Правовое обеспечение работы с обращениями граждан в Российской Федерации

Правовое обеспечение работы с обращениями граждан в Российской Федерации

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (47), январь ‘22

Дата публикации 10.01.2022

Поделиться

в статье автором определены субъекты, которые обладают правом на обращение в органы местного самоуправления и обладающие правом рассматривать эти обращения. В статье названы источники регулирования правоотношений в сфере рассмотрения обращений граждан.

В настоящее время правовой основой для работы с обращениями граждан является Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статье 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданина понимают – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления предложения, заявления или жалобы в письменной или электронной форме, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Субъекты, обладающие правом на обращения:

– гражданин Российской Федерации, который имеет гражданство Российской Федерации;

– лицо без гражданства – не имеет гражданства Российской Федерации, а также доказательства о гражданстве иностранного государства;

– иностранные граждане, которые не имеют гражданства Российской Федерации, но является гражданином иностранного государства.

Субъекты, обладающие правом рассматривать обращения:

– государственные органы

– государственный аппарат, созданный для осуществления функций государства и наделенный властными полномочиями;

– органы местного самоуправления – органы муниципального образования, решающие вопросы местного значения в целях обеспечения общественных интересов;

– должностные лица – лицо, осуществляющее функции представителя власти, занимающее в государственных учреждениях должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Работа с обращениями граждан – это проверка всех форм и типов обращений, направленных в государственные органы и органы местного самоуправления на разрешение возникающих ситуаций и уведомление граждан, а также анализ и принятие решений по организации мероприятий1.

Также согласно статье 3 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» к источникам регулирования правоотношений в сфере рассмотрения обращений граждан относятся: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, иные федеральные законы.

Всем известно что, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Статья 18 Конституции Российской Федерации указывает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием2.

Среди федеральных конституционных законов, регулирующих правоотношения в рассматриваемой сфере, в первую очередь необходимо указать Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Данный федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность, принципы деятельности и компетенцию, а также порядок освобождения от должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации3.

Согласно ч. 1 ст. 16 данного закона уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Среди федеральных законов, обеспечивающих реализацию гражданами права на обращение, в первую очередь также выделяются такие кодифицированные нормативные акты как УПК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ.

Вышеперечисленные нормативные акты регламентируют право граждан на обращение за судебной защитой, а также закрепляют форму рассмотрения заявлений граждан.

Таким образом, можно отметить, что база нормативно-правовых документов, относящихся к регулированию деятельности органов государственной власти по работе с обращениями и претензиями граждан, определяется довольно обширным законодательством, как на международном уровне, так и в России:

1. В соответствии с нормами статьи 19 Всеобщей декларации прав человека (принята генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) институт обращения граждан в органы власти признается важнейшим элементом правового статуса человека и гражданина демократического государства.

2. Главным актом, регулирующим деятельность органов, занимающихся обращениями граждан в стране, является Конституция РФ. Так в соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Этот законотворческий документ фиксирует полномочия и независимости лица и уроженца Русской Федерации, предоставив жителям вероятность охраны их абсолютно всеми методами, никак не запретными законодательством, наградив людей законном прибегать в судебный процесс, а в случае позитивного постановления – компенсация страной ущерба, доставленного противозаконными поступками (либо бездействием) организаций общегосударственной правительству либо их официальных персон.

3. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30.10.2001 г. №195-Ф. В соответствии со ст.5.59 впоследствии несоблюдения указанного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. определяет идентичные правила проведения правительственным аппаратом разного уровня обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан.

В состав данного нормативного акта входит: право граждан на обращение; правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан; права гражданина при рассмотрении обращения; гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением; требования к письменному обращению; направление и регистрация письменного обращения; обязательность принятия обращения к рассмотрению; рассмотрение обращения; порядок рассмотрения отдельных обращений; сроки рассмотрения письменного обращения; личный прием граждан; контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений; ответственность за нарушение; возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений.

4. Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г., в котором сказано, что наряду с юридическим лицом (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо). Так же в нем даны определения понятий, необходимых для установления порядка работы с обращениями граждан;

5. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г., в котором указывается неприкасаемость индивидуального существования, неприемлемость созыва, сохранения, применения и распространения данных о индивидуальной существования индивида в отсутствии его единства, кроме того перечислялись мероприятия согласно обеспечению охраны индивидуальных сведений уроженца присутствие их обрабатыванию. В основе закона положена охрана справедливости и независимости лица и уроженца при обработке его индивидуальных сведений;

6. Постановление Правительства РФ №452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» от 28.07.2005 г.

7. Постановление Правительства №373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» от 16.05.2011 г. В этом документе законодательство определяет требования к административным регламентным процессам.

8. Постановление Правительства РФ №30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» от 19.01.2005 г. В содержании постановления выделено особое внимание процедуре рассмотрения обращения и времени предусмотренному для выполнения задания федеральными чиновниками.

Таким образом, помимо указанных нормативных актов так же используются ведомственные акты, определенные в каждом органе государственной власти, при этом, во многом различающиеся. Поэтому в настоящее время единственно правильным способом определить механизм регулирования деятельности отдела с обращениями граждан в органах местного самоуправления является изучение их практики.

 

1Агибалов, Ю.В. Взаимодействие общественных приемных губернатора Воронежской области с органами власти при рассмотрении обращений граждан: материалы семинара-совещания с руководителями общественных приемных губернатора Воронежской области (4-6 июля 2017 г., г. Калач) / под общ. ред. Ю.В. Агибалова. – Воронеж: Правительство Воронежской области, 2017. – 61 с.

2Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (последняя редакция)

3Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ

Список литературы

  1. Агибалов, Ю.В. Взаимодействие общественных приемных губернатора Воронежской области с органами власти при рассмотрении обращений граждан: материалы семинара-совещания с руководителями общественных приемных губернатора Воронежской области (4-6 июля 2017 г., г. Калач) / под общ. ред. Ю.В. Агибалова. – Воронеж: Правительство Воронежской области, 2017. – 61 с.
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 30.12.2020).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78909/ (дата обращения 28.12.2020).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее