Конституционно-правовой дизайн судебной системы в российской федерации

Конституционно-правовой дизайн судебной системы в российской федерации

В данной статье автор рассматривает различные понятия судебной системы, раскрывает иерархию судебной системы и рассказывает о произошедших реформах судебной системы.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Поделиться

Судебная власть Российской Федерации как одна из ветвей власти подвержена постоянному реформированию, совершенствованию в целях обеспечения  гарантированных гражданам прав и свобод, закрепленных в Конституции Российский Федерации и иных Федеральных законах. Для обеспечения деятельности судебной системы Российской Федерации принимаются федеральные законы.

В настоящее время выделяют множество различных понятий судебной системы.

Клеандров М.И. под судебной системой понимает установленную Конституцией и принятую на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Марченко М.Н. утверждает, что под судебной системой понимается закрепленная в конституции Российской Федерации совокупность судебных учреждений - судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией.

Воскобитова Л.А. под судебной системой Российской Федерации понимает совокупность всех судов России [3, с. 30].

Камилова З.С. считает, что современная судебная система Российской Федерации — комплексный, иерархически организованный системный механизм [5, с. 54].

При анализе представленных определений можно сделать вывод о том, что судебная система Российской Федерации – совокупность судов Российской Федерации, представляющих единый организационный механизм, действующих на основании общих принципов для осуществления задач, предусмотренных законом.

Структура судебной системы может быть определена на основе анализа положений Конституции РФ, а именно в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть и прокуратура», а также в ряде иных законодательных актов:

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 №2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и иные нормативно-правовые акты.

При анализе перечисленных законодательных актов можно сделать следующие выводы:

- в законодательстве отсутствует легальное определение понятия «судебная система»;

- законодатель не различает понятия «судебная власть» и «судебная система»

- осуществление судебной власти производится специальными государственными органами- судами;

- судебная власть представляет собой иерархически упорядоченную систему судов, которые осуществляют свою деятельность исходя из таких принципов, как: единство судебной системы, самостоятельность и независимость судей, обязательность судебных постановлений, равенство всех перед законом и судом, участие граждан в судопроизводстве, гласность и язык судопроизводства;

- задачи, принципы и функции судебной власти отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции;

- для организации судебной системы в Российской Федерации законодатель закрепил основы статуса судей, в которые включены порядок наделения их полномочиями, срок и формы реализации полномочий судьи, регламентируется порядок создания и упразднения судов, их компетенция               [7, с. 187].

На основании ст. 4 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ " О судебной системе в Российской Федерации" правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации [8].

К федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации;

- Кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации [1, с. 104].

Следует также отметить, что существуют судебные инстанции, которые представляют собой суд, выполняющий судебные функции, связанные с рассмотрением и разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

С 1 октября 2019 г. начали свою деятельность апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции.

На сегодняшний день для отправления правосудия в апелляционной инстанции создано пять апелляционных судов общей юрисдикции, а для кассационной инстанции - девять кассационных судов общей юрисдикции.

Стоит также отметить появление двух кассационных инстанций в случае, когда судом первой инстанции является верховный суд субъекта Российской Федерации или окружной (флотский) военный суд. Ранее, до нововведения, все четыре ступени обжалования (апелляция, кассация, вторая кассация, надзор) могли пройти решения мировых судей, районных судов и гарнизонных военных судов. Согласно п. 2 и 5 ч. 2 ст. 401.3 УПК РФ, действовавшего в первоначальной редакции, решения верховных судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов в качестве судов первой инстанции могут быть обжалованы в Судебную коллегию по уголовным делам и в Судебную коллегию по делам военнослужащих в апелляционном порядке. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 412.1 УПК РФ, действовавшего в первоначальной редакции, определения Судебной коллегии по уголовным делам или Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке, пересматриваются Президиумом Верховного Суда РФ - в надзорной инстанции [2, с.188].

На сегодняшний день разработана судебная система, которая способствует противодействию коррупции. Конечно, на сегодняшний день судебная система не является доработанной и существуют определенные проблемы.

Список литературы

  1. Камилова З.С. Судебная система Российской Федерации: основные проблемы и пути совершенствования // Государственная служба и Кадры. 2019. №1 С. 54-56.
  2. Рубинина Э.Р.  Понятие судебной системы: новые подходы // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. №1(35) С. 184-193.
  3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации" URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=322913&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3550630719195347#06013767439536967 (дата обращения - 18.04.2020)
  4. Гайдидей Ю.Д. Судебная система России: ошибки реформирования // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. №4(30) С. 103-106.
  5. Гайсин Н.И., Латыпова А.Р., Спиридонова П.И. Новая судебная система: положительные стороны, проблемы и возможные пути их решения // Образование и право. 2020. №1 С. 187-106
  6. Грудинин А.А. Судебные системы: этапы развития, перспективы // Новый университет. Серия: экономика и право. 2013. №4(26) С. 30-34.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary