ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ

Авторы публикации

Рубрика

IT-Технологии

Просмотры

9

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 16.01.2022

Поделиться

Цифровизация - средства захвата и преобразования аналогового сигнала в цифровую форму, которая может быть обработана электронным способом или сохранена. Ее технологии используются для борьбы со стихийными бедствиями, мониторинга инфраструктуры, поиска и спасения, а также для развития умных городов и городского планирования. В работе приводится пример, который называется  программно-аппаратный комплекс "Безопасный город". Цель комплекса - повышение уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности жилых, общественных, административных зданий, объектов, коммунальных служб и т.д.    Цифровизация в техносферной безопасности заметно упрощает рабочую среду на предприятии, сокращая затраты и поездки, а также повышая уровень работоспособности работников. результате исследования, проведенного с использованием форсайт-технологий, В ходе исследовании авторов упоминающих в работе были использованы геоинформационные распределенные онлайн-платформы с облачными технологиями для основных технологических решений системы геоинформационного и геоэкологического обеспечения. рекомендуется использовать геоинформационные распределенные онлайн-платформы, позволяющие работать с космическими снимками со спутниковых систем Landsat-8 и Sentinel-2 с ограниченным открытым доступом.

Цифровизация процессов определяется как интеграция цифровых технологий в технологических операциях в целях повышения эффективности и качества продукции. Она также предоставляет средства захвата и преобразования аналогового сигнала в цифровую форму, которая может быть обработана электронным способом или сохранена. Цифровизация производственных процессов является конечной потребностью современной промышленности. Таким образом, цифровизация процессов получает все более широкое признание в промышленности.

Для обеспечения безопасности городов и населенных пунктов необходимо внедрять научно обоснованные методологии и инструменты учета потерь от стихийных бедствий; совершенствовать моделирование, оценку и мониторинг риска бедствий; обмениваться технологиями и информацией с использованием космических спутников с использованием геопространственных данных; и данными дистанционного зондирования Земли в рамках международного сотрудничества.

Обеспечение определенных видов безопасности также было разработано благодаря цифровизации. Цифровые технологии используются для борьбы со стихийными бедствиями, мониторинга инфраструктуры, поиска и спасения, а также для развития умных городов и городского планирования. Примером может служить программно-аппаратный комплекс "Безопасный город", основной целью которого было повышение уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности жилых, общественных, административных зданий, промышленных и сельскохозяйственных производственных объектов, коммунальных служб и т.д. путем внедрения комплексной информационной системы на базе муниципальных образований, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию природных, техногенных, биологических, социальных и экологических угроз, а также мониторинг ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений. Снижение риска бедствий - это инвестиции, которые спасают жизни и имущество в случае стихийного бедствия и гарантируют инвесторам снижение суммы ожидаемого ущерба, причиненного различными происшествиями.[1]

Цифровизация системы обеспечения экологической и техносферной безопасности предполагает внедрение не только геоинформационных технологий, но и технологий искусственного интеллекта, виртуальной реальности, технологий больших данных и других, что потребует внесения изменений в "чрезвычайное" законодательство: закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, постановление Правительства Российской Федерации о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об утверждении Правил обеспечения на федеральном уровне, а также органов управления гражданской обороны, организации информационного взаимодействия органов, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.

Программа “Цифровая экономика Российской Федерации” была утверждена 28 июля 2017 года, тогда как аналогичные программы в странах, занимающих сегодня лидирующие позиции, были разработаны гораздо раньше. Основными причинами отставания в развитии цифровой экономики России от ведущих государств являются недостаточная проработанность нормативно-правовой базы и условий для ведения бизнеса, относительно низкая инновационная активность российских предприятий. Более того, достижение лидерских позиций осложняется тем, что технологическая база и цифровые рынки создавались в основном за рубежом, где Россия изначально заняла место покупателя. В отличие от лидеров, российскую систему управления цифровизацией по-прежнему отличает спонтанность, отсутствие согласованной программы действий со стороны государства, когда участники рынка самостоятельно развивают инновационную деятельность, что, в конечном счете, не обусловлено системным характером инициатив.[2]

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 "о национальном развития Российской Федерации на период до 2030 года" одной из целей определены цифровая трансформация, которой надо достичь "цифровой зрелости" основных отраслей экономики, социальной сферы, здравоохранения; государственного управления; увеличение доли услуги в электронной форме до 95%; увеличение инвестиций в отечественные решения в области информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателями 2019 года. Это первое "цифровой зрелости" должны реализовываться в системе МЧС и Министерством природных ресурсов, к информации о состоянии окружающей среды, мониторинг загрязнения, прогнозирования распространения лесных пожаров на большие расстояния, анализа рисков и угроз природного и техногенного воздействия были доступны не только в рамках полномочий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и любой гражданин бизнес-сообщества через цифровую платформу.[1]

Следует отметить, что Россия обладает необходимым потенциалом для дальнейшего развития цифровой экономики: научной и интеллектуальной базой, хорошим уровнем среднего и высшего технического образования. Однако для достижения целей в области цифровизации особое внимание следует уделять финансированию прикладных исследований, цифровых проектов, освоению новых технологий, повышению инновационной активности предприятий, дополнительному образованию и переподготовке сотрудников в части совершенствования технологий, усиления конкуренции и развития цифровых технологий.

В работе[3] анализ авторов показывает, что наибольшую часть затрат на геоинформационное и геоэкологическое обеспечение приходится на мониторинг окружающей среды (блок 8), суть которого определяется содержанием блока 7. Значительная часть затрат в блоке 8 - это затраты на аппаратное и программное обеспечение.

 

Рисунок 1. - Блочная модель для структуры инвестиций разработки и операций: 1 – блок распределения ресурсов; 2 – блок формирования ресурсов; 3 - блок формирования частных доходов; 4 - блок формирования суммарного дохода; 5 – блок формирования инвестиционных ресурсов; 6 - блок сравнения с допустимым уровнем риска; 7-блок формирования изменяющегося во времени совокупность природных рисков, в том числе климатические риски; 8 – блок мониторинга окружающей среды.[3]

 

В результате исследования, проведенного с использованием форсайт-технологий, авторы предлагают использовать геоинформационные распределенные онлайн-платформы с облачными технологиями в качестве основных технологических решений для системы геоинформационного и геоэкологического обеспечения. В данной статье рекомендуется использовать геоинформационные распределенные онлайн-платформы, позволяющие работать с космическими снимками со спутниковых систем Landsat-8 и Sentinel-2 с ограниченным открытым доступом. Снижение стоимости геоинформационной и геоэкологической системы поддержки является важным вопросом в рамках строительства, и авторы предложили использовать геоинформационные распределенные онлайн-платформы в качестве основы для недорогих целей в Арктике и Субарктике в условиях изменения климата.[3]

Российские национальные цели и показатели должны способствовать достижению результатов, изложенных в ЦУР ООН и Сендайской рамочной программе. В частности, документы стратегического планирования предусматривают разработку единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, внедрение аппаратно-программных комплексов и технических средств мониторинга, прогнозирования, информирования населения о чрезвычайных ситуациях (далее - чрезвычайные ситуации) и угрозах стихийных бедствий. Обеспечение определенных видов безопасности также было разработано благодаря цифровизации.

Цифровизация в техносферной безопасности упрощает рабочую среду на предприятии тем, что сокращается количество выездных поездок, временные затраты, а также финансовые расходы для получения необходимых документов. Все это повышает уровень работоспособности предпринимателей. Происходит снижение выхлопных газов автомобилей, энергопотребление общественного транспорта, где нет нужды в офисах и других расходах. Таким образом есть положительные стороны, но и ряд проблем  в техносферной деятельности, как упоминается в таблице 2.[4]

 

Таблица1.

 

Основываясь на исследованиях выше, можно предложить основные направления создания цифровой системы безопасности в области охраны труда:

1) разработать новое научное направление (концепцию) - цифровую безопасность в области охраны труда;

2) внедрять и отрабатывать новые цифровые технологии в области охраны труда;

3) необходимо спроектировать и создать на территории государств цифровые платформы

по нарушениям охраны труда, а также научно обосновать понимание механизма

взаимодействия трех компонентов (субъектов) по охране труда;

4) провести исследование в области цифровизации результатов проверок органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, которые проводят плановые и внеплановые проверки для глобального совершенствования системы безопасности на предприятиях. Существует также научно обоснованное понимание механизма взаимодействия между тремя компонентами (субъектами) охраны труда с целью глобального совершенствования системы безопасности на предприятиях. Мы сможем сохранить жизнь и здоровье работников в процессе работы при соблюдении всех правил и требований по охране труда с внедрением цифровой системы безопасности предприятия.

Список литературы

  1. Vedysheva N., Mukhlynina M., Efimova O. and Nikiforov A. Digital Technologies in Ensuring the Protection of the Population and Territories of the Russian Federation from Natural and Man-Made Emergencies: Legal Aspect / N. Vedysheva, M. Mukhlynina, O. Efimova and A. Nikiforov // SHS Web of Conferences 93, - 2021.
  2. Ilyina E., Shchiptsova A., Poverinov I., Grigoreva S., Gorshkova N.,Fisunov P. Features of the Development of the Digital Educational Environment in Russia / E. Ilyina, A. Shchiptsova, I. Poverinov, S. Grigoreva, N. Gorshkova, P. Fisunov // - 2019 - Vol. 8, №. 7. – P. – 121–131.
  3. Abramova V. , Popova N. , Shilin M. Geo-information Support Tools for Natural Risks Management within Northern Sea Route Transportation Research Procedia / Valery Abramova Nickolay Popova , Mikhail Shilin // – 2021 – P.144–149.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее