Профессиональная ориентация как одно из направлений работы педагогов дополнительного образования
В данной статье рассматриваются вопросы повышения эффективности работы педагогов дополнительного образования по формированию профессиональной ориентации воспитанников УДОД. В статье приведён краткий анализ трудов педагогов соотечественников занимавшихся проблемами профориентации школьников. Сформулированы методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по улучшению работы в рамках профессиональной ориентации учащихся.
Авторы публикации
Рубрика
Педагогика
Журнал
Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (47), январь ‘22
Дата публицакии 09.01.2022
Поделиться

Профессиональная ориентация является сложной многогранной проблемой: государственной по масштабам, экономической по результатам, социальной по содержанию, педагогической по методам.
Концепция «профессиональная ориентация» была рассмотрена учеными из разных научных направлений. Большинство авторов анализируют его с точки зрения социальной ориентации, причем основным аспектом является интеграция человека в профессиональной сфере.
Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными: закономерности формирования профессиональной пригодности и методические принципы ее диагностики (К. М. Гуревич, В. Д. Небылицын); методы диагностики профессиональной направленности личности (Е.А. Климов); профессиональное развитие личности (К.К. Платонов, Н.С. Пряжников).
Ольга Александровна Волкова в своих трудах выделяет следующие типы профессиональной ориентации:
1) образование, получение и обновление знаний;
2) реализация своих физических качеств и практического интеллекта;
3) ориентация на досуговую деятельность;
4) высокие требования к материальным условиям жизни;
5) ориентация на материальную обеспеченность.
Функция педагога дополнительного образования не только тестировать ребенка, но и показать ему, близкую профессию связанную с его видом деятельности, а также раскрывать потенциал и знакомить с требованиями к тому или иному роду деятельности. Популяризируя профессию, педагог углубляет и расширяет кругозор воспитанников на перспективу использования своих способностей. Нами были сформулированы основные методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по совершенствованию профессиональной ориентации воспитанников.
1. Помогите воспитанникам найти, определить и выбирать их цели и ценности.
2. Пополняйте знания о мире профессий, чем их больше, тем яснее какие необходимы для приобретения той или иной профессии качества и навыки. Это приблизит к реалистичности выбора карьеры.
3. Начните вести профориентационную работу как можно раньше.
4. Постарайтесь информировать учащихся о важности обучения, поскольку это является обязательным условием для адаптации к изменениям на рынке труда.
5. Покажите разницу между «профессией» и «специальностью». Это поможет вам облегчить дальнейшую работу.
6. Не забывайте использовать в работе различные методы и формы вовлечения воспитанников.
7. Обратите внимание на практические упражнения, в которых учащиеся могут погрузиться в определенную работу.
8. Не забывайте о предоставлении воспитанникам возможности показать свою собственную индивидуальность, посредством решения самостоятельных работ.
9. Важно участие и родителей при организации профориентационной работы.
10. Вы можете отслеживать индивидуальное развитие учащихся, создав для каждого портфолио с задачами / документами / отзывами.
Профориентация - это естественное продолжение всей образовательной работы с учащимися и в определенной степени её логическим завершением. Полноразмерная профессиональная ориентация, которая на всём пути развития сопровождает учащихся, дает возможность разумно подойти к выбору сферы деятельности. Заинтересованность УДОД в обоснованном выборе профессии его выпускниками аргументирована: в процессе обучения формируются навыки и умения, которые позволяют стремиться к поиску себя на рынке труда. Таким образом, мы увеличивается важность подготовки для детей и родителей, ценность такого образования не только в возможности личного развития, но и в практической составляющей успешной конструкции профессиональной карьеры.
Список литературы
- Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студентов сред.спец. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
- Махаева О.А, Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Первое сентября, 2004. – 224 с.
- Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Akademia, 2000.
- Пряжников Н.С., Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М., Издательство НПО «Модэк», 2002.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005. - 288 с.
Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.