Научные основы стратегического управления

Научные основы стратегического управления

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования стратегии предприятия хлебопекарной промышленности в условиях конкурентного рынка. На основе проведенного анализа потребителей и конкурентов на рынке хлебобулочных изделий Пермского края, анализа факторов макросреды и SWOT-анализа, предложена стратегия развития предприятия ООО ПО «Первый хлеб» г. Пермь, которая позволит увеличить ассортимент продукции, расширить клиентскую базу, выйти на новые рынки.

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публицакии 15.01.2022

Поделиться

Актуальность исследования и необходимость формирования на предприятии хлебопекарной промышленности в условиях рынка эффективной стратегии управления предприятием являются очевидными. Процесс обеспечения высокого уровня разработки оптимальной стратегии управления является по своей сути составным элементом общей системы стратегического управления организацией. Поскольку, система стратегического управления предприятием – это следствие грамотного решения стратегических целей и задач развития компании, которые в любом случае коррелируются с показателями и критериями, характеризующими устойчивое, стабильное экономическое развитие производственно–коммерческой деятельности.

Таким образом, можно сказать, что формирование эффективной системы стратегического управления организацией является залогом финансово–экономического успеха и высокого уровня экономической безопасности субъекта предпринимательской деятельности.

Главной целью современного хозяйствующего субъекта является обеспечение высокого уровня конкурентоспособности своей продукции и удержания лидирующих позиций на рынке посредством внедрения новой разновидности уже существующего продукта либо выпуск принципиально нового.

Цель исследования – разработать стратегию развития и обосновать ее эффективность на предприятии ООО ПО «Первый хлеб».

Методы исследования. Методы анализа и синтеза, статистический, методический, сравнения. В процессе исследования был проведен анализ потребителей и конкуренции на рынке хлебобулочных изделий Пермского края; анализ факторов макросреды и SWOT-анализ.

Результаты исследования. Позиционирование товара в целевом сегменте связано с выделением отличительных преимуществ товара, удовлетворением специфических потребностей или определенной категории клиентов, а также с формированием характерного имиджа продукции и предприятия.

Потребители продукции ООО ПО «Первый хлеб» - все возрастные категории, так как ассортимент часто обновляется, компания старается чувствовать рынок и предлагать новые вкусы; продукция предприятия продаётся и в магазинах рядом с домом, и в крупных гипермаркетах.

Согласно статистическим данным, рынок хлебобулочных изделий Пермского края насчитывает около 90 наименований производителей, из которых только 59 расположены на территории города Перми. Из всего множества производителей преимущественные позиции на рынке принадлежат двум предприятиям (Рис. 1).

 

Рис. 1. Доля производителей хлебобулочных изделий по Пермскому краю,%

Вот уже в течение нескольких лет основная доля рынка хлебобулочных изделий по Пермскому краю принадлежит многопрофильному предприятию по хлебопекарному производству ОАО «Покровский хлеб», которое занимает 56% рынка хлеба. Ежедневно ОАО «Покровский хлеб» производит более 80 тонн изделий, 35 % из которых реализуются за пределами города Перми. Вторым по отрасли выступает предприятие ООО ПО «Первый хлеб», на долю которого приходится 30% рынка хлебобулочных изделий по краю. Остальные 14% рынка хлеба приходятся на средние и мелкие пекарни.

Однако, несмотря на сильную позицию двух сильнейших хлебокомбинатов Пермского края, продукция остальных заводов также успешно реализуется на рынке, что требует от предприятий более тщательного подхода к выбору стратегии развития.

Основной деятельностью ООО ПО «Первый хлеб» является производство хлебобулочных изделий. Главной целью, которую преследует предприятие, выступает реализация полного объема своей продукции, получение чистой прибыли, сохранение текущей лидирующей позиции на рынке района и оправдание ожиданий своих потребителей.

Согласно внутренним документам предприятия, в широком ассортименте продукции можно выделить следующие подразделения: хлеб, булочные изделия, бараночные изделия, сдобные хлебобулочные изделия, сухари сдобные, кондитерские изделия мучные, тесто дрожжевое, квасные напитки. Всю продукцию предприятие реализует через свою собственную торговую сеть, которая представлена специализированными киосками на территории г. Перми, а также по заключенным с различными магазинами договорам поставки продукции.

Все фирменные киоски расположены в местах оживленного движения, что способствует привлечению покупателей. Вся производимая на хлебозаводе продукция вывозится своим транспортом. Это обеспечивает быстрое и своевременное поступление продукции во все торговые точки. Наиболее точную картину об эффективности деятельности предприятия дает анализ финансово-производственных показателей, отражающих финансово-экономическую состоятельность, эффективность использования финансовых ресурсов и уровень устойчивости предприятия. Для анализа был взят период с 2013г. по 2020г. В число анализируемых показателей были включены объем производства и темп роста объема выпуска продукции (таблица 1).

Талица 1

Динамика объема выпуска продукции ООО ПО «Первый хлеб» за 2013-2020 гг.

Показатель

Годы

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем производства, тонн в том числе:

4194,0

4316,0

4261,0

4360,0

4551,2

3838,0

3883,9

3961,5

хлеб и хлебобулочные изделия;

3449,0

3438,0

3438,0

3493,0

3628,6

3019,7

3139,5

3193,2

Кондитерские

изделия;

745,0

878,0

823,0

867,0

922,6

818,3

744,4

768,3

Темп роста объема выпуска продукции, в % в том числе:

100,0

102,9

98,7

102,3

104,4

84,3

101,2

102,0

хлеба и хлебобулочных изделий;

100,0

99,7

100,0

101,6

105,5

83,2

104,0

101,7

кондитерских изделий

100,0

117,9

93,7

105,3

106,4

88,7

91,0

103,2

 

По данным представленной таблицы видно, что в суммарном выражении превалирует производство хлебопекарной продукции - 80,6%, производство кондитерской продукции составляет 19,4% общего объема (по данным 2020 г.). Объем производства продукции с 2013 по 2020 гг. сократился на 5,5%, что связано в основном с ростом конкуренции на региональных рынках хлебобулочных и кондитерских изделий.

Таким образом, стоит отметить, что отличительными признаками деятельности предприятия являются:

- производство только мучных хлебобулочных и кондитерских изделий недлительного хранения. Сейчас ассортимент насчитывает более 40 позиций. Данный отличительный признак не является недостатком, так как у каждой фирмы «свои покупатели»;

- поставки продукции только фирменные киоски и в розничные магазины;

- ООО ПО «Первый хлеб» не продвигает продукцию посредством социальных сетей и интернет - магазина. Есть постоянные оптовые покупатели.

В ходе исследования был проведен также анализ влияния факторов макросреды (политических, экономических, социальных). При грамотном регулировании и отслеживании ситуации на рынке опасность рисков, выявленных в результате анализа макросреды, можно частично снизить. Комплексная оценка влияния внешних и внутренних факторов проведена в таблице 2.

Таблица 2

SWOT-анализ ООО ПО «Первый хлеб»

Угрозы

1. Сокращение финансирования из-за экономического кризиса.

2. Рост цен на топливо и тарифов на электроэнергию и другие ресурсы.

3. Увеличение стоимости кредитных ресурсов для осуществления инвестиционной деятельности.

Возможности

1. Выделение администрацией субсидий на возмещение затрат по доставке продуктов питания в отдаленные населенные пункты.

2. Освоение новых видов продукции и расширение ассортимента за счет приобретения нового технологического оборудования.

 

Поле СИУ (сила и угрозы)

1. Освоить производство новых видов продукции, не требующих значительных инвестиций.

2. Привлекать для работы более молодых работников, возможно из других районов области или мигрантов.

3. Внедрять энергосберегающую технику и технологии.

Поле СИВ (сила и возможности)

1. Использовать возможности получения субсидий и обновлять основные фонды.

2. Более активно продвигать продукцию на рынке, как Пермского края, так и других ближайших регионов.

3. Обновлять основные фонды и приобретать новую технику за счет собственных средств предприятия.

Сильные стороны

1. Сформированная организационная культура.

2. Четкая организация производственных процессов

3. Широкий ассортимент продукции.

4. Финансирование основной деятельности производится за счет собственных средств предприятия.

5. Устойчивое финансовое положение предприятия.

Поле СЛУ (слабость и угрозы)

1. Возможен рост себестоимости продукции из-за роста стоимости сырья и других ресурсов.

2. Привлечение на предприятие молодых специалистов за счет увеличения заработной платы.

Поле СЛУ (слабость и возможности)

1. Возможна замена устаревшего оборудования

2. Возможно повышение квалификации работников за счет бюджетного финансирования.

Слабые стороны

1. Старение кадров предприятия.

2. Высокая доля устаревших основных фондов.

3. Ограниченный рынок сбыта продукции.

4. Недостаточно активная инвестиционная политика.

Наиболее выраженной слабой стороной деятельности компании явилось «старение» персонала, которое, с одной стороны, само является препятствием для повышения эффективности деятельности. С другой стороны, оно во многом и обусловлено низкой мотивированностью работников, которые не ощущают повышения уровня своего благосостояния. А это является прямым следствием наличия других проблем – ограниченности рынка сбыта, низкого размера инвестиций, значительной степени износа основных фондов. Первопричина проблем состоит в низких темпах роста реализации продукции.

В целом, анализ конкурентных преимуществ свидетельствует об устойчивом положении компании на целевом рынке. Тем не менее, у предприятия нет собственного сайта с перечнем товаров, где можно найти всю достоверную информацию о продукции и с лёгкостью её заказать. Внедрение электронной коммерции обеспечит привлечение клиентов и повысит уровень продаж, что окажет положительное влияние на прибыль. Сайт предприятия ООО ПО «Первый хлеб» позволит быть в курсе продуктов компании 24/7/365 и взаимодействовать с поставщиками B2B-услуг.

Стратегическая цель деятельности организации ООО ПО «Первый хлеб» - развитие и усиление своих позиций на рынке. Для реализации поставленной цели предлагается использовать стратегию развития рынка, которая заключается в поиске новых рынков для уже производимого продукта.

Бизнес-ориентированная цель: увеличить долю рынка в ближайшие три года с 20 до 25 %.

Цифровая цель: выход в новые регионы, повышение скорости взаимодействия с текущими клиентами, привлечение дилеров.

Для реализации данной стратегии необходимо расширить штат сотрудников – пригласить на работу маркетолога и веб-дизайнера.

Для оценки эффективности реализации данной стратегии необходимо прежде всего провести экономическую оценку изменений, так как детальный учёт ожидаемых результатов и связанных с ними затрат способствует выявлению возможных отклонений реализации стратегического плана (таблица 3).

Таблица 3

Затраты на реализацию стратегии развития рынка на предприятии ООО ПО «Первый хлеб»

Затраты

Расчеты

Оплата услуг разработчика

100 тыс. руб. *3 мес.

Запуск сайта

80 тыс. руб.

Реклама

10 тыс. руб. *36 мес. = 360 тыс. руб.

Расходы на мероприятия, связанные с продвижением продуктов

10 тыс. руб. * 36 мес. = 360 тыс. руб.

Итого

1100 тыс. руб.

 

Таким образом, для реализации стратегии развития рынка требуются вложения в размере 1 100 000 рублей.

Источники финансирования инвестиций:

- собственные средства предприятия – 60 % от суммы инвестиционных затрат = 1100 тыс. руб./100*60 = 660 тыс. руб.

- банковский кредит – 40 % от суммы инвестиционных затрат = 1100 тыс. руб./100*40 = 440 тыс. руб.

При реализации стратегии, предположительно, чистая прибыль увеличится приблизительно на 3%.

Исходя из произведенного анализа внутренней и внешней среды, на наш взгляд, стратегия развития, связанная с выходом на новые рынки приемлема для предприятия ООО ПО «Первый хлеб». Стоит отметить, что расчеты произведены с учетом усредненных данных и требуют более детальной доработки, что и планируется сделать в будущем.

Также немаловажно сделать акцент на качестве продукции, завоевание нового рынка может осуществляться только благодаря производству конкурентоспособного продукта и улучшению узнаваемости бренда предприятия. Жесткая конкуренция на рынке – это мотивация для производителя обновлять и расширять ассортимент, создавать новую продукцию, и идти в ногу со временем.

 

Список литературы

  1. Статистический ежегодник «Промышленное производство Пермского края'2020»: Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. [Текст]. - Пермь, 2021. - С. 202.
  2. Айрапетова А. Г., Корелин В. В., Меропян Г. Г. Стратегическое планирование как метод развития производственного потенциала предприятия // Известия Санкт–Петербургского государственного экономического университета. – 2021. – № 3(129). – С. 121–125.
  3. Буровникова Ю.В. Конкурентный анализ бизнес–среды и рыночных позиций предприятия / Ю.В. Буровникова, Д.В. Зюкин, Д.И. Жиляков // Наука и практика регионов. – 2020. – № 3 (20). – С. 14–22.
  4. Варламов, А.С. Совершенствование управления ассортиментом на современных производственных предприятиях // Экономика и менеджмент. -2018. - № 2. - С. 37-38.
  5. Кутин М.В. Конкурентная стратегия предприятия. Выбор конкурентной стратегии // Сфера услуг: инновации и качество. − 2020. − № 50. − С. 69–79.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary