Применение технололгий активоного и интерактивного обучения в курсе экономических дисциплин

Применение технололгий активоного и интерактивного обучения в курсе экономических дисциплин

Рассматриваются активные и интерактивные технологии с точки зрения их сущностной характеристики. Отмечается важность внедрения данных форм обучения в образовательный процесс. Акцентируется внимание на основных приемах и методах активного и интерактивного обучения.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публицакии 18.01.2022

Поделиться

Актуальность данной темы заключается в том, что в соответствии с ФГОС в реализации образовательного процесса должны присутствовать активные и интерактивные формы занятия. Внедрение данных форм обучения является важнейшим направлением подготовки обучающихся в системе профессионального образования. Новые взгляды на обучение хоть и не воспринимаются многими преподавателями в полной мере, но нельзя отрицать эффективность и положительное влияние на усвоение учебного материала обучающимися посредством активного вовлечения их в учебный процесс. Данные формы обучения в учебном процессе должны составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

Рассматривая особенности активного и интерактивного обучения следует отметить, что в образовании широкое распространение также получил третий метод обучения – пассивное обучение. Все три метода имеют свои особенности.

При пассивном методе обучающиеся подчинены преподавателю и выступают на занятии в роли слушателей, где основная инициатива исходит от преподавателя. Данный метод проведения занятия характеризуется авторитарным стилем взаимодействия преподавателя с обучающимися и осуществляется при помощи тестов, опросов, контрольных работ, т.е. таких способов проверки знаний, которые бы не требовали от обучающихся активного взаимодействия с преподавателем. Эффективность данного метода довольна низка, но присутствуют также и свои плюсы: простота подготовки со стороны преподавателя, а также преподнесение обучающимся большего количества учебной информации с учетом ограниченности занятия во времени.

При активном методе обучающиеся не просто подчинены преподавателю, но и активно участвуют в образовательном процессе, проявляя свою инициативность [1, с. 40]. Данный метод характеризуется демократическим стилем взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Активные и интерактивные методы не являются идентичными и имеют определённые различия. Интерактивные методы являются усовершенствованной формой активных методов.

Интерактивный метод, в отличие от активного метода, ориентирован не только на более широкое взаимодействие преподавателя с обучающимися, но и на взаимодействие обучающихся друг с другом и доминирование активности обучающихся в процессе обучения [2, с. 14]. На интерактивных занятиях преподаватель выполняет роль наставника, то есть направляет и корректирует деятельность обучающихся для достижения ими целей занятия.

Другими словами, интерактивное обучение направлено как на взаимодействие преподавателя с обучающимися, так и на взаимодействие обучающихся между собой [1, с. 42].

Особенностью интерактивных форм обучения является самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, а также обоснование этих вариантов. При использовании интерактивных форм, роль преподавателя на занятии сводится к регулированию процесса обучения и общей его организации.

Разработано множество приемов и методов активного и интерактивного обучения, рассмотрим самые распространенные и ведущие из них:

1. Активная и интерактивная лекция.

2. Дискуссия – это публичное обсуждение или свободный обмен мнениями, знаниями, идеями или суждениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Она характеризуется столкновением различных точек зрения, позиций [3, с. 32]. Важнейшей характеристикой, отличающей дискуссию от других видов спора, является аргументированность.

3. Разбор конкретных ситуаций (Case-study). Основной целью метода является активизация обучаемых. Суть метода заключается в осмыслении реальной жизненной ситуации, с которой может столкнуться обучающийся в своей профессиональной деятельности. Ситуация, разработанная для обучающихся, позволяет решить не только какую-либо практическую проблему, но и способствует приобретению определенного комплекса знаний при разрешении данной проблемы.

4. Ролевые и деловые игры.

Ролевая игра позволяет прожить обучающимся те жизненные ситуации, в которых они могут оказаться в своей дальнейшей учебной и профессиональной деятельности (например, защита каких-либо проектов или разработок, конфликт с однокурсниками, трудоустройство на работу и пр.) [3, с. 31].

Деловая игра способствует воссозданию предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделированию таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности, а также моделированию профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

5. Психологический и иной тренинг – это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности; метод создания условий для самораскрытия обучающихся, а также для самостоятельного поиска ими способов решения проблем.

6. Компьютерные симуляции представляют собой создание и проектирование учебных задач, ситуаций и их решение при помощи компьютера [1, с. 46]. Компьютерные симуляции имитируют реальные условия и ситуации, с которыми может столкнуться обучающийся в своей будущей профессиональной деятельности.

Основным преимуществом применения компьютерных симуляций является снижение риска при ошибочных действиях, а также возможность проработки ситуации несколько раз, учитывая предыдущий опыт.

7. Метод проектного обучения. Данный метод основывается на самостоятельной разработке обучающимися проектов по темам и их защите [4, с. 113].

Таким образом, технологии активного и интерактивного обучения способствуют развитию таких личностных качеств обучающихся, как самостоятельность, способность к творчеству, инициативность, а также позволяют распознать их насущные интересы и потребности.

Список литературы

  1. Фарафонтова, И.А. Организация активных и интерактивных форм проведения занятия: учебно-методическое пособие / И.А. Фарафонтова, С.А. Павлова. – Москва: ГГУ, 2016. – 26 с. – ISBN 978-5-00023-209-9. – Текст: непосредственный.
  2. Черниева, Н.С. Активные методы обучения в учебном процессе / Н.С. Черниева, И.Н. Иванова. – Текст: электронный // Молодежь и наука. – 2016. – № 6. – С. 31-33. – URL: http://min.usaca.ru/issues/24/articles/1245 (дата обращения: 16.01.2022).
  3. Бейдерман, С.Б. Инновационные подходы в системе современного образования / С.Б. Бейдерман, А.Ф. Шаехов. – Текст: непосредственный // Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы XV Международной молодежной научно-практической конференции / под редакцией В.Л. Бенина. – Уфа, 2019. – Часть 1. – С. 38-47.
  4. Шульмин, С. А. Некоторые аспекты проведения проектного управления на основе применения современных бизнес-технологий / С.А. Шульмин, Ю.Р. Лутфуллин. – Текст: непосредственный // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 9. – С. 111-115.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary