Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
В декабре 2015 года и в мае 2017 года вступили в действие два ключевых документа стратегического планирования – Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года , в которых проблематике развития малого бизнеса уделено особое внимание. Так, в Стратегии национальной безопасности указано, что в целях противодействия угрозам экономической безопасности реализация государственной социально-экономической политики должна предусматривать «стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов». В Стратегии экономической безопасности к основным задачам по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, отнесена необходимость поддержки высокотехнологичного малого и среднего бизнеса. Такое пристальное внимание к данному субъекту хозяйствования связано с тем, что малое предпринимательство, являясь неотъемлемой составной частью экономики любого государства, играет весомую роль в его деятельности. Малый бизнес не противостоит крупным и средним предприятиям, а существует в тесной интеграции с ними, участвуя в структурной перестройке народного хозяйства и ускорении инновационных процессов. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, способны дать миллионы новых рабочих мест.
Опыт развитых стран современного мира убедительно доказывает необходимость высокоразвитого и эффективного сектора малого бизнеса в любой национальной экономике, поскольку развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
-формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений;
-расширение ассортимента и повышения качества товаров, работ , услуг и культуры обслуживания;
-содействие структурной перестройки экономики;
-привлечение личных средств населения на развитие производства;
-создание дополнительных рабочих мест, сокращение безработицы;
-вовлечение в трудовую деятельность людей с ограниченными возможностями;
-формирование среднего класса;
-активизация НТП;
-освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
-освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа и др.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач.
Следовательно, возрождение России не может осуществляться без соответствующего этому развитию сектора экономики, поскольку именно этот сектор буквально тянет за собой экономическое и социальное развитие.
Однако процесс становления малого бизнеса в различных сферах общественной жизни в России по-прежнему остается очень сложным и болезненным.
На основании приведенных выше данных можно утверждать ,что малое предпринимательства действительно является одним их наиболее эффективных и перспективных способах стимулирования развития экономики.
Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
Анализ статистических социально-экономических показателей Российской Федерации за период 2017-2018 гг. показал, что основными причинами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в ее национальной экономике являются:
- сложная и недостаточно эффективная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, отсутствие ее ориентированности на стимулирование инвестиционно-инновационной активности;
- несогласованность и отсутствие в некоторых сферах необходимого и достаточного нормативно-правового обеспечения;
- ограниченность материально-финансовых ресурсов;
- недостаточная инвестиционная активность;
- ограниченность внутреннего спроса и кризис сбыта на внутреннем национальном рынке;
- несовершенство системы учета и статистической отчетности малых предприятий;
- ограниченность информационного и консультативного обеспечения, несовершенство системы обучения и переподготовки.
На фоне пандемии и порожденного ею экономического кризиса в наибольшей мере пострадал сектор малого и среднего бизнеса. С 28 марта по 3 апреля аналитический центр НАФИ провел опрос собственников МСП и ИП. В опросе приняли участие более 1 500 человек , которые отвечали на вопрос о том , какие сферы , по их мнению, подверглись наибольшему негативному воздействию. По результатам опроса голоса респондентов распределились следующим образом :
- общепит — 37 %;
- туризм — 34 %;
- торговля — 26 %;
- сфера обслуживания — 22 %;
- сфера развлечений — 18 %;
- транспортный рынок и логистика — 17 %.
На основании приведенных выше данных можно увидеть ,что наибольшему риску банкротства подвержены предприятия , которые не успели перейти на предоставление товаров и услуг в онлайн-формате или придерживаться бизнес-моделей, связанных исключительно с предоставлением персональных оффлайн-услуг. Возник и усугубился кассовый разрыв, который может привести к закрытию большого числа субъектов малых и средних предприятий (МСП), неспособных быстро и без потери качества работы перейти в онлайн-режим.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3.04.2020 №4341 , наиболее пострадавшими отраслями признаны:
• авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки;
• культура, организация досуга и развлечений;
• физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;
• туристические агентства и прочие организации, предоставляющие услуги в сфере туризма;
• гостиничный бизнес;
• общественное питание;
• организации дополнительного образования, негосударственные образовательные учреждения;
• организаторы конференций и выставок;
• предприятия, оказывающие бытовые услуги населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).
11 апреля 2020 г. Банк России расширил этот список ,включив в него дополнительно следующие отрасли :
• жилищное строительство (при условии, что на 1 марта 2020 г. ссуды, предоставленные организациям, осуществляющим жилищное строительство, были классифицированы кредитной организацией в I или II категории качества);
• деятельность автовокзалов и автостанций;
• вспомогательная деятельность, связанная с воздушным транспортом;
• производство и торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами, их ремонт и проведение технического осмотра;
• деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения, стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты).
Число субъектов МСП начало сокращаться ещё задолго до кризиса 2020 г. Так, только с января по декабрь 2019 г. оно уменьшилось на 124,3 тыс. единиц. Это было связано, во-первых, с падением реальных доходов населения и, как следствие, со снижением спроса на товары и услуги МСП; во-вторых, с усилением налогового контроля: внедрением онлайн-касс, повышением НДС, борьбой ФНС России с фирмами-однодневками и незаконным «дроблением» бизнеса с целью ухода от налогообложения. Согласно данным Торгово-промышленной палаты РФ в течение 2020 г. число предприятий в секторе МСП стремительно сократилось, многие из них обанкротились и закрылись. Возрасло число судебных решений о банкротстве физических лиц и индивидуальных предпринимателей: в январе-марте 2020 г. их принято на 68% больше, чем за аналогичный период 2019 г. При этом эксперты отмечают , что лишь небольшая их часть закрылась из-за начавшегося кризиса .
Все бизнесы, которые не успели перейти на онлайн-формат предоставления товаров и услуг (или те, чья бизнес-модель вообще завязана исключительно на персональное предоставление услуг), сейчас подвержены высокому риску банкротства. В некоторых организациях выручка снизилась на 90% .
Согласно данным сервиса интернет-бухгалтерии «Мое дело» оборот малых предприятий резко упал уже в марте 2020 г руб.
В рамках пессимистического сценария можно ожидать существенного сокращения сектора, ухода из активного бизнеса или окончательного перемещения в теневую экономику до половины субъектов МСП (около 3 млн компаний и ИП).
Анализируя данные аналитической службы международной аудиторской –консалтинговой сети FinExpertiza на основании данных ФНС можно сделать следующий вывод: в России за первое полугодие 2021 г. закрылось 545,8 тыс. индивидуальных предприятий и без принятия экстренных мер по поддержке предпринимателей кризис обнулит все усилия властей по развитию сектора МСП и улучшению делового климата.
Поддержка бизнеса на фоне эпидемии коронавируса наряду с поддержкой населения стала одной из главных задач российского правительства.
Первый пакет мер по борьбе с экономическими последствиями распространения коронавирусной инфекции, принятый Правительством 17 марта, в первую очередь был направлен на перенос текущих платежей бизнеса. Всего сумма отсрочек составила более 410 млрд. руб. Воспользоваться отсрочками более 500 тыс. компаний, в которых работает более 5 млн. человек.
Данные меры, принятые государством, явились весомым подспорьем как для новичков в бизнесе ,так и для фирм, давно существующих на рынке .
15 апреля Владимир Путин поручил оказать дополнительную поддержку малому и среднему бизнесу, в частности, предоставив прямую безвозмездную помощь от государства.
Господдержка малого и среднего бизнеса в 2020 году будет осуществляться сразу по нескольким направлениям:
- Выплаты и субсидии. В рамках второго пакета господдержки экономики правительство приняло постановление, которое утверждает правила безвозмездной помощи малым и средним предпринимателям на выплату зарплат сотрудникам и решения других безотлагательных вопросов. Таким компаниям будут предоставляться средства из расчета один МРОТ на каждого сотрудника. Для получения поддержки работодатель должен охранить рабочие места на уровне не менее 90 процентов.
- Льготы. Правительство начинает программы предоставления малому и среднему бизнесу краткосрочных целевых займов и льготных кредитов. На эти цели из федерального бюджета будет выделено 150 миллиардов рублей.
- Отсрочки. Для облегчения положения малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях правительство решило увеличить срок уплаты ранее начисленных административных штрафов для них с 60 до 180 дней.
- Налоговые послабления. Для арендодателей будут снижены имущественные налоги.
- Государственные дотации в виде субсидий от центра занятости. Данная программа Минэкономразвития по поддержке малого бизнеса ,которая реализуется преимущественно на региональном уровне . Уровень и размер субсидии определяется регионам самостоятельно.
- Грантовая поддержка. Данную поддержку оказывают предпринимателям в основном на уровне региона. Под данную программу попадают предприятия ,которые занимаются деятельностью в ключевых сферах деятельности ,например, сфера IT-разработок .
- Программа государственной поддержки малого агробизнеса, появившаяся в 2021 году . Под реализацию этой программы попадают предприятия ,работающие на сельской территории не менее трёх лет . Максимальная сумма ,на которую могут рассчитывать предприятия составляет 30 млн. рублей.
- Поддержка самозанятого населения ,которое может рассчитывать на предоставление различных видов льгот со стороны государства и другие.[3]
Однако приходится признать, что на сегодняшний день предпринимаемые меры поддержки малого и среднего предпринимательства недостаточно эффективны для того, чтобы данные субъекты хозяйствования стали действительно конкурентоспособными на рынке, чтобы у российских граждан были желание, возможности и реальные перспективы работать в сегменте малого бизнеса.
Подводя итоги, следует сказать о том, что в современных условиях развитие малого бизнеса является приоритетом социально-экономической политики России на долгосрочную перспективу. Однако на сегодняшний день состояние малого и среднего предпринимательства нельзя назвать удовлетворительным. Принятых мер недостаточно для того, чтобы данный сегмент хозяйствования полностью отвечал потребностям и требованиям российского государства и общества. Важнейшим направлением экономической политики государства должно стать продолжение работы по совершенствованию механизма финансовой поддержки малых предприятий. Разрабатываемые меры должны носить комплексный характер и включать в себя: политические, законодательные, управленческие, финансовые, информационно-консультационные, методические и институциональные меры.
Список литературы
- Щукина, В. Р. Современные проблемы малого предпринимательства в РФ / В. Р. Щукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64996/
- https://kontur.ru/articles/4710
- О. ТПП предупредила о риске разорения 3 млн предпринимателей из-за вируса // РБК, 21.03.2020. URL:
- Антонова М.П., Баринова В.А., Громов В.В., Земцов С.П., Красносельских А.Н., Милоголов Н.С., Потапова А.А., Царева Ю.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 88 с.
- Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
- Официальный сайт Правительства РФ URL:http://government.ru/
- Официальный сайт ЦБ РФ URL: https://cbr.ru/