ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

23

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (47), январь ‘22

Дата публикации 09.01.2022

Поделиться

В данной статье рассматриваются вопросы повышения эффективности работы педагогов дополнительного образования по формированию профессиональной ориентации воспитанников УДОД. В статье приведён краткий анализ трудов педагогов соотечественников занимавшихся проблемами профориентации школьников. Сформулированы методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по улучшению работы в рамках профессиональной ориентации учащихся.

Профессиональная ориентация является сложной многогранной проблемой: государственной по масштабам, экономической по результатам, социальной по содержанию, педагогической по методам.

Концепция «профессиональная ориентация» была рассмотрена учеными из разных научных направлений. Большинство авторов анализируют его с точки зрения социальной ориентации, причем основным аспектом является интеграция человека в профессиональной сфере.

Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными: закономерности формирования профессиональной пригодности и методические принципы ее диагностики (К. М. Гуревич, В. Д. Небылицын); методы диагностики профессиональной направленности личности (Е.А. Климов); профессиональное развитие личности (К.К. Платонов, Н.С. Пряжников).

Ольга Александровна  Волкова  в своих трудах выделяет  следующие  типы  профессиональной ориентации:

1) образование, получение и обновление знаний;

2) реализация своих физических качеств и практического интеллекта;

3) ориентация на досуговую деятельность;

4) высокие требования к материальным условиям жизни;

5) ориентация на материальную обеспеченность.

Функция педагога дополнительного образования не только тестировать ребенка, но и показать ему, близкую профессию связанную с его видом деятельности, а также раскрывать потенциал и знакомить с требованиями к тому или иному роду деятельности. Популяризируя профессию, педагог углубляет и расширяет кругозор воспитанников на перспективу использования своих способностей. Нами были сформулированы основные методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по совершенствованию профессиональной ориентации воспитанников.

1. Помогите воспитанникам найти, определить и выбирать их цели и ценности.

2. Пополняйте знания о мире профессий, чем их больше, тем яснее какие необходимы для приобретения той или иной профессии качества и навыки. Это приблизит к реалистичности выбора карьеры.

3. Начните вести профориентационную работу как можно раньше.

4. Постарайтесь информировать учащихся о важности обучения, поскольку это является обязательным условием для адаптации к изменениям на рынке труда.

5. Покажите разницу между «профессией» и «специальностью». Это поможет вам облегчить дальнейшую работу.

6. Не забывайте использовать в работе различные методы и формы вовлечения воспитанников.

7. Обратите внимание на практические упражнения, в которых учащиеся могут погрузиться в определенную работу.

8. Не забывайте о предоставлении воспитанникам возможности показать свою собственную индивидуальность, посредством решения самостоятельных работ.

9. Важно участие и родителей при организации профориентационной работы.

10. Вы можете отслеживать индивидуальное развитие учащихся, создав для каждого портфолио с задачами / документами / отзывами.

Профориентация - это естественное продолжение всей образовательной работы с учащимися и в определенной степени её логическим завершением. Полноразмерная профессиональная ориентация, которая на всём пути развития сопровождает учащихся, дает возможность разумно подойти к выбору сферы деятельности. Заинтересованность УДОД в обоснованном выборе профессии его выпускниками аргументирована: в процессе обучения формируются навыки и умения, которые позволяют стремиться к поиску себя на рынке труда. Таким образом, мы увеличивается важность подготовки для детей и родителей, ценность такого образования не только в возможности личного развития, но и в практической составляющей успешной конструкции профессиональной карьеры.

Список литературы

  1. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студентов сред.спец. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.
  3. Махаева О.А, Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.
  4. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Akademia, 2000.
  5. Пряжников Н.С., Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М., Издательство НПО «Модэк», 2002.
  6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005. - 288 с.
  7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Первое сентября, 2004. – 224 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее