Принципы влияния диффузных инноваций на бизнес процессы организации

Принципы влияния диффузных инноваций на бизнес процессы организации

В данной статье рассмотрены проблемы оценки современных организаций и предложена наглядная модель внешней среды с учётом влияния инноваций. Проанализированы характерные особенности инноваций и развития организаций. Также, было выделено место инновации во внешней среде. Выявлена и обоснована необходимость отслеживания, приспособления и создания диффузных инноваций. Задача концепции – наглядно показать, как изменения факторов внешней среды влияют на организации на различных этапах развития. Объектом концепции является организация. Предметом концепции – диффузные инновации.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (45), декабрь ‘21

Дата публицакии 27.12.2021

Поделиться

В наше время внешняя среда организации очень изменчива. К тому же результаты изменения практически непредсказуемы из-за огромного объема факторов влияющих на внешнюю среду. Множество новых компаний после небольшого количества жизненных циклов становятся не ликвидными, что является большой проблемой. Это подтверждает актуальность исследований в этой сфере.

Диффузия инноваций — это теория, которая стремится объяснить: как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются через разные культуры. Данная теория была популяризована американским социологом Эвереттом Роджерсом в 1962 году, благодаря выпущенной им книге «Диффузия инноваций». Роджерс определяет «диффузию» как процесс, посредством которого инновация (например, новые идеи, процессы или товары) в течение времени передаются через определенные каналы среди членов социальных систем [1].

Именно с небольших на первый взгляд изменений начинается процесс деструктуризации всей старой системы и образование новых форм и связей, новых компаний. Что показывает изменчивость, сложность и бесформенность, как самой внешней среды систем, так и изменений (инноваций), природа возникновения, которых до конца не изучена. 

На Рис. 1 показана наглядная модель изменения внешней среды под воздействием инновации. Согласно данной концепции, идёт рассеивание сферы влияния изменения (инновации) по внешней среде (рынку). Организации, в зависимости от сферы и уровня развития более или менее восприимчивы к изменению (инновации). То есть, чем больше и влиятельнее организация, тем она ближе к центру, а маленькие организации более удалены от центра. Отсюда следует степень зависимости от изменения (инновации).

Рисунок 1 - Модель изменения внешней среды под воздействием диффузных инноваций.

  1. Внешняя среда 
  2. Изменение (инновация) 
  3. Рассеивание сферы влияния
  4. Организации
  5. Индивид

Данная концепция позволяет оценить организацию со стороны изменяющейся внешней среды. Ближе центру находятся организации, которые сочетают в себе преимущества. Такие организации не только подстраиваются под изменения (инновации), но и создают, внедряют и поддерживают их, стараясь извлечь из них наибольшую выгоду. Примером таких организаций служат всем известные Apple, Google, General Electric др. Также стоит отметить, что само изменение (инновация) при должном отношении порождает глобальные изменения внешней среды. Так, например, из инновационных идей выросли огромные организации, такие как Facebook, Uber, Tesla др. Глобальные изменение распространяются по той же концепции, но в колоссальном географическом масштабе. Таким образом, рождается огромная перспектива развития для организаций, отслеживающих и внедряющих инновации.

С помощью данной концепции можно отразить роль индивида в организации (Рис. 2) 

 

Рис. 2. Роль индивида исходя из организационно-правовой формы организации.

Индивиды является ключевой фигурой в организации. Правильно мотивированные компетентные специалисты составляют ядро организации. Благодаря их стараниям и нововведениям компания остается ликвидной и чем больше организация развивается, тем больше сотрудников становится в её структуре. Но это отрицательно сказывается на управлении. Так, как организации со сложной (ТНК, ПАО) в основном обладают разветвленным бюрократическим аппаратом управления с многоструктурной системой они не такие гибкие, в сравнении с маленькими предприятиями (ИП, ООО), следовательно, более зависимы от изменений (инноваций). Даже не смотря на их устойчивость, в связи с развитой капитализацией, они могут быстро потерять ликвидность. Примером этому служит опыт организаций Motorola, Nokia, SIEMENS и др. 

Хотя невозможно учесть все факторы, влияющие на организацию, нужно стараться сохранить устойчивость и гибкость системы. Следует вовремя отслеживать и подстраиваться под распространяющиеся изменения внешней среды. Для этого в организации следует создать соответствующую структуру или разделить сложную организацию на несколько дочерних, связанных организаций. Также стоит уделить внимание стратегическому менеджменту и составлять грамотный организационный план. 

Список литературы

  1. ]Диффузия инноваций [Электронный источник]: Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%84%D1%84%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9. (Дата обращения 16.11.2021г.)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary