РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ТУРИЗМ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ТУРИЗМ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

16

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 16.01.2022

Поделиться

Туризм прочно вошел в жизнедеятельность современного человека с его естественным стремлением познать что-то новое, открыть неизведанные места, памятники природы, истории и культуры, узнать обычаи и традиции разных народностей мира. В данной статье рассматриваются региональная экономика и туризм как сложная комплексная система. В статье анализируется понятие регионального туризма в Чеченской Республике, условия, которые влияют на его развитие и возможные результаты успешной реализации региональных туристических программ.

Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Туристскую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков.

Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс региона. Помимо влияния на экономику многих регионов, туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.

Чеченская Республика на сегодняшний день — это перспективная территория для выгодных инвестиций в туристскую индустрию: сформировано законодательство, которое защищает и гарантирует права инвесторов, обеспечивает им предоставление налоговых льгот, гарантий администрации края и других форм государственной поддержки, создаются благоприятные условия пользования землей.

Наряду с традиционными, инвесторам предлагаются инновационные проекты развития этнографического, экстремального, экологического туризма в Грозном, Ведучи, на озере Казеной-Ам, старый город Хой, Мертвый город Цой-Педе. Поэтому актуальность выбранной темы работы очевидна.

Чеченская Республика  — субъект Российской Федерации, республика в её составе. Располагается на востоке Северного Кавказа. Площадь — 16 171 км². С севера на юг простирается приблизительно на 170 км, с запада на восток — приблизительно на 100 км. Граничит со следующими субъектами РФ: на западе — с Ингушетией, на северо-западе — с Северной Осетией и Ставропольским краем, на северо-востоке, востоке и юго-востоке — с Дагестаном; на юго-западе и юге ЧР граничит с самостоятельным государством — Грузией.

Чеченская Республика обладает уникальными туристическими и рекреационными возможностями, которые необходимо включить в общую систему Северо-Кавказского туристического кластера.

Входит в Северо-Кавказский федеральный округ, является частью Северо-Кавказского экономического района. Чеченская Республика активно развивающийся регион, который ежегодно открывает двери для всё большего количества туристов.

Чеченская республика - развитый регион России. Ведущие отрасли: сельское   хозяйство, промышленность, курортно-рекреационный комплекс. Республика обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог, имеются аэропорт, в том числе горнолыжный курорт в Ведучи.

Особенностью современного этапа развития туризма является формирование цивилизованных рыночных отношений в сфере туризма. Возрождается внутренний туризм. Разрабатывается новая государственная концепция развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.

Низкая инвестиционная привлекательность региона наряду с отсутствием качественной туристкой инфраструктуры являются не единственными проблемами, осложняющими развитие туристко-рекреационного комплекса. Текущее положение дел в Чеченской Республике дает основания полагать, что вероятность преодоления текущих ограничений достаточно высока, поэтому на базе уникальных туристских ресурсов республика может стать одним из крупнейших туристских регионов РФ и обеспечить значительный объем туристских прибытий. 

Структура экономики Чеченской Республики формировалась исторически и явилась результатом множества долговременных позитивных и негативных факторов, воздействие которых изменяет структуру системы, впоследствии оказывая существенное влияние на свойства экономической и социальной системы.

Экономика Чеченской Республики — 63-я экономика среди субъектов Российской Федерации по объёму валового регионального продукта, по итогам 2020-го года. Объём валового регионального продукта Чечни в 2010 году составил 69 млрд рублей. В Чеченской республике развивается не только инвестиционный потенциал, а также уровень экономического образования и науки, что ускоряет развитие темпы экономического роста. Туризм занимает 7 место в структуре экономики Чечни.

Выбор приоритетов структурной перестройки региональной экономики определяется в зависимости от предполагаемой концептуальной структуры экономики страны. Условия современной Чеченской Республики характеризуются не соотносительностью масштабов имеющихся ресурсов и накопленных для решения проблем.

Список литературы

  1. Регионоведение: Учебник для вузов. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С., Исляев Р.А. - М., 2019
  2. Идигова Л.М., Таймасханов И.М. Оценка состояния и приоритеты развития экономики Чеченской Республики с учетом среднесрочных социально-экономических задач // Агропродовольственная политика России, №11, 2016г.
  3. Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме: учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова; под ред. Е. И. Богданова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
  4. Чачугиев М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и управление. - М., 2011. - 271 с.
  5. Министерство Чеченской республики по туризму. – URL: [Электронный ресурс] / https://chechentourism.ru/ (дата обращения 15.11.2021).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее