Современные социальные запросы, нашедшие отражение в ФГОС НОО, определяют основную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, где на первое место выступает такая ключевая компетенция, как «уметь учиться» «Цитата» [7].
ФГОС НОО предполагают возрастание важности внеурочной деятельности, которая нацеливает педагога на ребёнка – главную ценность образования. Самое существенное – не просто дать ребенку новую информацию и развить определенные умения, а научить их применять, как во время урока, так и во внеурочное время «Цитата» [7]. Решение ребусов, головоломок, нестандартных задач во время проведения кружков, факультативов, недель математики по силам детям с различным уровнем подготовки и знаний.
«Именно на внеурочных занятиях намного значительнее, чем на уроке, решаются задачи:
1. Формирование условий для развития индивидуальных задатков и склонностей учащихся;
2. Повышение качества обучения;
3. Развитие стойкого интереса к предмету;
4. Углубление знаний по математике;
5. Совершенствование самостоятельного мышления;
6. Формирование коммуникативных, творческих, способностей;
7. Вырабатывание навыков планировать работу, определять самостоятельно цель, стремиться к получению результата, оценивать свою деятельность» «Цитата» [3, с.53].
Основой образовательного процесса становятся новые формы, подходы, технологии обучения, новые формы отношений учитель – ученик. Одной из самых действенных форм внеурочной деятельности является неделя математики. Так как именно это способствует не только углубленному изучению математики в пределах начальной школы, но и развитию личностных качеств обучающихся, а так же активизирует их мыслительную деятельность, способствует появлению у обучающихся внутренних мотивов к обучению, к дальнейшему самообразованию и сближению учителя и ученика.
Внеурочная деятельность - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей, а также удовлетворения их интересов «Цитата» [4, с. 34].
Изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С. Т. Шацкий, Н. А. Щукина и др.
Одним из видов внеклассной работы является проведение недели математики, способствующей развитию личностных качеств учащихся, сближению преподавателя и ученика «Цитата» [1, с.13; 4, с. 46; 6, с. 78].
При планировании предметной недели выбирается основная тема, идея, вокруг которой строится дальнейшая работа, продумывается оформление и мероприятия. Необходимо учитывать разную математическую подготовку учащихся, так как основная задача предметной недели – привлечь и заинтересовать каждого ученика. Каждый ученик должен найти себе занятие по силам и интересам.
Проведение предметных недель во многих школах стало традицией. Например, в нашей школе она проводилась раз в год, обычно в апреле каждого учебного года «Цитата» [1, с.13; 6, с. 78]. В подготовке участвуют все учителя математики, учителя начальных классов и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике, при желании родители тоже (например, могут помочь в составлении стенгазет, подготовке презентации и т.д.). Примерно за три недели продумывается план проведения мероприятий, диагностируется степень заинтересованности учеников школы. При составлении плана мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников.
В подготовительной работе учащихся к внеклассным занятиям выделяются два направления: организационное и дидактическое.
- организационная деятельность, например, подготовка внеклассного мероприятия. Объявляется о начале подготовки к мероприятию, и начинают не со своих предложений, а с просьбы внести предложения всех желающих – попробовать написать сценарий, предложить конкурсы. Важно дать конкретный срок, чтобы оперативно на фоне всеобщей заинтересованности обобщить все поступившие предложения, персонально отметить каждого (в качестве стимулирующего момента), даже если его мысль не будет использована. Именно на этом этапе подготовки важно развить максимальную заинтересованность и сопричастность каждого.
- дидактическая роль подготовительной работы состоит в том, чтобы помочь ученику в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях математикой во внеурочное время, поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой, тем самым создавая познавательную базу для каждого из учеников.
Участие в предметной неделе дает возможность расширить свою эрудицию, помогает сформировать и развить у ребят устойчивый познавательный интерес в получении интеллектуального удовольствия, а самое главное - продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать ребенку не с традиционной стороны учебную дисциплину, а с неизвестной ему стороны: как нечто живое, постоянно развивающееся. Это дает возможность ребятам во внеурочной игровой обстановке использовать полученные в ходе уроков знания, умения и навыки, и, возможно, это послужит первым шагом для формирования нового отношения к учебе как к чему-то важному, необходимому.
Влияние на формирование УУД (личностных, познавательных и коммуникативных) усиливается в случае вовлечения учащихся в групповые формы взаимодействия при подготовке к предметной неделе или при участии в её создании. Педагогический эффект усиливается в силу её игровой формы. Самостоятельный «поиск заданий для математического недели или конкурса», осуществляемый учениками в рамках подготовки к математическому празднику как квинтэссенции учебно-воспитательной работы, организуемой учителем, усиливает «эмоциональную наполненность» образовательного процесса «Цитата» [5, с.24].
Далее мы представляем вашему вниманию разработанный нами план мероприятия «Неделя математики», который можно провести и в этом году. «Цитата» [2, с.89].
В качестве девиза, как одного из вариантов, мы предлагаем слова Б. Паскаля: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».
Так же необходимо придумать и разработать эмблему для предметной недели. Можно предложить каждому классу разработать эмблему, а потом устроить конкурс на лучшую эмблему.
Перейдём к поэтапному рассмотрению предметной недели.
Подготовительный этап. Безусловно, перед проведением мероприятия необходима подготовительная работа. Она должна носить ознакомительный, информационный характер. На данном этапе все учащиеся школьники, будущие участники недели математики, информируются о проведении тематической недели, о сроках и конкурсах. Кроме того, каждый учитель сообщает об этом классам отдельно (рисунок 1).
Рисунок 1. Объявление
Учащимся с 1 по 4 класс будут предложены темы математических проектов, которые обучающиеся подготовят под руководством учителей математики и классных руководителей в течение трёх месяцев (список тем можно расширить по желанию учащихся).
Темы проектов:
1) «Кубик Рубика: игрушка или тренажёр?»
2) «Математика и музыка – родные сёстры»
3) «Топологические свойства фигур. Лента Мёбиуса»
4) «Возникновение цифр и арифметических знаков»
За две недели до начала мероприятия вывешивается ПЛАН проведения (рисунок 2).
Рисунок 2. План недели математики
Примерные вопросы для проведения викторины представлены для каждого класса отдельно ниже (рисунок 3).
Рисунок 3. Вопросы для проведения викторины по классам
Для конкурса рисунков мы предлагаем оформить стенд, на котором все участники смогут ознакомиться с конкурсными работами (стихи собственного сочинения, рисунки, сказки, песни). Так же, будет осуществляться защита и оценка проектов по классам (начальная школа, среднее и старшее звено).
Подведение итогов. По завершении предметной недели, конечно, должен подводиться итог проделанной работы и награждение участников и победителей грамотами, сертификатами и памятными призами. А для того, чтобы проведенная неделя запомнилась надолго, мы предлагаем ещё и выпустить школьную газету «Умники и умницы», «Юные математики», в которой будут отражены все этапы, конкурсы и работы предметной недели.
Возможности. Мы считаем, что в современном телекоммуникационном формате (в дистанционной форме) мероприятие с описанным видом внеурочной деятельности младших школьников реально провести с целью привлечения не только учеников одной школы, но и участников из разных регионов. Сделать это можно в достаточно удобной, уже приглянувшейся нам онлайн-платформе Teams или Zoom (как один из вариантов).
Список литературы
- Альхова З.Н. Внеклассная работа по математике/ З.Н. Альхова, А.В. Макеева. - С: Лицей», 2002. – 288с.
- Аменицкий Н.Н. Забавная арифметика / Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров - М., 1991.-128с.
- Арутюнян Е. Б. Математические задачи: Книга для учителя / Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович Ю.А. Глазков Г.Г. Левитас.- М.: Просвещение, 1991.- 80с.
- Математика. Предметная неделя в школе (методика проведения и сценарии конкурсов, викторины, презентации проектов, школьные олимпиады, разработки уроков)/ авт. – сост.: Г.И. Григорьева.-.М.: Глобус, 2008. – 198 с.
- Павлова О.А. Вне урока. Математический праздник как форма внеурочной деятельности (на примере дня числа π) // Математика в школе. 2018. № 4. с. р_06
- Предметные недели в школе. Математика / составитель Л.В. Гончарова. – В: Учитель, 2006.-133с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) URL: https://fgos.ru/