Профессиональная ориентация как одно из направлений работы педагогов дополнительного образования

Профессиональная ориентация как одно из направлений работы педагогов дополнительного образования

В данной статье рассматриваются вопросы повышения эффективности работы педагогов дополнительного образования по формированию профессиональной ориентации воспитанников УДОД. В статье приведён краткий анализ трудов педагогов соотечественников занимавшихся проблемами профориентации школьников. Сформулированы методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по улучшению работы в рамках профессиональной ориентации учащихся.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (47), январь ‘22

Поделиться

Профессиональная ориентация является сложной многогранной проблемой: государственной по масштабам, экономической по результатам, социальной по содержанию, педагогической по методам.

Концепция «профессиональная ориентация» была рассмотрена учеными из разных научных направлений. Большинство авторов анализируют его с точки зрения социальной ориентации, причем основным аспектом является интеграция человека в профессиональной сфере.

Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными: закономерности формирования профессиональной пригодности и методические принципы ее диагностики (К. М. Гуревич, В. Д. Небылицын); методы диагностики профессиональной направленности личности (Е.А. Климов); профессиональное развитие личности (К.К. Платонов, Н.С. Пряжников).

Ольга Александровна  Волкова  в своих трудах выделяет  следующие  типы  профессиональной ориентации:

1) образование, получение и обновление знаний;

2) реализация своих физических качеств и практического интеллекта;

3) ориентация на досуговую деятельность;

4) высокие требования к материальным условиям жизни;

5) ориентация на материальную обеспеченность.

Функция педагога дополнительного образования не только тестировать ребенка, но и показать ему, близкую профессию связанную с его видом деятельности, а также раскрывать потенциал и знакомить с требованиями к тому или иному роду деятельности. Популяризируя профессию, педагог углубляет и расширяет кругозор воспитанников на перспективу использования своих способностей. Нами были сформулированы основные методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по совершенствованию профессиональной ориентации воспитанников.

1. Помогите воспитанникам найти, определить и выбирать их цели и ценности.

2. Пополняйте знания о мире профессий, чем их больше, тем яснее какие необходимы для приобретения той или иной профессии качества и навыки. Это приблизит к реалистичности выбора карьеры.

3. Начните вести профориентационную работу как можно раньше.

4. Постарайтесь информировать учащихся о важности обучения, поскольку это является обязательным условием для адаптации к изменениям на рынке труда.

5. Покажите разницу между «профессией» и «специальностью». Это поможет вам облегчить дальнейшую работу.

6. Не забывайте использовать в работе различные методы и формы вовлечения воспитанников.

7. Обратите внимание на практические упражнения, в которых учащиеся могут погрузиться в определенную работу.

8. Не забывайте о предоставлении воспитанникам возможности показать свою собственную индивидуальность, посредством решения самостоятельных работ.

9. Важно участие и родителей при организации профориентационной работы.

10. Вы можете отслеживать индивидуальное развитие учащихся, создав для каждого портфолио с задачами / документами / отзывами.

Профориентация - это естественное продолжение всей образовательной работы с учащимися и в определенной степени её логическим завершением. Полноразмерная профессиональная ориентация, которая на всём пути развития сопровождает учащихся, дает возможность разумно подойти к выбору сферы деятельности. Заинтересованность УДОД в обоснованном выборе профессии его выпускниками аргументирована: в процессе обучения формируются навыки и умения, которые позволяют стремиться к поиску себя на рынке труда. Таким образом, мы увеличивается важность подготовки для детей и родителей, ценность такого образования не только в возможности личного развития, но и в практической составляющей успешной конструкции профессиональной карьеры.

Список литературы

  1. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студентов сред.спец. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
  2. Махаева О.А, Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.
  4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Первое сентября, 2004. – 224 с.
  5. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Akademia, 2000.
  6. Пряжников Н.С., Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М., Издательство НПО «Модэк», 2002.
  7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005. - 288 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary