ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА И РАСЧЕТОВ ПОЖАРНОГО РИСКА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА И РАСЧЕТОВ ПОЖАРНОГО РИСКА

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Дата публикации 14.01.2022

Поделиться

В статье рассматривается обеспечение требований пожарной безопасности на основе требований технического регламента и расчетов пожарного риска.

В настоящее время технические требования к системе обеспечения пожарной безопасности (далее – ПБ) предъявляются положениями Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях ПБ» [3]. Цель данного технического регламента - обеспечить соответствие современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, а также создание необходимых условий для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта.

Эта цель достигается путем решения ряда задач, основными из которых являются:

- комплексное обеспечение ПБ объектов защиты, включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество;

- установление минимально необходимых требований ПБ к различным видам продукции;

- внедрение системы гибкого нормирования в области ПБ в результате использования механизмов оценки пожарного риска и др.

В соответствии с положениями принятого технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной [3], если:

- в полном объеме выполнены обязательные требования ПБ, установленные федеральными законами о технических регламентах;

- пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим федеральным законом;

- пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования ПБ, считается обеспеченной только в случае, если обеспечивается приемлемый уровень пожарного риска.

Закон устанавливает обязательные для применения и исполнения:

- общие принципы обеспечения ПБ;

- требования ПБ при проектировании поселений и городских округов;

- требования ПБ при проектировании и строительстве зданий и сооружений;

- требования ПБ к различным объектам;

- требования ПБ к пожарной технике;

- требования ПБ к продукции общего назначения;

- критерии оценки соответствия объектов защиты требованиям ПБ.

Впервые в отечественной практике законотворчества в качестве критерия обеспечения ПБ установлен допустимый пожарный риск для различных объектов защиты.

По принятию законопроект обеспечивает:

- повышение уровня ПБ людей и защищенности имущества собственников в результате оптимизации системы требований ПБ;

- внедрение системы гибкого нормирования в области ПБ в результате использования механизмов оценки пожарного риска;

- упрощение системы нормативных документов по ПБ в результате концентрации обязательных требований в области ПБ в одном законодательном акте Российской Федерации;

- создание системы независимой оценки пожарных рисков в Российской Федерации для проведения их расчетов на объектах защиты;

- свободу выбора собственнику способа противопожарной защиты объекта и одновременное повышение его ответственности за обеспечение безопасности людей и имущества третьей стороны путем подачи декларации ПБ;

- объективность и прозрачность процедур надзора за выполнением требований ПБ, повышение персональной ответственности инспекторского состава государственного пожарного надзора за состояние ПБ;

- установление четких и понятных требований по обеспечению ПБ, направленных на защиту здоровья и жизни граждан и предотвращение причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

При выполнении обязательных требований ПБ, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» [2] федеральными законами о технических регламентах и требований нормативных документов по ПБ расчет пожарного риска, не требуется.

Понятие пожарного риска и определение на его основе перечня противопожарных мероприятий, которые необходимо реализовывать на конкретном объекте защиты, применяется в Российской Федерации примерно в течение последних 10 лет.

Накопленный за этот период опыт демонстрирует рациональность и целесообразность построения противопожарной защиты, основываясь на этом методе, прежде всего для уникальных объектов, когда отсутствуют типовые решения в нормативных документах по ПБ. Расчет пожарного риска широко используется в развитых странах мира.

Новацией в техническом регламенте является уровень дифференцирования пожарного риска для различной категории населения и персонала предприятий.

В частности, в связи со спецификой функционирования технологических провесов допускается увеличение уровня риска только в случае, если предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.

Согласно положений Постановления Правительства РФ от 16.09.2020
№ 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» [4], руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему ПБ, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Требуемый уровень обеспечения ПБ людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по ПБ или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчёте на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.

Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре оценивается расчетным путем.

Расчет уровня безопасности людей при пожаре, угрозы пожара и его опасных факторов для других лиц проводится для определения потенциальной возможности возникновения процессов или явлений, способных вызвать поражение людей, наносить материальный ущерб и разрушительно воздействовать на окружающую атмосферу в целях выявления нежелательных событий, влекущих за собой реализацию опасности, анализ механизма возникновения таких событий и масштаба их величины, способного оказать поражающее действие.

При определении уровня обеспечения ПБ людей используют следующие понятия:

  • индивидуальный риск - вероятность (частота) возникновения опасных факторов пожара и взрыва, возникающая при аварии в определенной точке пространства. Характеризует распределение риска.
  • социальный риск - зависимость вероятности (частоты) происхождения событий, заключающихся в поражении определенного числа людей, подвергшихся поражающим воздействиям пожара и взрыва, от числа этих людей.

Основные задачи идентификации опасностей - выявление и описание всех источников опасностей и сценариев их реализации. Это наиболее ответственный этап оценки риска, так как не выявленные на этом этапе опасности не подвергаются дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения.

Идентификация опасностей реализуется на основе проведения анализа объемно–планировочных решений зданий и сооружений, компоновочных решений и конструктивных особенностей оборудования, определения количества людей, одновременно находящихся на территории здания и вблизи него.

Результатом идентификации опасностей являются: описание источников опасности, факторов риска, условий возникновения и развития аварий; перечень инициирующих аварию событий; предварительные оценки опасности и риска (в том числе анализ показателей опасности обращающихся на объекте веществ и материалов).

Определение перечня инициирующих аварийную ситуацию событий проводится с целью выявления возможных причин и мест возникновения аварийной ситуации. Рассматриваются события, реализация которых может привести к образованию горючей среды и появлению источника зажигания.

При этом если отказ оборудования, его частичное или полное разрушение не сопровождается возникновением факторов, опасных для человека, то вклад данного оборудования в формирование опасности пренебрежимо мал, и оно далее при оценке риска может не рассматриваться.

Проводя анализ статистических данных проведен на основании информации о пожарах в образовательных учреждениях на территории РФ, полученной из официального сайта ВНИИПО [6].

С 2016 г. по 2020 г. в России в образовательных учреждениях произошло 1024 пожаров. В результате пожаров погибло 9 человек. Материальный ущерб составил 281199000 руб. Динамика вышеперечисленных показателей пожарной обстановки в 2016 – 2020 гг. представлена на рисунках 1 – 3.

 

pastedGraphic.png

Рис. 1. Динамика количества пожаров в образовательных учреждениях в РФ, произошедших в период с 2016 по 2020 год

 

pastedGraphic_1.png

Рис. 2. Динамика материального ущерба от пожаров в образовательных учреждениях, произошедших в период с 2016 по 2020 год

pastedGraphic_2.png

Рис. 3. Динамика количества погибших от пожаров в образовательных учреждениях РФ в период с 2016 по 2020 год

 

С вступлением в силу Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях ПБ», который был разработан в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области ПБ и устанавливает общие требования ПБ к объектам защиты, продукции, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам. При наличии нарушений норм добровольного применения [7-17], но при положительных результатах расчета пожарного риска, в соответствии со ст. 6 ФЗ-123 [3], объект защиты считается удовлетворяющим условиям соответствия требований ПБ. Именно поэтому качественное проведение оценки пожарного риска или устранение выявленных нарушений в области ПБ позволит безопасно эксплуатировать объект, а значит обеспечит главную задачу по сохранению безопасности жизни и здоровья граждан и их имущества.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями на 11 июня 2021 года.
  2. Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» с изменениями на 2 июля 2021 года.
  3. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с изменениями на 30 апреля 2021 года.
  4. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
  5. Приказ от 30.06.2009г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» с изменениями на 2 декабря 2015 года.
  6. Пожары и пожарная безопасность в 2020 году: Статистический сборник /П.В. Полехин, М.А. Чебуханов, А.А. Козлов, А.Г. Фирсов, В.И. Сибирко, В.С. Гончаренко, Т.А. Чечетина. Под общей редакцией Д.М. Гордиенко. - М.: ВНИИПО, 2021. - 112 с.: ил. 5.
  7. СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
  8. СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
  9. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;
  10. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты».
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее