Анималотерапия в произведениях современной русской литературы (на материале прозы е.рудашевского)

Анималотерапия в произведениях современной русской литературы (на материале прозы е.рудашевского)

В статье анализируются исследования, посвященные влиянию животных на формирование характера подростка. Утверждается, что наличие дома питомца положительно влияет на еще формирующегося ребенка. Это утверждение доказывается на примере двух произведений Е. Рудашевского.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Поделиться

Анималотерапия - важный приём лечения человеческой психики. Пет-терапия происходит не всегда специально, ведь любое общение с животным можно считать «лечением». Особенно важен контакт с животными для детей и подростков. Порой безмолвные животные единственные, кто может их «выслушать», кому они могут довериться.

О роли животных в жизни ребенка и подростка написано очень много художественных произведений. До сих пор популярны исследования на данную тему. Однако статей на эту тематику очень мало, поэтому в данной публикации, мы будем опираться на свои предыдущие работы. Например, в статье «Роль животных в жизни подростков» [1], где было проведено тематическое анкетирование, говорится, что взаимодействие домашних животных на своих маленьких хозяев очень благотворно. Многие дети и подростки очень гордятся тем, что не родители, а они ухаживают за своими четвероногими друзьями. «…ребенку общение с животными необходимо: для избавления от чувства одиночества, для траты свободного времени и для того, чтобы отдавать и получать положительные эмоции.» [1]

А в статье «Анималотерапия в произведениях современной зарубежной литературы» [2] утверждается, что самым популярным домашними животным всегда считалась собака. «Многими учеными доказано, что при общении с псами, улучшается состояние детей больных аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна, нормализуется психическое состояние ребенка и многое другое». [2]

Несмотря на популярность собак, люди все чаще начали интересоваться экзотическими животными. Особенно морскими обитателями. А наиболее знакомый ребенку житель глубин – это дельфин. Дельфины считаются вторыми существами на нашей планете по уровню интеллекта. В основном они легко идут на контакт и не агрессивны по отношению к человеку. Такое дружелюбное поведение и их особенный звук (ультразвук) сделали возможным терапию. «Дельфинотерапия – (ДТ, от англ. Dolphin assisted therapy, DAT) — вид медико-психологической реабилитации и пет-терапии. Подразумевает определенное взаимодействие человека и дельфина в форме игры или выполнения специальных упражнений. Направлена на улучшение состояния и самочувствия человека». [3]

Именно это животное и его взаимоотношение с 18-ти летним юношей, описывается в произведении писателя Е.Рудашевского «Здравствуй, брат мой Бзоу». Сразу стоит обратить внимание на заглавие рассказа. Уже здесь автор делает особый акцент на отношения дельфина и его человеческого друга. Для Амзы афалина стал младшим братом, которого у него никогда не было. Амза сразу дал морскому другу имя. А имя, как известно, особенность человека и у животных оно обычно отсутствует.

Амза – главный герой произведения, проживает свое последнее лето в родной Абхазии, перед поступлением на службу. Юноша довольно замкнутый, общается только с родным братом и с друзьями отца. Живущие в их дворе кошка и собака не смогли повлиять на него и раскрыть. Зато это сразу удалось сделать дельфину, которого юноше и его брату пришлось спасать при первой встрече. Подростка первая встреча с диким животным приводит в восторг: «Мы видели дельфина!» [4, с.8] Обычно неразговорчивый Амза всё чаще начинает делиться своими мыслями и переживаниями о дельфине: «Захотелось вновь прикоснуться к нему; погладить, обрызгать водой.» [4, с.11] При следующем выходе на море, братья уже не надеются встретить афалину снова, но он приплывает к ним и даже просит поиграть. А Амза сразу его узнает. Оба юноши очень трепетно относятся к новому другу, это происходит из-за их тесного контакта с самого раннего детства с их домашними животными: собакой, кошкой и курами.

При чтении создается впечатление, что Амзе иногда не хватало младшего брата или сестры, чтобы заботиться, играть, проявлять нежность (ведь со старшим братом так не сделаешь). Бзоу стал именно таким своеобразным младшим братом для обычно хмурого героя. Он отдает ему лучшее из улова, не страшась гнева отца, без страха плавает с ним в открытом море, играя, учит разным трюкам, постоянно рассказывает о нём окружающим. Даже когда Амзу начинают обвинять в том, что он зазнался благодаря дружбе с диким дельфином, юноша не думает от него отказаться. Для него другие не имели никакого значения, подросток больше всего боялся лишь того, что афалина вскоре уплывёт с сородичами.

У мальчика хватило смелости заступиться за друга и избить местного задиру, который говорил жестокие слова об их дружбе: «Дельфину кормишь улов! Твой отец узнает, будет рад? Или он так же поступает?» [4, с.124] А ведь раньше над Амзой посмеивались, думая, что он страшится идти в армию.

Приближается осень, а значит и военный призыв. Амза совсем перестает разговаривать с родными и делиться своими страхами. Вместо этого он постоянно сидит в углу, погружённый в свои мысли или уходит в море, где может раскрыться перед единственным родным существом – Бзоу и рассказать безмолвному другу все, что накопилось у него на душе. Родители, бабушка и старший брат очень переживали из-за военной службы юноши, а самого подростка мучили лишь мысли о дельфине: простит ли он долгое отсутствие, не уплывёт ли, дождется ли? Чем ближе день совершеннолетия, тем чаще Амза беспокоится о том, что больше не увидит морского друга. Единственное, о чём просит подросток своего старшего брата, это позаботиться о Бзоу. Самое длинное письмо, написанное Амзой из армии, было адресовано афалине. Верные друзья даже погибают в один день.

Благодаря домашним животным, Амза смог вырасти понимающим и добрым подростком. Однако полностью раскрыть его душу и уравновесить психическое состояние, помогли именно общение и игры с дельфином. Амза и Бзоу стали родными братьями, с нерушимой эмоциональной связью. Эта дружба доказала необходимость общения ребенка с животными.

Е. Рудашевский посвятил еще одно произведение морским животным, на этот раз – нерпам. Главным героем рассказа «Куда уходит Кумуткан», является мальчик Максим. «Байкальская нерпа, в зависимости от возраста, имеет несколько имен. Нерпенок первого года – кумуткан. То есть, кумуткан – это подросток, который отделился от родителей и самостоятельно ищет свой жизненный путь. Таким же подростком является и сам Максим.

Мальчик растет без отца, под присмотром матери и ее многочисленных гражданских мужей. Единственный мужчина, который мог бы дать жизненный совет – это дедушка, но он так же занят своими неотложными делами. Но несмотря ни на что, родители и дедушка являются примером для подражания подростку: «Максим тоже хотел работать с животными» [5, с.4] Максим и его верные друзья полностью посвящены самим себе. Дети живут в выдуманном мире, очень похожем на Средиземье Дж.Р.Толкиена: у них есть собственный штаб, союзники и даже враги, в лице других дворовых ребят.

Однако дети не могут вечно жить в мире своих фантазий, подростковый период – это время, когда дети становятся взрослыми. Но у Максима, Аюны и Саши нет таких родителей, которые помогли бы в этот непростой момент. Мамы и папы героев слишком заняты решением своих проблем. Именно благодаря случаям с животными, дети начинают понимать, что жизнь гораздо более жестока. Они начинают взрослеть.

С появлением во дворе бродячей собаки, все теряют спокойствие: дети и мамы с детьми боятся выходить на прогулку, а остальным не нравится присутствие животного так близко к их жилищу. Вскоре дворняжка становится объектом для нападок местных хулиганов. Тогда Саша – самый тихий и скромный из друзей Максима удивил всех, заступившись за животное. Подросток, которого за драку обязательно накажут дома, не испугался последствий. Он смог преодолеть свои страхи, подвергся влиянию пет-терапии. А когда дворняжку все же усыпляют, ребятам становится очень совестно, ведь именно они стали косвенной причиной этому. Взрослая жизнь заставляет подростков нести ответственность за свои поступки. Аюна, не пожалев денег, которые так долго и усердно копила, покупает игрушки, корм и другие принадлежности, которые могли бы понадобиться Рине в загробном мире. Дети устраивают дворняге почти человеческие похороны.

На весенние каникулы друзья отправляются в гости к дедушке Максима. Они попадают в самый центр озера Байкал, где взрослые устраивают охоту на кумутканов. Пойманные бельки не могут не привести детей в восторг, они за короткое время очень привязываются к животным. Случается так, что дети остаются совершенно одни, а на их плечах ответственность за двух кумутканов, Кляксу и Пятнышко, один из которых еще и болен. Кляксу спасти не удается, этого белька прямо на глазах у Максима, Саши и Аюны заклёвывает до смерти ворон. Но за жизнь Пятнышка друзья борются до последнего.

Так дети, которые совсем недавно беззаботно играли во дворе, благодаря смерти маленького нерпенка узнали, что не все взрослые ответственные. Что жизнь не только человека, но и любого живого существа крайне ценна, но смерть неизбежна.

После этой истории герои резко повзрослели. Максим совсем перестал общаться с дедушкой. Сначала смерть дворняжки, а потом и обоих кумутканов заставила подростка выйти наконец из мира своих фантазий и начать жить реальностью. А мама обещает подарить ему котенка, так как знает, что животное обязательно поможет пошатнувшейся психике ребенка восстановиться.

Итак, в произведениях современной русской литературы нередко появляются образы морских существ. Самый популярный морской герой – дельфин.

В рассказе Е. Рудашевского «Здравствуй, брат мой Бзоу», афалина становится единственным самым близким другом подростку Амзе, которого мучают страхи и сомнения по поводу будущей военной службы. Подросток отворачивается от своей семьи, так как думает, что его не понимают, но открывают свою душу Бзоу и успокаивается только тогда, когда морской друг рядом.

В другом произведении Е. Рудашевсого «Куда уходит Кумуткан», главный герой предоставлен самому себе, так как у родителей заниматься им нет времени. Подросток живет в мире фантазий и, кажется, совсем не хочет принимать реальность. Однако, смерть маленького нерпенка, которая произошла прямо перед глазами подростка, приводит к тому, что Максиму и его друзьям приходится ментально повзрослеть.

Список литературы

  1. Миннеханова Р.Ш. Роль животных в жизни подростков// Научно-практический электронный журнал Аллея Науки – №4 (31). – 2019, в 2 томах, том 2 – с.175
  2. Миннеханова Р.Ш. Анималотерапия в произведениях современной зарубежной литературы // Студенческий вестник: научный журнал. № 19(69). Часть 1. – М., Изд. «Интернаука», 2019. – с. 27-30.
  3. Дельфинотерапия [Электронный ресурс]. – URL: https:// (Дата обращения: 30.11.2021)
  4. Рудашевский Е.В. Здравствуй, брат мой Бзоу. – М.: КомпасГид, 2015. – 192 с.
  5. Рудашевский Е.В. Куда уходит Кумуткан– М.: КомпасГид, 2016. – 224 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary