Цифровизация процессов определяется как интеграция цифровых технологий в технологических операциях в целях повышения эффективности и качества продукции. Она также предоставляет средства захвата и преобразования аналогового сигнала в цифровую форму, которая может быть обработана электронным способом или сохранена. Цифровизация производственных процессов является конечной потребностью современной промышленности. Таким образом, цифровизация процессов получает все более широкое признание в промышленности.
Для обеспечения безопасности городов и населенных пунктов необходимо внедрять научно обоснованные методологии и инструменты учета потерь от стихийных бедствий; совершенствовать моделирование, оценку и мониторинг риска бедствий; обмениваться технологиями и информацией с использованием космических спутников с использованием геопространственных данных; и данными дистанционного зондирования Земли в рамках международного сотрудничества.
Обеспечение определенных видов безопасности также было разработано благодаря цифровизации. Цифровые технологии используются для борьбы со стихийными бедствиями, мониторинга инфраструктуры, поиска и спасения, а также для развития умных городов и городского планирования. Примером может служить программно-аппаратный комплекс "Безопасный город", основной целью которого было повышение уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности жилых, общественных, административных зданий, промышленных и сельскохозяйственных производственных объектов, коммунальных служб и т.д. путем внедрения комплексной информационной системы на базе муниципальных образований, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию природных, техногенных, биологических, социальных и экологических угроз, а также мониторинг ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений. Снижение риска бедствий - это инвестиции, которые спасают жизни и имущество в случае стихийного бедствия и гарантируют инвесторам снижение суммы ожидаемого ущерба, причиненного различными происшествиями.[1]
Цифровизация системы обеспечения экологической и техносферной безопасности предполагает внедрение не только геоинформационных технологий, но и технологий искусственного интеллекта, виртуальной реальности, технологий больших данных и других, что потребует внесения изменений в "чрезвычайное" законодательство: закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, постановление Правительства Российской Федерации о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об утверждении Правил обеспечения на федеральном уровне, а также органов управления гражданской обороны, организации информационного взаимодействия органов, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.
Программа “Цифровая экономика Российской Федерации” была утверждена 28 июля 2017 года, тогда как аналогичные программы в странах, занимающих сегодня лидирующие позиции, были разработаны гораздо раньше. Основными причинами отставания в развитии цифровой экономики России от ведущих государств являются недостаточная проработанность нормативно-правовой базы и условий для ведения бизнеса, относительно низкая инновационная активность российских предприятий. Более того, достижение лидерских позиций осложняется тем, что технологическая база и цифровые рынки создавались в основном за рубежом, где Россия изначально заняла место покупателя. В отличие от лидеров, российскую систему управления цифровизацией по-прежнему отличает спонтанность, отсутствие согласованной программы действий со стороны государства, когда участники рынка самостоятельно развивают инновационную деятельность, что, в конечном счете, не обусловлено системным характером инициатив.[2]
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 "о национальном развития Российской Федерации на период до 2030 года" одной из целей определены цифровая трансформация, которой надо достичь "цифровой зрелости" основных отраслей экономики, социальной сферы, здравоохранения; государственного управления; увеличение доли услуги в электронной форме до 95%; увеличение инвестиций в отечественные решения в области информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателями 2019 года. Это первое "цифровой зрелости" должны реализовываться в системе МЧС и Министерством природных ресурсов, к информации о состоянии окружающей среды, мониторинг загрязнения, прогнозирования распространения лесных пожаров на большие расстояния, анализа рисков и угроз природного и техногенного воздействия были доступны не только в рамках полномочий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и любой гражданин бизнес-сообщества через цифровую платформу.[1]
Следует отметить, что Россия обладает необходимым потенциалом для дальнейшего развития цифровой экономики: научной и интеллектуальной базой, хорошим уровнем среднего и высшего технического образования. Однако для достижения целей в области цифровизации особое внимание следует уделять финансированию прикладных исследований, цифровых проектов, освоению новых технологий, повышению инновационной активности предприятий, дополнительному образованию и переподготовке сотрудников в части совершенствования технологий, усиления конкуренции и развития цифровых технологий.
В работе[3] анализ авторов показывает, что наибольшую часть затрат на геоинформационное и геоэкологическое обеспечение приходится на мониторинг окружающей среды (блок 8), суть которого определяется содержанием блока 7. Значительная часть затрат в блоке 8 - это затраты на аппаратное и программное обеспечение.
Рисунок 1. - Блочная модель для структуры инвестиций разработки и операций: 1 – блок распределения ресурсов; 2 – блок формирования ресурсов; 3 - блок формирования частных доходов; 4 - блок формирования суммарного дохода; 5 – блок формирования инвестиционных ресурсов; 6 - блок сравнения с допустимым уровнем риска; 7-блок формирования изменяющегося во времени совокупность природных рисков, в том числе климатические риски; 8 – блок мониторинга окружающей среды.[3]
В результате исследования, проведенного с использованием форсайт-технологий, авторы предлагают использовать геоинформационные распределенные онлайн-платформы с облачными технологиями в качестве основных технологических решений для системы геоинформационного и геоэкологического обеспечения. В данной статье рекомендуется использовать геоинформационные распределенные онлайн-платформы, позволяющие работать с космическими снимками со спутниковых систем Landsat-8 и Sentinel-2 с ограниченным открытым доступом. Снижение стоимости геоинформационной и геоэкологической системы поддержки является важным вопросом в рамках строительства, и авторы предложили использовать геоинформационные распределенные онлайн-платформы в качестве основы для недорогих целей в Арктике и Субарктике в условиях изменения климата.[3]
Российские национальные цели и показатели должны способствовать достижению результатов, изложенных в ЦУР ООН и Сендайской рамочной программе. В частности, документы стратегического планирования предусматривают разработку единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, внедрение аппаратно-программных комплексов и технических средств мониторинга, прогнозирования, информирования населения о чрезвычайных ситуациях (далее - чрезвычайные ситуации) и угрозах стихийных бедствий. Обеспечение определенных видов безопасности также было разработано благодаря цифровизации.
Цифровизация в техносферной безопасности упрощает рабочую среду на предприятии тем, что сокращается количество выездных поездок, временные затраты, а также финансовые расходы для получения необходимых документов. Все это повышает уровень работоспособности предпринимателей. Происходит снижение выхлопных газов автомобилей, энергопотребление общественного транспорта, где нет нужды в офисах и других расходах. Таким образом есть положительные стороны, но и ряд проблем в техносферной деятельности, как упоминается в таблице 2.[4]
Таблица1.
Основываясь на исследованиях выше, можно предложить основные направления создания цифровой системы безопасности в области охраны труда:
1) разработать новое научное направление (концепцию) - цифровую безопасность в области охраны труда;
2) внедрять и отрабатывать новые цифровые технологии в области охраны труда;
3) необходимо спроектировать и создать на территории государств цифровые платформы
по нарушениям охраны труда, а также научно обосновать понимание механизма
взаимодействия трех компонентов (субъектов) по охране труда;
4) провести исследование в области цифровизации результатов проверок органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, которые проводят плановые и внеплановые проверки для глобального совершенствования системы безопасности на предприятиях. Существует также научно обоснованное понимание механизма взаимодействия между тремя компонентами (субъектами) охраны труда с целью глобального совершенствования системы безопасности на предприятиях. Мы сможем сохранить жизнь и здоровье работников в процессе работы при соблюдении всех правил и требований по охране труда с внедрением цифровой системы безопасности предприятия.
Список литературы
- Vedysheva N., Mukhlynina M., Efimova O. and Nikiforov A. Digital Technologies in Ensuring the Protection of the Population and Territories of the Russian Federation from Natural and Man-Made Emergencies: Legal Aspect / N. Vedysheva, M. Mukhlynina, O. Efimova and A. Nikiforov // SHS Web of Conferences 93, - 2021.
- Ilyina E., Shchiptsova A., Poverinov I., Grigoreva S., Gorshkova N.,Fisunov P. Features of the Development of the Digital Educational Environment in Russia / E. Ilyina, A. Shchiptsova, I. Poverinov, S. Grigoreva, N. Gorshkova, P. Fisunov // - 2019 - Vol. 8, №. 7. – P. – 121–131.
- Abramova V. , Popova N. , Shilin M. Geo-information Support Tools for Natural Risks Management within Northern Sea Route Transportation Research Procedia / Valery Abramova Nickolay Popova , Mikhail Shilin // – 2021 – P.144–149.