Использования активного метода обучения «открытое пространство» на интегрированных уроках

Использования активного метода обучения «открытое пространство» на интегрированных уроках

Статья посвящена изучению использования и включения активного метода «Открытое пространство» в интегрированные уроки.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 10 (12), май ‘21

Поделиться

Метод «Открытое пространство» пришел в сферу образования из бизнеса, им активно пользовались руководители организаций, научные сотрудники, менеджеры. Но этот метод можно применять и в обучении, главное правильно выбрать темы для обсуждения, которые будут соответствовать всем особенностям развития учащихся. Метод «Открытое пространство» очень сложен в подготовке и требует тщательной работы, как от учителя, так и от учащихся.

Сначала задумывалось, что этот метод можно применять на уроках в старшей школе, начиная с 9 класса. Так как ведущей деятельностью в этом возрасте становится самоопределение, профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему обучению. Это дает определенный характер на образовательный процесс. Во-первых, возраст обучающихся и их заинтересованность в профессиональном и личностном развитии располагает к рассуждениям на взрослом уровне, ученики могут конструктивно выражать и отстаивать свое мнение. Во-вторых, по программе в старших классах идет повторение уже изученного материала и подготовка к экзаменам. Метод «Открытое пространство» дает возможность рассмотреть и обсудить интересные темы вне учебной программы, а также он будет способствовать при написании письменной части экзамена, где требуются логичные и аргументированные ответы. Опираясь на интересы и ориентиры учеников, можно предложить к обсуждению следующее:

1. литературные произведения, которые помогут при написании эссе;

2. современная культура, которая влияет на развитие немецкого языка; 

3. немецкий язык как средство профессионального развития.

Переходный возраст учащихся начинается в период средней школы, в это время происходит смена интересов и ориентиров, они стремятся стать взрослыми. [2, с. 15] В этот период основной деятельность учащихся становится общение со сверстниками и совместная деятельность. 

Поэтому применение метода «Открытое пространство» в этом возрасте при изучении нового материала позволит обучающимся ощутить себя «взрослыми», так как им придется самостоятельно готовиться к уроку, искать материал, продумывать план своего выступления, нарабатывать базу возможных вопросов и ответов по теме. Таким образом, учащиеся возложат на себя ответственность за проведение урока, его качественное наполнение и свое поведение во время обсуждений.

В 6 классе по каждой теме возможны публичные выступления, которые можно объединить в один вводный урок. Для этого учитель раздает темы для выступлений с подробными инструкциями: что нужно рассказать по предложенной теме, какие вопросы задать слушателям, какие задания подготовить. Такая организация урока позволит научить детей готовиться к выступлениям, самостоятельно отбирать материал, взаимодействовать с одноклассниками.

В 7 классе даются темы, которые ранее не изучались, поэтому освоение нового материала с использованием интерактивного метода «Открытое пространство» здесь актуально. Они учатся более углубленно  подбирать материал и давать адекватную оценку полученным знаниям. Здесь можно погрузить в более углубленные тематики, например, история или литература, главное, чтобы весь материал соответствовал уровню обучения.

В старших классах можно провести интегрированный урок в открытом пространстве совместно с учителями других профилей. Например, по обществознанию. Здесь можно сравнить общественную жизнь в Германии и России. Интеграция с немецким языком поможет правильно сформулировать проблему и донести ее другим обучающимся при помощи интонации, лексики и грамматических конструкций. Такое интегрированное обучение позволит укрепить межпредметные связи, повторить пройденный материал или подготовиться к изучению последующих тем по обществознанию и лучше освоить новый материал по немецкому языку.

Остановимся подробнее на варианте интегрированного урока. Интегрированный урок направлен на формирование целостного мировоззрения обучающихся. Интеграция в образовании необходима, т.к. у современных школьников из-за множества учебных дисциплин формируется фрагментарность мировоззрения и трудности с адаптацией в современном интегрированном мире. Организация такого урока требует тщательной и длительной подготовки, а главное – желание и возможности учителя, с которым планируется интегративный урок. По мнению Криволаповой Е.А. «интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда учащиеся на наглядном примере видят цель, задачи и результат деятельности и соотносят их с собственным уровнем интеллекта. Интегрированный урок должен быть построен таким образом, чтобы 60–80 % учебного времени занимало творчество учащихся» [2, с. 114]

Первым этапом необходимо провести сравнительный анализ учебников и программ, учитель должен хорошо представлять себе содержание материала смежных предметов. Важным условием реализации такого урока является готовность помочь кого-то из коллег. Следующим шагом будет определение темы, формирование групп, консультирование и инструктирование по подготовке материалов урока. Результаты своей деятельности ученики представляют на уроке в форме дискуссии или конференции, который завершает все процесс обсуждения – подведением итогов и рефлексией.

Интегрированный урок сложен в подготовке и проведении, но результаты перекрывают все трудности. При таком подходе нам удастся задействовать всех школьников и обеспечить высокий уровень освоения материала. 

Методико-технологические аспекты использования активного метода обучения «Открытое пространство» (Open space) на уроках немецкого языка проявляются в том, что данный метод можно использовать вместе с другими предметами. Например, сделать объединенный урок немецкого языка и истории или обществознания с применение метода. Данный метод универсален и, он может быть применим во всех областях школьных предметов, комбинируя их. Такой вид комбинирования называет интегрированный урок.

Список литературы

  1. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] / Е.В. Кривопалов. – Казань, 2015. – С. 113-115.
  2. Морозова С.А. Возрастные психологические особенности учащихся 9-11 класса [Электронный ресурс] / С. А. Морозова. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/vozrastnyie-psikhologhichieskiie-osobiennosti-uc-2.html. – 29.12.2019

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary