формам проведения досуга.

Более того, подобные мероприятия способствуют активному развитию интереса именно к той форме проведения досуга, которая была популяризирована несколько веков назад. 

Также, стоит отметить, что в наше время утрачиваются культурные связи поколений и традиции, наблюдается всеобщее падение нравов, культурных ценностей. Уходит в прошлое танцевальная культура и светский этикет. В связи с этим, данная проблема требует разрешения. Из этого можно сделать вывод, что у молодежи необходимо повышать интерес к изучению русских культурных традиций и исторических танцев как одного из направлений формирования культуры нашего общества. 

 Балы, как эстетическая ценность прошлого проникает в современную культуру и утверждается в ней, потому что бал для современного общества - это возможность праздника, возможность дружеского общения, возможность испытать счастье, а музыка и танцы лишь средства, которые помогают всему этому осуществиться.

Очень важно, что в наше время социокультурный процесс активно развивается и особое внимание уделяется досугу студенческой молодёжи. Молодёжи важно приобщаться к истории и получать новую информацию, новые знания о культуре, этикете, о танцах.  Также данное мероприятие способствует духовному росту и познание танцевальных навыков. 

Также для молодёжи данное мероприятие является как отход от реальности и погружение во что-то сказочное и необычное. Ведь одна из функций проведения молодёжного досуга является абстрагирование от бытовых и рабочих дел. 

Также, чтобы добавить особую атмосферу в проведения бала можно помимо танцевальной программы добавить и игры, которые были популярны при дворе, чтобы участники бала активно играли в них, помимо исполнения танцев. Также многие организаторы добавляют театрализованные постановки и творческие номера, чтобы еще более погрузиться в атмосферу бала и отдохнуть от танцевальной программы. 

Стилизованное мероприятие эпохи дворянской культуры имеет особое внимание у современной молодёжи и развивается потребность реализации данного мероприятия. Форма проведения бала, как одной из формы проведения досуга осуществляется посредством реализации историко-культурным знаниям. Стоит отметить, что реализовать данный проект может только профессионал, изучающий все культурные и исторические аспекты бальной культуры, так как для этого необходимо изучать исторические источники, а также методические разработки по бальным танцам, этикету и формы проведения мероприятия в современном обществе. 

Список литературы

  1. Кориенко Т.В. Культура досуга современной молодёжи. Проблема и перспективы развития. М. 2006. С. 45.
  2. Молодежь и молодежная политика// Энциклопедия экономиста. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html (дата обращения: 10.01.2022)
  3. Мослаев Б.Г. Досуг. Методология и методика социологических исследований. М. 1995. С. 14.
  4. Бестужев–Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М. 1984. С. 67.
  5. Молодежь// Академик. URL: https://dic.academic.ru (дата обращения: 20.02.2019)
  6. Грушин Б. Ю. Творческий потенциал свободного времени. М. 1980. С. 30.
  7. Балы и светские рауты в искусстве// Искусство URL: https://obiskusstve.com/204048547538799561/baly-i-svetskie-rauty-v-iskusstve/ (дата обращения: 10.01.2022)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary