ПРОБЛЕМА ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ НЕВРАСТЕНИИ В СТУДЕНЧЕСТВЕ

ПРОБЛЕМА ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ НЕВРАСТЕНИИ В СТУДЕНЧЕСТВЕ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 9 (11), апрель ‘21

Дата публикации 01.05.2021

Поделиться

Согласно исследованиям, неврастения очень распространена среди обу-чающихся в медицинских учебных заведениях [1]. Так как изучение меди-цинских наук требует старательности и запоминания большого объема мате-риала, успешность обучения зависит от того, насколько хорошо у студента развиты волевые качества. Поэтому важно изучить, как недостаток этих ка-честв будет влиять на психическое здоровье студента.

Цель

Выявить взаимосвязь между признаками неврастении и волевыми качествами: сила воли, организованность, обязательность, настойчивость, дисциплинированность.

Материалы и методы 

Было проведено анкетирование среди студентов Курского государственного медицинского университета и Медицинского института Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, общей выборкой 306 человек. Анкетируемым было предложено ответить на ряд вопросов, тем самым оценить свои волевые качества, которые необходимы для решения определённых учебных задач.

Определения данных качеств были взяты из учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности «Лечебное дело» (31.05.01) Бельских И.А 2019г. и означают следующие:

Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели.

Настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей.

Самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач.

Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.

Обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

Организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др [2].

Для оценки этих качеств студентов просили ответить на следующие вопросы: 

Сложно ли вам приступить к выполнению домашнего задания или изучению темы? (Оценка силы воли).

Можете ли вы изучать долго (2 недели - месяц подряд) сложный и не всегда интересный предмет, но важный лично для вас, без потери качества подготовки? (оценка настойчивости).

Страдает ли качество вашей подготовки к занятиям из-за отвлечения внимания на Ютуб, социальные сети или общение с друзьями и близкими? (оценка самообладания).

Часто ли вы не готовитесь/готовитесь плохо к теме? (Оценка обязательности).

Часто ли вы выполняете объемную работу в самый последний момент (оценка организованности).

Сбивается ли у вас режим сна из-за учебы? (оценка дисциплинированности).

Под признаками неврастении подразумевались: нарушение сна, бессонница, отсутствие аппетита, тошнота, общая вялость/ подавленность, апатия, появление постоянных тревожных мыслей, ухудшение памяти, сужение интересов [3].

Для оценки психологического состояния студентов попросили ответить на следующий вопрос: связывают ли они с процессом обучения выше описанные признаки неврастении?

После был рассчитан процент студентов, обладающих признаками неврастении от общего количества студентов, имеющих, по данным опросов, низкий показатель волевых качеств.

Результаты

Анкетирование выявило следующую тенденцию: студенты, у которых хотя бы одно волевое качество было на низком уровне в 90% случаев имели признаки неврастении. 

 

Таблица 1.

Взаимосвязь низких волевых качеств и признаков неврастении

Волевое качество  Количество людей с низким показателем волевого качества    Количество людей с низким показателем волевого качества и признаками неврастении Процент людей с низким показателем волевого качества, имеющие признаки неврастении 
Сила воли 36 33 91,6%
Настойчивость 64 58 90,6%
Самообладание  130 112 86,1%
Обязательность 29 25 86,2%
Организованность 105 98 93,3%
Дисциплинированность  192 178 92,7%

 

При низком уровне двух волевых качеств, признаки неврастении встречаются в среднем группе 91%, при 4 признаках уже в 99%, а при 5 и более в 100% случаев.

Выводы

Таким образом, мы можем говорить о взаимосвязи волевых качеств с неврастенией. И чем больше волевых качеств у студента находится на низком уровне, тем с большей вероятностью мы можем говорить о наличии у него данного заболевания.

Список литературы:

 

Бельских, И.А. Медицинская психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Лечебное дело». – Курск: КГМУ, 2019. –  176  с.

 

Список литературы

  1. Черева, Т.Н. «Студенческий» невроз: причины возникновения/ Т.Н. Черева // Вестник КемГУ .-2010. №2.- № 2.- С.79-83.
  2. Бельских, И.А. Медицинская психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Лечебное дело». – Курск: КГМУ, 2019. –  176  с.
  3. Коновалова, А.Н.  Неврология и нейрохирургия / под ред. А.Н. Коновалова, Коновалова, А.В. Козлова ; Е.И. Гусев, А.Н. Коновалов, В.И. Скворцова : учебник : - т. 1. - 2009. - 624 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее