ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 17.01.2022

Поделиться

Рассматриваются инновационные технологии обучения с точки зрения их сущностной характеристики. Отмечается важность применения данных форм обучения в образовательном процессе. Акцентируется внимание на основных преимуществах данных технологий.

Актуальность данной темы заключается в том, что общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что порождает потребность в применении современных, более новых и усовершенствованных технологий обучения.

Анализ научно-педагогической литературы, нормативной документации и научных статей в области образования позволил выявить следующие инновационные технологии обучения:

1. Технология дуального обучения. Дуальная система профессионального обучения позволяет совместить в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку, причем изучение теории в учебном заведении дополняется практическим обучением на производственном предприятии, будущем месте трудоустройства [1, с. 38].

2. Технология индивидуализации обучения – это модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует с обучающимися посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося.

В настоящее время применение индивидуального обучения осуществляется при помощи разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) и индивидуальной образовательной программы (ИОП). А гарантировать индивидуализацию обучения может модульная технология, которая будет рассмотрена далее.

3. Модульно-рейтинговая технология обучения. Модульность обучения позволяет разделить дисциплину на части (модули), которые имеют логическую завершенность, что способствует более легкому освоению учебной дисциплины. Данная технология повышает роль самостоятельной работы обучающихся при изучении конкретной дисциплины [2, с. 105].

Существенным преимуществом модульно-рейтингового обучения является рейтинговая система оценки знаний, которая включает рейтинг каждого обучающегося, определяемый совокупностью оценок по контрольным точкам конкретной дисциплины.

4. Дистанционное обучение (ДО) предполагает взаимодействие преподавателя и обучающихся на расстоянии с отражением всех присущих образовательному процессу компонентов (целей, содержания, контроля, оценки) и реализуется посредством технических средств, предусматривающих возможность выхода в интернет (персональный компьютер, ноутбук, планшетный компьютер и др.).

ДО особенно актуально на сегодняшней день из-за распространения короновирусной инфекции (COVID-19), следствием которой стал переход обучающихся образовательных учреждений на данную форму обучения.

5. Технология погружения обучающихся в некомфортную среду. Данная технология подразумевает погружение обучающихся в сымитированную профессиональную проблему, разрешение которой ограничено во времени и возможно только с применением определенных знаний и умений, что мотивирует обучающихся осознанно изучать материал не только в рамках программы, но и за ее пределами. Погружаясь в некомфортную среду, обучающиеся проживают профессиональные ошибки, с которыми они могли бы столкнуться в своей профессиональной деятельности, а также осознают значение знаний и умений, полученных в процессе обучения.

Применение данной технологии наглядно отражено во время обучения проектных команд по программе моногородов, осуществлявшейся на базе РАНХиГС (г. Москва). Работники были поделены на команды и погружены в режим обучения в неформальной для них обстановке с 9 ч до 21 ч ежедневно сроком на 5 дней (столько длился каждый модуль). Им предстояло решить профессиональные задачи, применяя все свои знания и умения, будучи ограниченными во времени. Далее следовал отъезд к месту проживания, где оторванные от дел работники должны были решить свои профессиональные задачи, накопленные за время их обучения. И снова следовал выезд на следующий модуль [3, с. 29, 4, с. 113].

Такой режим обучения позволил работникам активизировать критическое мышление в нестандартных ситуациях, полученный опыт от преодоления которых пригодится им в дальнейшей профессиональной деятельности.

6. Здоровьесберегающие технологии. Реализация данных технологий основывается на личностно-ориентированном подходе, где деятельность преподавателя в образовательном процессе направлена не только на получение обучаемыми необходимых знаний, умений и навыков, но и на сохранение их здоровья и формирование ценностного отношения к нему.

7. Blendedlearning – смешанное обучение. Данная технология подразумевает совмещение электронного и очного обучения, где недостатки одного из них компенсируются преимуществами другого. Обучающийся самостоятельно контролирует свою образовательную траекторию, время, место и темп обучения.

8. Flip-the-classroomtechnique – технология перевернутого урока. Сущность данной технологии заключается в том, что преподаватель записывает теоретическую часть занятия на видео (часть, на которой происходит объяснение материала, где неизбежна низкая активность студентов), основным условием которого является полный и постоянный доступ для студентов. Полученный материал обучающиеся перерабатывают дома и, приходя на занятие, имеют одинаковый уровень подготовки в рамках данной темы, так как знакомство с новым учебным материалом происходит в удобном для каждого из них темпе [1, с. 43].

9. CСM (Сreative Сritical Moments) – технология творческих критических моментов. Данная технология предполагает создание преподавателем таких условий образовательной среды, которые бы способствовали возникновению самого критического момента, с одной стороны, и давали бы импульс для творческого акта мышления обучающихся – с другой [2, с. 107].

Основная цель преподавателя заключается в формулировке такой профессионально значимой задачи, где получение обучающимися новых знаний не будет вписываться в привычную схему мыслительного процесса, тогда само занятие станет критическим и творческим, так как перед обучающимися будет поставлена задача, требующая принципиально нового решения, выработки нового знания на базе переосмысления и переработки имеющейся информации с учетом своих профессиональных умений и опыта деятельности.

Таким образом, применение вышеперечисленных технологий обучения способствует более качественному усвоению учебного материала, а также раскрывает творческий потенциал обучающихся и развивает их креативное мышление.

Список литературы

  1. Бейдерман, С.Б. Инновационные подходы в системе современного образования / С.Б. Бейдерман, А.Ф. Шаехов. – Текст: непосредственный // Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы XV Международной молодежной научно-практической конференции / под редакцией В.Л. Бенина. – Уфа, 2019. – Часть 1. – С. 38-47.
  2. Стуколова, Е.А. Современные технологии подготовки педагогических кадров: зарубежный опыт / Е.А. Стуколова. – Текст: электронный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 7. – С. 102-111. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ 24831913_93609750.pdf (дата обращения: 16.01.2022).
  3. Шульмин, С. А. Инновационные подходы в системе современного образования / С.А. Шульмин, Ю.Р. Лутфуллин. – Текст: непосредственный // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 2 – С. 25-30.
  4. Шульмин, С. А. Некоторые аспекты проведения проектного управления на основе применения современных бизнес-технологий / С.А. Шульмин, Ю.Р. Лутфуллин. – Текст: непосредственный // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 9. – С. 111-115.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее