Роль обществознания в формировании правовой культуры обучающихся

Роль обществознания в формировании правовой культуры обучающихся

В данной статье предпринимается попытка определения роли школьного предмета «обществознание» в формировании правовой культуры обучающихся. Основной упор делается на роль школьных учебников по обществознанию, автором которых является доктор педагогических наук Л.Н. Боголюбов.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публицакии 17.01.2022

Поделиться

В настоящее время все больше становится актуальным вопрос формирования правовой культуры среди школьников. Острота ее необходимости диктуется не только криминализацией нашего общества, связанная с увеличением подростковой преступности, правовым нигилизмом, но и повышенными требованиями научно-технического прогресса. В современном обществе возрастают требования к уровню развития личности, ведь для того, чтобы правильно разобраться в динамичных изменениях во всех сферах общества необходимы критическое мышление, стойкое мировоззренческое убеждение и последовательная правовая позиция.

Школьный предмет «обществознание» занимает ведущую позицию по формированию правовой культуры учащихся. Процесс формирования правовой культуры на уроках обществознания направлен на становление социально значимых ценностей, выработку активной жизненной позиции, на уважение и соблюдение норм права, на чувство ответственности за совершаемые поступки [5, с. 388].

Правовая культура – это не только знание и понимание права, положительное отношение к нему, но также и действия в соответствии с ним [4, с. 248].

Бесспорно, важную роль в формировании правовой культуры обучающихся занимает учебник обществознания. Поэтому решено обратиться к школьным учебникам обществознания, выпущенным за последние годы. На протяжении многих лет в школе популярностью пользуются учебники по обществознанию, вышедшие под редакцией Л.Н. Боголюбова.

В рамках предмета «обществознание» обучающиеся начинают знакомиться с правовой сферой в 7 классе. В учебнике для 7-х классов Л.Н. Боголюбова содержатся две главы, в которых затрагивается правовая культура. Это глава «Мы живем в обществе» и глава «Наша родина – Россия» [1]. В рамках дисциплины у семиклассников формируются первоначальные социально-правовые знания, они знакомятся с правовыми документами в соответствии с учебными темами, учатся вычленять правовое содержание в жизненных ситуациях.

В учебнике Л.Н. Боголюбова для 8-х классов не включена правовая сфера. Изучение правовой сферы продолжается только в 9-м классе. Как отмечается, учащиеся старшего подросткового возраста более подготовлены к постижению относительно сложного учебного материала, характеризующего современные правовые отношения.

В учебнике для 9-х классов содержатся два раздела: «Гражданин и государство» и «Основы российского законодательства» [2]. Каждый раздел способствует девятиклассникам в приобретении базовых навыков, обеспечивающих успешную социализацию в реальных жизненных ситуациях. Учебный материал о правовой системе России, о международном праве обеспечивает вырабатывание личностного отношения, индивидуальной позиции относительно права. Анализ ситуаций, которые регулируются правовыми нормами,  способствует формированию когнитивного  компонента правовой культуры, то есть умения оценивать, анализировать действительность.

В учебнике для 10-х классов Л.Н. Боголюбова раздел «Правовое регулирование общественных отношений» занимает целую главу. В данную главу входят 14 тем, непосредственно связанных с правом [3]. В качестве дополнительных материалов, углубляющих знания десятиклассников, приводятся различные факты и документы, имеющие определенные вопросы. Отвечая на эти вопросы, обучающиеся развивают навыки социально-правового характера и умение анализировать правовые ситуации.

В учебнике для 11-х классов право рассматривается только в смежных темах. Но это не отменяет выполнение заданий, которые ориентированы на выражение собственной правовой позиции, оценку, развитие аналитического мышления.

Таким образом, уроки обществознания играют важную роль в формировании правовой культуры учеников. Изучая материал учебного предмета, обучающиеся не только получают новые знания, но и учатся применять их на практике. Ребёнок должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, то есть осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав. Следовательно, обучающиеся не только систематизируют свои знания в этой области, но и определяют собственные модели поведения в социуме.

Список литературы

  1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая [и др.]. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с.
  2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев [и др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 224 с.
  3. Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский [и др.]. – М.: Просвещение, 2018. – 350 с.
  4. Худойкина, Т.В. Формирование правовой культуры школьников / Т.В. Худойкина // Социально-политические науки. – 2016. - № 4. – С. 248-251.
  5. Юмашева, Т.А. Информационно-коммуникационные технологии формирования правовой культуры студентов в образовательном пространстве вуза / Т.А. Юмашева // Актуальные проблемы безопасности детей и подростков: матер. Всерос. науч.-практич. конф. (г. Балашов, 29 марта 2021 г.). – Саратов: Саратовский источник, 2021. – С. 387-391.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary