ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬТСВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬТСВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

65

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 12.01.2022

Поделиться

В статье рассмотрены вопросы, связанные с техническим регулированием в Российской Федерации, и актуальные проблемы, возникающие ввиду этого явления. Проанализировано законодательство РФ, регулирующее вопросы развития отдельных отраслей промышленности и экономики государства в целом.

Текст статьи. В современном мире большое внимание уделяется не только качеству производимой продукции, но и безопасности связных с ее производством технологических процессов, снижению влияния негативных воздействий на работников и окружающую среду. Государства устанавливают требования к производителям продукции, направленные на недопущение распространения некачественной и небезопасной продукции, влекущей за собой отрицательное воздействие на здоровье человека и природу [5]. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в данной сфере в Российской Федерации, является Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании». Вступление в силу данного закона повлекло за собой коренные изменения в сфере производства продукции, изменило правовой статус безопасности продукции, а также зданий и сооружений. Однако,
к сожалению, некоторые положения закона до сих пор не в полной мере реализованы на практике.

На пересмотр фундаментальных вопросов повлияло несколько факторов:

  1. Развитие глобального рынка, подразумевающего свободное движение ресурсов, требует стирания барьеров и выработку единого подхода
    к оценке произведенных товаров;
  2. Необходимость защиты потребителей от недобросовестных производителей некачественной продукции;
  3. Негативное воздействие на окружающую среду, требующее совместных усилий по минимизации такого воздействия;
  4. Техническое регулирование может выступать в качестве инструмента
    по борьбе с нелегальной деятельностью и получением доходов от такого вида деятельности [1].

К тому же вопросы, связанные с техническим регулированием, являются актуальными в связи с тем, что они оказывают непосредственное воздействие на развитие предприятий, конкурентоспособность продукции и экономику страны в целом.

Экономическое состояние страны во многом определяется
ее конкурентоспособностью на международном рынке. Исследования показывают, что страны, в которых не развиты инструменты технического регулирования, тратят колоссальные средства на разрушение барьеров
со странами первого эшелона. Для вывода продукции на торговую арену она должна соответствовать международным требованиям. Как показывает практика, система стандартов является неотъемлемой частью производства качественной, безопасной продукции, которая могла бы выйти на рынок. Техническое регулирование позволяет проверять соответствие выпускаемой продукции требованиям, предъявляемым к ней. В общем случае целью регулирования данного вида отношений является гарантированное получение качественного товара потребителем [2].

Согласно ФЗ «О техническом регулировании» техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг
и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [6].

Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании включает в себя закон о техническом регулировании и федеральные законы
и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принимаемые
на его основе.

Важной особенностью Федерального закона «О техническом регулировании» является сочетание в нем свободного предпринимательства
и его регулирования со стороны государства [4].

В Российской Федерации часть ответственности за соблюдение требований к производимой продукции берет на себя государство. Государство отвечает за безопасность товаров, но за их качество ответственность несет производитель.

Обязательные требования к продукции находят свое отражение
в нормативно-правовых актах, соответствие продукции проверяется со стороны государства путем проведения государственного надзора и контроля,
а несоблюдение требований классифицируется как нарушение закона.

Стандарты же носят рекомендательный характер и отражают в себе последние перспективы развития выпускаемой продукции, поэтому производители, заинтересованные в расширении своего бизнеса и укреплении на рынке, сами делают все возможное, чтобы их товар соответствовал требованиям, прописанным в стандартах.

Закон регулирует отношения, возникающие при:

  1. разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или
    к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  2. применении и исполнении на добровольной основе требований
    к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
    и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия;
  3. оценке соответствия [6].

Законодательство о техническом регулировании направлено на решение ряда задач, непосредственно связанных с безопасным производством продукции и ее выводом на международный рынок, а именно:

  1. Устранения барьеров для производителей, вызванных необоснованной степенью контроля и обязательной сертификации;
  2. Поддержки производителей на рынке;
  3. Снятия ограничений на технический прогресс [3].

Основной целью технического регулирования является обеспечение безопасности производимой продукции и связанных с ней технологических процессов, процессов эксплуатации и производства. Однако технологическое регулирование также оказывает существенное влияние
на конкурентоспособность товаров на рынке, развитие международных экономических отношений, развитие отдельных предприятий и отраслей.

Техническое регулирование может включать в себя
несколько элементов:

1. Обязательные требования к продукции, закрепленные в нормативно-правовых актах, являющиеся необходимыми для исполнения и отраженные в техническом регламенте [4].

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию
и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования
к объектам технического регулирования [6].

Обязательные требования являются ключевым элементом в системе технического регулирования. Они направлены на установление минимально необходимых требований к выпускаемой продукции, обеспечивающих
ее безопасность. Также такие требования не должны создавать помех для развития предприятий посредством использования чрезмерного количества проверок и избыточного контроля.

В ходе установления обязательных требований необходимо найти разумное соотношение между степенью риска и издержками, затраченными
на достижение безопасности. Меры технического регулирования направлены
на снижение уровня риска до допустимого в пределах всего общества, даже если его отдельные проявления оказывают негативное влияние на деятельность конкретного предприятия. Финансовая составляющая контроля над оставшимся уровнем риска возлагается на производителя. Регулирование финансовых аспектов не входит в рамки технического регулирования.

Казалось бы, что возможно в точности обосновать необходимость установления тех или иных технических требований. Но на практике законодательство пока сталкивается с рядом проблем по данному вопросу.
Но трудности, возникающие при оценке и анализе рисков, не указывают
на то, что обязательные требования не могут поддерживать равновесие между безопасностью и эффективностью. Попытки установления конкретных требований в принципе помогают сдерживать негативное влияние от проблем, связанных с оценкой риска. Кроме того, использование международных стандартов как основы для установления обязательных требований существенно облегчает сложившуюся ситуацию.

2. Добровольные требования, носящие рекомендательный характер
и регулирующийся национальными, международными стандартами
и стандартами организаций, являются дополнением к обязательным стандартам и повышают уровень конкурентоспособности, безопасности и качества продукции, обеспечивают единство измерений и взаимозаменяемость технических средств.

Стандарты содействуют соблюдению требований технических регламентов, но их несоблюдение не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

Национальные стандарты более лояльны и применяются как одна
из разновидностей международных стандартов.

3. Оценку соответствия, то есть соответствие установленным требованиям в той или иной степени. Оценка соответствия включает
в себя такой инструмент как форму подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям документов по стандартизации или условиям договоров [6].

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

  1. удостоверения соответствия продукции документам по стандартизации, условиям договоров;
  2. содействия потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  3. повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг
    на российском и международном рынках;
  4. создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества
    и международной торговли.

Оценка соответствия осуществляется как обязательным, так
и добровольным требованиям. Целью почти всех форм оценки соответствия является определение соблюдения третьей стороной требований, предъявляемых к рассматриваемой продукции или иным объектам, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Оценка соответствия позволяет получить надёжное подтверждение соблюдения установленных требований
с минимальными затратами. Также стоит понимать, что оценка соответствия производится только в том случае, если существуют обязательные требования
к продукции. Оценка соответствия может происходить на разных стадиях жизненного цикла товара: сертификация и регистрация осуществляются при выходе товара на рынок, а государственный контроль, например, целесообразно производить на стадии оборота продукции. Таким образом, оценка соответствия может влиять на конкуренцию между производителями как на стадии производства, так и на стадии вывода на рынок уже готовой продукции.

Каждый из вышеупомянутых инструментов может в значительной степени влиять на развитие рыночных отношений.

Выход России на мировую финансовую арену потребовал создание документов, регулирующих отношения с этой сфере. В результате был разработан Федеральный закон «О техническом регулировании», который был направлен на укоренение нового подхода к вопросам стандартизации. Подход заключается в использовании законов и других нормативно-правовых актов, влекущих за собой разные степени обязательности их исполнения –
не соблюдение некоторых из них рассматривается как нарушение закона, другие же носят добровольный, рекомендательный характер, невыполнение которых не влечет за собой наказания со стороны государства. Вся продукция должна соответствовать требованиям технических регламентов. Если продукция соответствует стандартам, то она является наиболее современной
и перспективной на текущем рынке. Техническое регулирование, являясь правовым регулированием, включает большой диапазон отношений, связанных с безопасностью производства продукции, направлено на установление регулирующих инструментов товарооборота на рынке. Использование мер регулирования позволяет найти правильное соотношение между безопасностью продукции и ее свободным перемещением от изготовителей к покупателям.

Техническое регулирование, устанавливающее нормы к производимой продукции, является источником правового регулирования. Нормы технического регулирования составляют иерархическую систему, включающую в себя как нормативно-правовые акты организаций, акты национального
и международного уровней. Такая система позволяет выделить техническое регулирование как обособленную ветвь административного права, занимающуюся вопросами развития отдельных отраслей промышленности
и экономики государства в целом.

Список литературы

  1. Основы технического регулирования и стандартизации: учеб. пособие/ А.С. Верещагана, Г. В. Тарануха. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2015. – 72 с.
  2. Соглашение проведении согласованной политики в области, стандартизации, метрологии и сертификации от 13.03.1992: офиц. текст // Бюллетень международных договоров. – 1993. – №4.
  3. Техническое регулирование: технические регламенты и стандартизация: учеб. пособие/ Ю.И. Матушкина, Л.А. Онищенко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 208с.
  4. Техническое регулирование и метрология: краткий курс лекций для студентов / А.А. Дедух. – Саратов: ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». 2015. – 79 с.
  5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133.
  6. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 52 (ч. 1). – Ст. 5140.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее