ФИНАНСОВЫЕ ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

ФИНАНСОВЫЕ ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Авторы публикации

Рубрика

Финансы

Просмотры

30

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 17.01.2022

Поделиться

В стaтьe рaссмoтрeны oснoвныe источники социальной защиты, их группировка, оказание услуг социального обеспечения из государственного бюджета и виды финансирования услуг социального обеспечения.

Сегодня социальное обеспечение в нашей стране характеризуется разнообразием форм и видов, а также несколькими источниками финансирования. Финансовые ресурсы на услуги и выплаты в целях социального обеспечения аккумулируются в различных социальных фондах и управляются различными государственными учреждениями. Услуги и выплаты по социальному обеспечению производятся из следующих источников:

- государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты); - Внебюджетный пенсионный фонд;

- государственный фонд содействия занятости населения;

- средства бюджета социального страхования Совета Федерации профсоюзов Узбекистана.

Из государственного бюджета традиционно финансируются следующие формы и виды социального обеспечения:

а) из республиканского бюджета:

- расходы на содержание детских домов в республике;

- расходы на содержание пансионатов и санаториев, учреждений социальной защиты ветеранов войны и труда при министерствах и ведомствах республики, а также адресные меры социальной защиты;

- расходы по выделению средств в уполномоченный орган на выплату пособий детям с ограниченными возможностями и родов с детства, компенсации отдельным категориям лиц, установленные законом;

- стоимость социальной поддержки участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и прошедших военную службу на ядерных объектах, выплаты льгот и компенсаций отдельным категориям лиц и т.д.

б) из местных бюджетов:

- расходы на содержание детских домов, государственных детских лагерей местного самоуправления;

- расходы на содержание пансионатов, пансионатов и санаториев для престарелых и инвалидов, реабилитационных центров для инвалидов, других учреждений местного самоуправления, а также стоимость адресных мер социальной защиты;

- расходы на социальную помощь на дому;

- расходы на городской пассажирский транспорт для покрытия расходов, связанных с перевозкой пассажиров и багажа по ограниченным тарифам, а также с предоставлением льготных транспортных услуг для отдельных категорий граждан и т.д.

Известно, что центром социальной защиты является пенсионная система. В большинстве стран специальные фонды - пенсионные фонды - создаются централизованно для финансирования пенсий. Их основная цель - финансирование пенсий и других социальных выплат в соответствии с пенсионным законодательством страны. В нашей стране функции социального обеспечения выполняют государственный бюджет и внебюджетный Пенсионный фонд. Сегодня из внебюджетного пенсионного фонда выплачиваются следующие пенсии и социальные выплаты, а также другие расходы, связанные с социальным обеспечением граждан:

- выплата государственных пенсий работающим пенсионерам;

- выплата государственных пенсий неработающим пенсионерам;

- предоставление пособий престарелым и инвалидам, не имеющим права на получение государственной пенсии;

- пособие на похороны;

- другие расходы, определенные в установленном порядке.

Некоторые формы и виды социального обеспечения финансируются Государственным фондом занятости, который включает:

- расходы на профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку лиц, признанных безработными;

- выплата пособия по безработице, помощь в трудоустройстве и компенсации в связи с добровольным переездом на другое место работы по предложению центров социальной защиты, а также материальная помощь безработным;

- возмещение расходов внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан в связи с досрочным выходом на пенсию лиц, признанных безработными;

- частичное финансирование создания специализированных рабочих мест и производств по использованию труда инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите;

- стоимость оказания помощи безработным, включая помощь в трудоустройстве и консультационные услуги;

- финансирование международного сотрудничества по вопросам занятости и реализации международных проектов и соглашений;

- расходы, связанные с организацией трудоустройства и социальной защиты граждан Республики Узбекистан, направляемых на работу за границу и др.

Бюджет социального страхования Совета Федерации профсоюзов Узбекистана формируется из следующих источников:

- отчисления от единой социальной выплаты за здоровье работников и членов их семей в Совет Федерации профсоюзов Узбекистана, установленные законодательством Республики Узбекистан;

- за счет средств, полученных от сотрудников для направления на лечение и отдых в установленном порядке;

- за счет иных средств, не запрещенных законом. Средства Совета Федерации профсоюзов направляются на охрану здоровья работников и членов их семей в соответствии с целями, указанными в бюджетах и   сметах, утвержденных решениями соответствующих профсоюзных органов:

- получать путевки на лечение в санатории, пансионаты и дома отдыха;

- в санаторно-профилактических учреждениях и учреждениях образования, в соответствии с утвержденным бюджетом санаториев на социальное страхование, частичное возмещение затрат на здоровье персонала или студентов (оплата персонала, питание, лечение, культурные услуги) на показ);

- участвовать в обеспечении детей в детских оздоровительных лагерях, в соответствии с утвержденными сметами детских оздоровительных лагерей (оплата труда персонала, питание, лечение, культурные услуги для детей);

- выделить частичные средства на приобретение спортивного инвентаря, тренировочных и спортивных мероприятий в размере оплаты труда и финансовых ресурсов работников детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) при профсоюзах;

- при отсутствии собственной спортивной базы арендовать помещения, в порядке исключения, в соответствии с бюджетом БОСМ, утвержденным региональными ассоциациями;

- финансирование организационно-управленческих расходов на социальное страхование, обеспечение врачами и другим персоналом, задействованным в обучении, обучении, оздоровительной деятельности;

- реконструкция профсоюзных медицинских и спортивных объектов БОСМ в соответствии с утвержденным бюджетом Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, адресной ведомостью строящихся и реконструируемых объектов;

- другие меры, связанные со здоровьем сотрудников и членов их семей, финансируемые за счет социального страхования.

Трудовой кодекс Республики Узбекистан предусматривает, что все работники государственного социального страхования охвачены государственным социальным страхованием. Работодатели, а также застрахованные работники сами оплачивают страховые взносы по государственному социальному страхованию. Однако тот факт, что работодатели не оплачивают государственное социальное страхование, не лишает застрахованного работника права на получение государственного социального страхования. Застрахованные работники и, при необходимости, их семьи также охвачены государственным социальным страхованием (Рисунок 8.1):

- пособия по временной нетрудоспособности и женщинам, а также пособия по беременности и родам;

- пособия по беременности и родам;

- государственные пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца;

- другие платежи, предусмотренные законодательством.

Из средств государственного социального страхования в санаториях также используются в установленном порядке отдых, оплата медицинского (диетического) питания застрахованных работников, содержание детских оздоровительных лагерей, другие меры государственного социального страхования.

Социальное страхование - это социальная защита населения от различных рисков, то есть от суммы рисков, таких как безработица, инвалидность, потеря дохода. Важным аспектом социального страхования является то, что оно находит отражение в экономических отношениях, возникающих в процессе формирования специальных внебюджетных фондов на основе целевых взносов работодателей и работников. В отношениях социального страхования страховой взнос зависит от доли труда и продолжительности страхования.

Социальные риски, которые приводят к потере трудоспособности и дохода, включают: болезнь, производственную травму, профессиональное заболевание, несчастный случай, материнство и детство, безработицу, старость, потерю кормильца. По мере развития общества роль и место социального страхования будут возрастать, включая повышение уровня обязательного социального страхования, расширение программ социального страхования, повышение пенсий, пособий и качества предоставляемых услуг. Их ценность и увеличить реальные доходы населения.

С социально-политической точки зрения социальное страхование показывает, что граждане имеют конституционное право на получение пособий в случае старости, болезни, материнства, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Размер компенсации определяется в зависимости от стажа работы, заработной платы, степени инвалидности и в соответствии с действующим законодательством.

Важнейшая экономическая функция социального страхования состоит в том, что оно создает необходимые условия для воспроизводства трудовых ресурсов и одновременно является неотъемлемой частью государственной политики в социальной сфере. Система социального страхования также является одной из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической солидарности.

С помощью социального страхования общество выполняет следующие функции:

- формирование оплачиваемых фондов для покрытия расходов недееспособных и неучаствующих лиц;

- Обеспечение структуры и необходимого объема воспроизводства трудовых ресурсов;

- сокращение перебоев в финансовой поддержке работающих и безработных членов общества;

- повышение уровня жизни нетрудовых групп.

Социальное страхование направлено на финансирование двух мероприятий:

первая - реабилитация и поддержание трудоспособности работников с помощью мер по охране здоровья и переподготовки;

второй - гарантировать финансовую безопасность тем, кто потерял трудоспособность или не имеет ее вообще.

Материальной основой системы социального страхования являются соответствующие фонды. Фонды социального страхования формируются из следующих источников:

- страховые взносы работников;

- взносы работодателей;

- государственные субсидии.

Страховые взносы сотрудников вычитаются из их доходов. По сути, эти платежи являются адресными налогами. Страховой взнос рассчитывается как процент от заработной платы брутто и часто не зависит от размера дохода.

Государственные субсидии включают субсидии фондам обязательного социального страхования для неработающих граждан, военных и государственных служащих, субсидии для покрытия дефицита социального фонда и налоговые льготы.

Фонды обязательного социального страхования используются в виде выплат, финансирования социальных услуг, льготной помощи. Что касается ресурсов, то на первом месте стоят платежи. Они бывают в виде пенсий и пособий.

Фонды социального страхования используются для финансирования услуг медицинских и социальных учреждений, санаторно-курортных услуг, восстановления трудоспособности граждан, проведения лечебно-профилактических мероприятий.

Особенность льготной помощи состоит в том, что ее цели и задачи связаны с предоставлением определенных выгод другим лицам при приобретении определенных выгод при приобретении определенных материальных благ.

Пенсии определяются по возрасту, инвалидности, потере кормильца, выслуге в армии, а также социальные пенсии. Пособия предоставляются на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, детей, безработных, а также на обучение и переподготовку.

Платежи и услуги делятся на три группы в соответствии с их целями и задачами:

- Первый - объединяет платежи и сервисы для поддержки деловой активности людей;

- Ко второй группе относятся платежи и услуги, включающие дополнительные расходы, связанные с рождением и воспитанием ребенка. К ним относятся: пособие по беременности и родам, отпускные до достижения ребенком определенного возраста и алименты;

- В третью группу входят выплаты и услуги по реабилитации, медицинской реабилитации, обучению и переподготовке инвалидов, безработных, женщин, вернувшихся на работу после декретного отпуска.

Делая итоги можно сказать, социальное страхование - важная и социально значимая экономическая реальность, требующая управления и регулирования со стороны государства.

Сегодня главный финансовый институт социальной жизни республики - Внебюджетный пенсионный фонд - это костяк экономики. Этот фонд сегодня имеет большое значение, так как его основная цель - социальная защита малоимущих и нуждающихся.

Фонды внебюджетного Пенсионного фонда формируются за счет:

-Страховые взносы предприятий, учреждений и организаций, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- Обязательные страховые взносы граждан;

- Взносы по добровольному страхованию, уплачиваемые членами фермерских хозяйств;

- Обязательные отчисления и другие доходы предприятий, учреждений и организаций в установленном порядке.

Сумма страховых взносов в вышеупомянутый Пенсионный фонд уплачивается плательщикам налоговыми органами, а обязательные платежи в Пенсионный фонд приравниваются к налогам и сборам. Отчеты о отчислениях из заработной платы и страховых взносах сдаются в налоговую инспекцию ежеквартально.

Делая выводы можно сказать что взносы социального страхования, отчисления и выплаты одновременно формируются на уровне профсоюзов, как и формирование доходов Внебюджетного пенсионного фонда, Фонда содействия занятости, а также здоровья и профилактики работников. фонд социального страхования, который тратится на их работу.ф

Список литературы

  1. Allayarov Sh., Toshmuxamedova D. Davlat pensiya ta’minoti. O‘quv qo‘llanma. – Toshkent: “IQTISOD-MOLIYA”, 2015. – 232 b.
  2. Vaxabov A.V. va boshq. Pensiya tizimini rivojlantirishning xorij tajribasi. Darslik. – Toshkent: “IQTISOD-MOLIYA”, 2018. – 400 b.
  3. Kasimova G.A., Sholdarov D.A. Pensiya ta’minoti nazorati. Darslik. – T.: “Iqtisod-Moliya”, 2018. – 368 b.
  4. Kasimova G.A. Ijtimoiy sug‘urta. Darslik. – Toshkent: “IQTISOD-MOLIYA”, 2019. – 385 b.
  5. Bruce S. Jansson. Social Welfare Policy and Advocacy Advancing Social Justice through 8 Policy Sectors. SAGE Publications, English. USA, 2015.
  6. Diana M. DiNitto, David R. Johnson. Social Welfare: Politics and Public Policy, 8/e. Pearson; 8 edition. USA, 2015.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее