Метод «Открытое пространство» пришел в сферу образования из бизнеса, им активно пользовались руководители организаций, научные сотрудники, менеджеры. Но этот метод можно применять и в обучении, главное правильно выбрать темы для обсуждения, которые будут соответствовать всем особенностям развития учащихся. Метод «Открытое пространство» очень сложен в подготовке и требует тщательной работы, как от учителя, так и от учащихся.
Сначала задумывалось, что этот метод можно применять на уроках в старшей школе, начиная с 9 класса. Так как ведущей деятельностью в этом возрасте становится самоопределение, профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему обучению. Это дает определенный характер на образовательный процесс. Во-первых, возраст обучающихся и их заинтересованность в профессиональном и личностном развитии располагает к рассуждениям на взрослом уровне, ученики могут конструктивно выражать и отстаивать свое мнение. Во-вторых, по программе в старших классах идет повторение уже изученного материала и подготовка к экзаменам. Метод «Открытое пространство» дает возможность рассмотреть и обсудить интересные темы вне учебной программы, а также он будет способствовать при написании письменной части экзамена, где требуются логичные и аргументированные ответы. Опираясь на интересы и ориентиры учеников, можно предложить к обсуждению следующее:
1. литературные произведения, которые помогут при написании эссе;
2. современная культура, которая влияет на развитие немецкого языка;
3. немецкий язык как средство профессионального развития.
Переходный возраст учащихся начинается в период средней школы, в это время происходит смена интересов и ориентиров, они стремятся стать взрослыми. [2, с. 15] В этот период основной деятельность учащихся становится общение со сверстниками и совместная деятельность.
Поэтому применение метода «Открытое пространство» в этом возрасте при изучении нового материала позволит обучающимся ощутить себя «взрослыми», так как им придется самостоятельно готовиться к уроку, искать материал, продумывать план своего выступления, нарабатывать базу возможных вопросов и ответов по теме. Таким образом, учащиеся возложат на себя ответственность за проведение урока, его качественное наполнение и свое поведение во время обсуждений.
В 6 классе по каждой теме возможны публичные выступления, которые можно объединить в один вводный урок. Для этого учитель раздает темы для выступлений с подробными инструкциями: что нужно рассказать по предложенной теме, какие вопросы задать слушателям, какие задания подготовить. Такая организация урока позволит научить детей готовиться к выступлениям, самостоятельно отбирать материал, взаимодействовать с одноклассниками.
В 7 классе даются темы, которые ранее не изучались, поэтому освоение нового материала с использованием интерактивного метода «Открытое пространство» здесь актуально. Они учатся более углубленно подбирать материал и давать адекватную оценку полученным знаниям. Здесь можно погрузить в более углубленные тематики, например, история или литература, главное, чтобы весь материал соответствовал уровню обучения.
В старших классах можно провести интегрированный урок в открытом пространстве совместно с учителями других профилей. Например, по обществознанию. Здесь можно сравнить общественную жизнь в Германии и России. Интеграция с немецким языком поможет правильно сформулировать проблему и донести ее другим обучающимся при помощи интонации, лексики и грамматических конструкций. Такое интегрированное обучение позволит укрепить межпредметные связи, повторить пройденный материал или подготовиться к изучению последующих тем по обществознанию и лучше освоить новый материал по немецкому языку.
Остановимся подробнее на варианте интегрированного урока. Интегрированный урок направлен на формирование целостного мировоззрения обучающихся. Интеграция в образовании необходима, т.к. у современных школьников из-за множества учебных дисциплин формируется фрагментарность мировоззрения и трудности с адаптацией в современном интегрированном мире. Организация такого урока требует тщательной и длительной подготовки, а главное – желание и возможности учителя, с которым планируется интегративный урок. По мнению Криволаповой Е.А. «интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда учащиеся на наглядном примере видят цель, задачи и результат деятельности и соотносят их с собственным уровнем интеллекта. Интегрированный урок должен быть построен таким образом, чтобы 60–80 % учебного времени занимало творчество учащихся» [2, с. 114]
Первым этапом необходимо провести сравнительный анализ учебников и программ, учитель должен хорошо представлять себе содержание материала смежных предметов. Важным условием реализации такого урока является готовность помочь кого-то из коллег. Следующим шагом будет определение темы, формирование групп, консультирование и инструктирование по подготовке материалов урока. Результаты своей деятельности ученики представляют на уроке в форме дискуссии или конференции, который завершает все процесс обсуждения – подведением итогов и рефлексией.
Интегрированный урок сложен в подготовке и проведении, но результаты перекрывают все трудности. При таком подходе нам удастся задействовать всех школьников и обеспечить высокий уровень освоения материала.
Методико-технологические аспекты использования активного метода обучения «Открытое пространство» (Open space) на уроках немецкого языка проявляются в том, что данный метод можно использовать вместе с другими предметами. Например, сделать объединенный урок немецкого языка и истории или обществознания с применение метода. Данный метод универсален и, он может быть применим во всех областях школьных предметов, комбинируя их. Такой вид комбинирования называет интегрированный урок.
Список литературы
- Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] / Е.В. Кривопалов. – Казань, 2015. – С. 113-115.
- Морозова С.А. Возрастные психологические особенности учащихся 9-11 класса [Электронный ресурс] / С. А. Морозова. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/vozrastnyie-psikhologhichieskiie-osobiennosti-uc-2.html. – 29.12.2019