ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ВЕК ЦИФРОВИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ВЕК ЦИФРОВИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 17.01.2022

Поделиться

В статье рассмотрены особенности теоретических подходов к определению сущности государственного регулирования экономики, определена специфика формирования государственного регулирования в рамках цифровой  экономики. Автор делает вывод на основании анализа  исследований отечественных исследователей, посвященных данной тематике.

Введение. Проблемы в сфере государственного регулирования экономики, осуществления функциональных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации, неизменно остаются актуальными. Исследования отдельных сфер государственного регулирования экономических вопросов, показывают, что имеется необходимость детализации объектов исследования. В настоящее время наблюдается процесс усиления факторов, влияющих на снижение стабильности в мировой экономике. Это сказывается не только на отдельных странах, но и на процессе глобализации. Ряд показателей показывает, что существование многих крупных и средних региональных центров скоро станет нормой. В то же время политические интересы и технологические факторы будут усиливать свое влияние на экономическое развитие.

Глобальные мировые тенденции влияют на действия государственных органов, что приводит к проблемам регулирования экономики. Одной из главных задач государства является повышение предпринимательской активности. На сегодняшний момент наблюдается динамика к повышению налоговой базы, однако положительным моментом являются различные программы поддержки предпринимателей, которые проводит государство, на различных уровнях.

Сущность государственного регулирования экономики. Обратимся к теоретическим подходам к содержанию и значению государственного регулирования в экономике. В соответствие со взглядами Т.Н. Шарыповой [4] цель данной деятельности со стороны государства направлена обеспечение стабильности социально-экономической системы, которая вне регулирования оказалась неадаптированной к происходящим изменениям. Применение мер регулирования экономики в рамках данной концепции напрямую связано с наличием кризисной ситуации, требующей вмешательства со стороны государства в качестве превентивной меры системного кризиса и ухудшения социально-экономического положения граждан страны. Меры направлены на сохранение существующего строя и поддержание его стабильности. На наш взгляд цель носит скорее генеральный характер, то есть дает только общее понимание направления государственного регулирования экономики и нуждается в дополнении.

Так, в работе Т.Ю. Прокофьевой [2] перечислены различные направления целей, которые реализуются посредством включения механизма государственного регулирования экономики. Данная типология включает 5 направлений целей:

Во-первых, выполняющие функцию стабилизатора. Деятельность государства в данном случае направлены на сохранение стабильности существующего положения, сохранение существующей динамики экономических показателей и структуры экономики. В рамках реализации данной цели происходит поддержание отдельных отраслей, районов или предприятий, имеющих стратегическое значение при возникновении сложной финансовой ситуации. Базисом деятельности является сохранение денежного обращения.

Во-вторых, стимулирующее направление. То есть деятельность государства направлена на развитие новых отраслей экономики, позволяющих повысить ее эффективность. Данное направление активно развивается в рамках цифровой экономики, хотя и создает искусственные механизмы цифровизации и диверсификации экономической системы страны. Данное направление связано с поддержкой стартапов, обеспечивающих инновационное развитие экономики, деятельностью в направлении развития возобновляемых источников энергии, выполняя тем самым социальную и экологическую миссию т.д. В то же время искусственность данных объектов экономики зачастую делает их нежизнеспособными и создает деятельность ради деятельности, а не ради самого результата.

В-третьих, косвенное воздействие на экономические системы. В частности, формирование условий за счет бюджетных средств, на основании которых будет сформировано благоприятное экономическое развитие в последующем. Сюда можно отнести вложения в систему научно-технического образования, государственные гранты для молодых ученых, строительство инфраструктурных объектов, в том числе и образовательных и т.д. Положительно сказывается на развитии данного направления привлечение зарубежных высококвалифицированных специалистов, разрешение на деятельность которых также находится в ведении государства.

В-четвертых, меры краткосрочного характера, имеющие ситуативное воздействие. Они чаще всего носят популистский характер и не способны адекватно отразить реальную экономическую ситуацию. В частности, данной мерой выступает повышение уровня оплаты труда в отрасли при снижении ее производительности, что способствует снижению уровня социальной напряженности, но одновременно не отражает реально существующей необходимости модернизации самой отрасли и повышения производительности труда. В развитых странах такая практика связана с национализацией банков и стратегических предприятий, которые находятся в стадии банкротства. Практика развитых экономик, показывает, что наиболее эффективно данное направление работает, если после реструктуризации и реконструкции предприятие отправляется частным владельцам, как более эффективной системе управления в рамках рыночной экономики.

В-пятых, меры чрезвычайного характера, требующие непосредственного государственного вмешательства в функционирование национальной экономики, связанные с наличием социальных потрясений, военными действиями, сложной эпидемиологической ситуацией и т.д. В частности, пандемия COVID-19, показала насколько разный подход страны мира использовали в условиях вынужденного локдауна и какие методы использовали государства в рамках экономического регулирования в экстремальных условиях.

Спецификой целей государственного регулирования становится не использование отдельных направлений. Зачастую они тесно переплетены, покрывают друг друга, что связано со сложностью экономических процессов на уровне национальной экономики и в рамках существующего глобального экономического пространства. При этом некоторые цели могут противоречить друг другу, что связано с разнонаправленным развитием экономики и требует адекватного и своевременного реагирования на возникающие ситуации.

Тесная связь государственного регулирования экономики, напрямую связанного с реакцией на эндогенные или экзогенные процессы, имеющие место в рамках общественно-политической системы. При этом, в связи с разнообразными условиями, в которых происходит государственное регулирование, необходимо определить ограниченность и временность их воздействия на экономику. На эту необходимость указывает в своей работе В.П. Васильев [1].

Заключение. Таким образом, государственное регулирование экономики, в том числе и цифровой, преследует цель – сохранение стабильности социально-экономического и политического развития общества. В зависимости от конкретных внутренних и внешних факторов цели могут иметь разнонаправленный характер: от принудительного консервирования отдельных параметров экономического развития до стимулирования инфраструктуры и образовательного пространства, способствующих цифровизации экономики. Большинство авторов сходится во мнении, что для решения конкретных целей государство использует те направления и инструменты, которые позволяют максимально эффективно их реализовать. При этом решение тактической задачи в виде, например, повышения уровня заработной платы некоторым категориям граждан при снижении уровня производства, может спровоцировать в стратегическом плане крайне негативные последствии я в виде череды экономических кризисов.    

Список литературы

  1. Васильев, В. П.  Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020.
  2. Прокофьева, Т.Ю. Рыночные отношения в современной экономике / Т.Ю. Прокофьева, И.Н. Горшкова // Экономическое развитие современной цивилизации: курс лекций. – Ставрополь: Изд-во Ставр., краевого ИУУ, 2018.
  3. Шарыпова, Т. Н. Общая характеристика методов государственного регулирования экономики / Т.Н. Шарыпова, А.И. Минко // Colloquium-journal. – 2020. – №1 (53). – С. 149.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее