В настоящее время технические требования к системе обеспечения пожарной безопасности (далее – ПБ) предъявляются положениями Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях ПБ» [3]. Цель данного технического регламента - обеспечить соответствие современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, а также создание необходимых условий для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта.
Эта цель достигается путем решения ряда задач, основными из которых являются:
- комплексное обеспечение ПБ объектов защиты, включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество;
- установление минимально необходимых требований ПБ к различным видам продукции;
- внедрение системы гибкого нормирования в области ПБ в результате использования механизмов оценки пожарного риска и др.
В соответствии с положениями принятого технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной [3], если:
- в полном объеме выполнены обязательные требования ПБ, установленные федеральными законами о технических регламентах;
- пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим федеральным законом;
- пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования ПБ, считается обеспеченной только в случае, если обеспечивается приемлемый уровень пожарного риска.
Закон устанавливает обязательные для применения и исполнения:
- общие принципы обеспечения ПБ;
- требования ПБ при проектировании поселений и городских округов;
- требования ПБ при проектировании и строительстве зданий и сооружений;
- требования ПБ к различным объектам;
- требования ПБ к пожарной технике;
- требования ПБ к продукции общего назначения;
- критерии оценки соответствия объектов защиты требованиям ПБ.
Впервые в отечественной практике законотворчества в качестве критерия обеспечения ПБ установлен допустимый пожарный риск для различных объектов защиты.
По принятию законопроект обеспечивает:
- повышение уровня ПБ людей и защищенности имущества собственников в результате оптимизации системы требований ПБ;
- внедрение системы гибкого нормирования в области ПБ в результате использования механизмов оценки пожарного риска;
- упрощение системы нормативных документов по ПБ в результате концентрации обязательных требований в области ПБ в одном законодательном акте Российской Федерации;
- создание системы независимой оценки пожарных рисков в Российской Федерации для проведения их расчетов на объектах защиты;
- свободу выбора собственнику способа противопожарной защиты объекта и одновременное повышение его ответственности за обеспечение безопасности людей и имущества третьей стороны путем подачи декларации ПБ;
- объективность и прозрачность процедур надзора за выполнением требований ПБ, повышение персональной ответственности инспекторского состава государственного пожарного надзора за состояние ПБ;
- установление четких и понятных требований по обеспечению ПБ, направленных на защиту здоровья и жизни граждан и предотвращение причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
При выполнении обязательных требований ПБ, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» [2] федеральными законами о технических регламентах и требований нормативных документов по ПБ расчет пожарного риска, не требуется.
Понятие пожарного риска и определение на его основе перечня противопожарных мероприятий, которые необходимо реализовывать на конкретном объекте защиты, применяется в Российской Федерации примерно в течение последних 10 лет.
Накопленный за этот период опыт демонстрирует рациональность и целесообразность построения противопожарной защиты, основываясь на этом методе, прежде всего для уникальных объектов, когда отсутствуют типовые решения в нормативных документах по ПБ. Расчет пожарного риска широко используется в развитых странах мира.
Новацией в техническом регламенте является уровень дифференцирования пожарного риска для различной категории населения и персонала предприятий.
В частности, в связи со спецификой функционирования технологических провесов допускается увеличение уровня риска только в случае, если предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.
Согласно положений Постановления Правительства РФ от 16.09.2020
№ 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» [4], руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему ПБ, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Требуемый уровень обеспечения ПБ людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по ПБ или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчёте на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.
Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре оценивается расчетным путем.
Расчет уровня безопасности людей при пожаре, угрозы пожара и его опасных факторов для других лиц проводится для определения потенциальной возможности возникновения процессов или явлений, способных вызвать поражение людей, наносить материальный ущерб и разрушительно воздействовать на окружающую атмосферу в целях выявления нежелательных событий, влекущих за собой реализацию опасности, анализ механизма возникновения таких событий и масштаба их величины, способного оказать поражающее действие.
При определении уровня обеспечения ПБ людей используют следующие понятия:
- индивидуальный риск - вероятность (частота) возникновения опасных факторов пожара и взрыва, возникающая при аварии в определенной точке пространства. Характеризует распределение риска.
- социальный риск - зависимость вероятности (частоты) происхождения событий, заключающихся в поражении определенного числа людей, подвергшихся поражающим воздействиям пожара и взрыва, от числа этих людей.
Основные задачи идентификации опасностей - выявление и описание всех источников опасностей и сценариев их реализации. Это наиболее ответственный этап оценки риска, так как не выявленные на этом этапе опасности не подвергаются дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения.
Идентификация опасностей реализуется на основе проведения анализа объемно–планировочных решений зданий и сооружений, компоновочных решений и конструктивных особенностей оборудования, определения количества людей, одновременно находящихся на территории здания и вблизи него.
Результатом идентификации опасностей являются: описание источников опасности, факторов риска, условий возникновения и развития аварий; перечень инициирующих аварию событий; предварительные оценки опасности и риска (в том числе анализ показателей опасности обращающихся на объекте веществ и материалов).
Определение перечня инициирующих аварийную ситуацию событий проводится с целью выявления возможных причин и мест возникновения аварийной ситуации. Рассматриваются события, реализация которых может привести к образованию горючей среды и появлению источника зажигания.
При этом если отказ оборудования, его частичное или полное разрушение не сопровождается возникновением факторов, опасных для человека, то вклад данного оборудования в формирование опасности пренебрежимо мал, и оно далее при оценке риска может не рассматриваться.
Проводя анализ статистических данных проведен на основании информации о пожарах в образовательных учреждениях на территории РФ, полученной из официального сайта ВНИИПО [6].
С 2016 г. по 2020 г. в России в образовательных учреждениях произошло 1024 пожаров. В результате пожаров погибло 9 человек. Материальный ущерб составил 281199000 руб. Динамика вышеперечисленных показателей пожарной обстановки в 2016 – 2020 гг. представлена на рисунках 1 – 3.
Рис. 1. Динамика количества пожаров в образовательных учреждениях в РФ, произошедших в период с 2016 по 2020 год
Рис. 2. Динамика материального ущерба от пожаров в образовательных учреждениях, произошедших в период с 2016 по 2020 год
Рис. 3. Динамика количества погибших от пожаров в образовательных учреждениях РФ в период с 2016 по 2020 год
С вступлением в силу Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях ПБ», который был разработан в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области ПБ и устанавливает общие требования ПБ к объектам защиты, продукции, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам. При наличии нарушений норм добровольного применения [7-17], но при положительных результатах расчета пожарного риска, в соответствии со ст. 6 ФЗ-123 [3], объект защиты считается удовлетворяющим условиям соответствия требований ПБ. Именно поэтому качественное проведение оценки пожарного риска или устранение выявленных нарушений в области ПБ позволит безопасно эксплуатировать объект, а значит обеспечит главную задачу по сохранению безопасности жизни и здоровья граждан и их имущества.
Список литературы
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями на 11 июня 2021 года.
- Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» с изменениями на 2 июля 2021 года.
- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с изменениями на 30 апреля 2021 года.
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
- Приказ от 30.06.2009г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» с изменениями на 2 декабря 2015 года.
- Пожары и пожарная безопасность в 2020 году: Статистический сборник /П.В. Полехин, М.А. Чебуханов, А.А. Козлов, А.Г. Фирсов, В.И. Сибирко, В.С. Гончаренко, Т.А. Чечетина. Под общей редакцией Д.М. Гордиенко. - М.: ВНИИПО, 2021. - 112 с.: ил. 5.
- СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
- СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
- СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;
- СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты».