СТРАТЕГИИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ

СТРАТЕГИИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (49), январь ‘22

Дата публикации 18.01.2022

Поделиться

Актуальность статьи обусловлена тем, что выход компаний на международные рынки в современной глобальной экономике по праву считается ключевым условием успешного роста и развития бизнеса. Внешнеэкономическая деятельность позволяет компаниям диверсифицировать свою деятельность, расширять географическое присутствие, получать доступ к ресурсам других стран, повышать результативность деятельности организации и конкурентоспособность на внутреннем рынке. Для сохранения и укрепления позиций в конкурентной борьбе отечественные компании должны полностью использовать имеющиеся резервы, реализовывать активные конкурентные стратегии.

В настоящее время долгосрочное и успешное функционирование компании зависит от эффективной стратегии ведения бизнеса. Большинство компаний, успешно освоившие домашний рынок, ищут возможности роста за счет экспансии на внешних рынках. Благодаря внешнеэкономической деятельности чаще всего компании ожидают увеличения продаж, что может привести к увеличению использования текущих производственных мощностей, использованию новых технологий, повышению конкурентоспособности и укреплению репутации компании. При этом внешнеэкономическая деятельность как стратегический процесс дает компаниям множество вызовов, включая экономические, политические, культурные и экологические.

С началом процесса экономической глобализации связана активизация международного бизнеса компаний, под которым понимается установление и развитие устойчивых производственных, научно-технических, финансовых и коммерческих связей между предприятиями разных стран.

Формирование стратегии ведения бизнеса включает [2, с. 106]: стратегический анализ видов производства, необходимых для успешного функционирования на рынке, а также становление направлений деятельности с учетом вариантов роста, которые можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1.

Варианты возможностей роста компаний

Интенсивный рост

Интеграционный рост

Диверсификационный рост

1. Более глубокое внедрение на рынок

1. Регрессивная функция – ужесточение поведения с поставщиками

1. Концентрическая диверсификация –  пополнение ассортимента схожего с существующим товаром

2. Поиск новых сегментов рынка, создание привлекательности

2. Прогрессивная интеграция – жесткий контроль системы распределения товара

2. Горизонтальная диверсификация – пополнения ассортимента новыми товарами

3. Совершенствование товара

3. Горизонтальная интеграция – контроль конкурентов

3. Конгломератная диверсификация – выпуск совершенно новых товаров

 

Интенсивный рост оправдан, когда компания не до конца испытывает возможности по своему товару и своему рынку. Интеграционный рост оправдан, когда у компании прочные позиции или когда она может получить дополнительные выгоды за счет перемещения в рамках отрасли вверх, вниз, по горизонтали. Диверсификационный рост оправдан, когда отрасль не дает возможностей компании для дальнейшего роста или когда другие отрасли более привлекательны для нее. 

Можно выделить следующие общие цели, которые организации ставят перед собой при выходе на внешние рынки:

Поиск новых рынков. Компании стремятся продавать свои продукты или услуги большему числу клиентов. В этом случае идентифицируется подходящий рынок, подбирается местоположение и проходит набор специалистов в сферах продаж, маркетинга и операций, связанных с дистрибуцией продукции.

Снижение издержек производства. Для повышения эффективности компании пытаются снизить общие издержки производства, поэтому они определяют наиболее эффективные места и относительно недорогие ресурсы, которые обладают сравнительно низкими трудозатратами, потенциальной экономией от масштаба и развитой транспортной сетью.

Поиск новых технологий. Компаниям необходим доступ к новым идеям и технологиям, чтобы поддерживать связь с последними достижениями в своей отрасли и ускорять собственное развитие.

При выходе на конкретный внешний рынок промышленные компании могут ставить перед собой несколько целей. Однако перед рассмотрением, принятием решения и разработкой стратегии выхода на внешние рынки важно понимать, чего хочет достичь компания.

В международной практике используют три основных варианта стратегии проникновения в международный бизнес:

  1. Производство за рубежом: контракты на производство с местным изготовителем, лицензионные соглашения, прямое инвестирование, сборочный завод.
  2. Непрямой экспорт – внешнеторговая деятельность осуществляется через посредников, которые покупают продукцию у товаропроизводителей: ориентация на краткосрочную перспективу; высокий риск, низкая цена; косвенное участие в международной торговле; сбыт через экспортно-импортную компанию своей страны.
  3. Прямой экспорт – более развитая форма интернационализации хозяйственной деятельности предприятия, предполагает вывоз товара, капитала и услуг за границу для их реализации на внешних рынках с целью получения иностранной валюты.

С целью результативного использования стратегий компания должна правильно оценивать собственные возможности на быструю адаптацию к новому рынку, в особенности на организацию бизнес-процессов в условиях деятельности в конкретной стране. В первую очередь, речь идет о структурных и культурных различиях между рынками и странами.

Наиболее значимыми барьерами выхода на внешний рынок являются политическая или экономическая нестабильность, неподготовленность персонала, занимающегося экспортной деятельностью, трудности поиска подходящего дистрибьютора и сбор достоверной информации с одной стороны, и такие способствующие факторы как сотрудничество с зарубежными поставщиками и с консалтинговыми информационными компаниями с одной стороны, а также рентабельность продаж на внешнем рынке с другой.

Таким образом, разработка стратегий для целей международного бизнеса представляет собой комплексную и достаточно сложную задачу, которая требует от специалистов по стратегическому планированию более широкого и глубокого взгляда на процессы, происходящие как внутри компании, так в ее внешней среде. Первоначально компания должна разработать международную стратегическую альтернативу своей деятельности, после чего можно переходить к формулировке стратегий для рынков разных стран и регионов и определению способа проникновения на них, т.е. стратегии интернационализации.

Список литературы

  1. Международный бизнес: новые тенденции теории и практики : учебное пособие / Л.П. Пискунова, А.Н. Непп, Е.Б. Бедрина [и др.] ; под общ. ред. Л.С. Ружанской ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет.— Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2020.— 150 с. : ил.— ISBN 978-5-7996-3158-1.— Текст: электронный.
  2. Митяева, Н. В. Конкурентоспособность конкурентной среды национальной экономики / Н. В. Митяева, Ю. В. Федорова // Альманах современной науки и образования. – 2013. – № 7 (74).
  3. Скворцова, В. А. Микроэкономика : учеб. пособие / В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская, А. О. Скворцов. – М. : КНОРУС, 2016. – 470 с.
  4. Соколова О.Ю., Бобкова А.Д. Стратегии проникновения в международный бизнес: формирование и оценка успешности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2016. – № 1 (37). – С. 196–205.
  5. Терёшина, Н.П., Подсорин, В.А., Белозеров, В.Л., Данилина, М.Г., Жаков, В.В., Иванова, Е.А., Кожевников, Ю.Н., Межох, З.П., Соколов Ю.И. Экономика железнодорожного транспорта. Вводный курс [Текст] // Под. ред. Н.П. Терёшиной, В.А. Подсорина. Учебник в 2 частях / Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте. Москва, 2020. Том Часть 1. 472 с.
  6. Данилина, М.Г., Колядин, Д.Г., Жаков, В.В. Повышение экономической эффективности транспортной организации на основе внедрения процессного подхода: практические рекомендации по моделированию бизнес-процессов [Текст] / М.Г. Данилина,
Д.Г. Колядин, В.В. Жаков // Транспортное дело России. 2021. № 3. С. 73-76.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее