Вопросы уравновешивания механизмов , я считаю рассматриваются во всех литературных изданиях по теории механизмов и маши . В данных изданиях предлагаются различные схемы уравновешивания и дается оценка с позиций снижения сил инерции и их влияние на вибрации машины , шума и износа кинематических пар . Можно заметить , что при конструировании новых механизмов их уравновешивание просто не предусматривается . Причины этого можно вскрыть с помощью уравновешивания механизма машины как ротор , который непосредственно участвует в работе полностью .
В известных на сегодняшний день источниках , сила подается очень плохо , а точнее совсем не контролируется , что впоследствии приводит к частой обрывности всей цепи генератора , а если ставить в учет высокую инерционную нагрузку , то это причина быстрого износа кинематичесих пар.
В связи с появлением быстроходных машин возникла проблема уравновешивания быстровращающихся деталей. Так, например, скорость некоторых турбин, валов гироскопов, суперцентрифуг достигает 3-50 тысяч об/мин и малейшее смещение центра масс с геометрической оси вращения вызывает появление больших сил инерции, т.е. вибрационных явлений в машине и фундаменте.
При вращении какой-либо i-й массы m на нее действует сила инерции, которую можно разложить на нормальную
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image005.gif](/media/article_parse_images/c0472575-0012-47e5-8540-307dcf1bf238.gif)
и тангенциальную
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image007.gif](/media/article_parse_images/a0e482a0-b9e2-441f-8ce3-93f51b11c71c.gif)
составляющие (рис. 6.1).
Величины этих сил можно вычислить по формулам
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image102.gif](/media/article_parse_images/f11a305b-d50e-4c7e-b763-d2f5d53971fa.gif)
(1)
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image331.jpg](/media/article_parse_images/93d994de-9e85-4f92-94aa-1b667ae119a9.jpeg)
Рис. 6.1. Схема ротора
Спроектируем эти силы на оси х, у, z и определим моменты этих сил относительно осей:
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image104.gif](/media/article_parse_images/f4aaec2d-d490-4bd7-a724-890a94adc164.gif)
(2)
Подставив (1) в (2) и просуммировав, получим (учитывая, что
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image106.gif](/media/article_parse_images/59fb216d-68e9-4278-9ce4-41ceae169810.gif)
,
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image108.gif](/media/article_parse_images/b34edf8e-57a9-4ac6-9edd-76bc94fb8ab4.gif)
)
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image110.gif](/media/article_parse_images/7c87b31c-31b5-45c2-b30b-917f98107b9f.gif)
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image112.gif](/media/article_parse_images/2f19838d-dc86-464f-b3b7-e96f6e1f830d.gif)
(3)
Силы
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image345.gif](/media/article_parse_images/0b5655a0-a32a-4a20-b591-2fc6e6788244.gif)
и
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image347.gif](/media/article_parse_images/737f2837-ec2f-471a-98fb-f0a70cf7003a.gif)
, моменты
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image349.gif](/media/article_parse_images/5051ce74-c8b7-4524-abe6-f06e930f1616.gif)
и
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image351.gif](/media/article_parse_images/ab64f729-2c0b-4dfb-9291-e4bfa239397f.gif)
равны нулю в том случае, если координаты x и y массы m расположены на оси вращения z (т.е. центр масс ротора неподвижен):
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image119.gif](/media/article_parse_images/2451fde0-47ed-449f-a937-f46c8f934828.gif)
(4)
Это есть условие статической уравновешенности ротора.
Моменты
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image349.gif](/media/article_parse_images/4ca66ecf-9d3c-46b1-9470-a147695d3d7a.gif)
и
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image351.gif](/media/article_parse_images/71d4b010-063b-4e0c-8a4c-ddfb84e1bb73.gif)
равны нулю, если центробежные моменты инерции ротора равны нулю:
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image122.gif](/media/article_parse_images/cb28bfb0-4b7f-4002-9624-95cc6310bca4.gif)
(5)
Это есть условие динамической уравновешенности ротора.
Такое уравновешивание применяется для плоских деталей, длина которых мала по сравнению с диаметром.
Выводы: ротор статически уравновешен, если его центр тяжести расположен на оси вращения; ротор динамически уравновешен, если его ось вращения является главной центральной осью инерции.
Уравновешенность ротора можно охарактеризовать и силовыми параметрами. Он статически уравновешен, если главный вектор сил индукции
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image124.gif](/media/article_parse_images/e827577c-1624-4983-8182-92a2eb67eee0.gif)
. Ротор динамически уравновешен, если главный вектор моментов сил инерции
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image126.gif](/media/article_parse_images/8bfa5347-529e-4434-a1c6-74b0777ab5d6.gif)
.
При проектировании роторов используют условия (4) и (5). При проверке уравновешенности изготовленных роторов используют условия
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image124.gif](/media/article_parse_images/a04e7f3a-2c8f-43a4-9703-b4f57f677ad3.gif)
и
![http://www.teormach.ru/lect6.files/image126.gif](/media/article_parse_images/a7527889-6bcd-4d68-b75e-2f5578a0baec.gif)
. Устранение остаточной неуравновешенности уже изготовленного ротора, возникшей по причинам неточности изготовления, монтажа, из-за неоднородности материала, из которого изготовлен ротор, называется балансировкой. Балансировка вращающихся масс осуществляется на специальных балансировочных станках, при этом исключается неуравновешенность, вызванная неточностью изготовления детали. Техника статической и динамической балансировки жестких роторов входит в содержание лабораторного практикума по дисциплине «Теория механизмов и машин».
Список литературы
- Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин: [Учеб. для втузов]. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 2009. – 639 с.: ил.; 22 см.
- Кореняко А.С. «Курсовое проектирование по теории механизмов и машин», Издательство «Вища школа», 2007 г. ? 326с.
- Решетов Д.Н. «Детали машин» учебник для вузов. Р47 Изд. 3-е М., «Машиностроение», 2008.
- Теория механизмов и машин. Терминология: Учеб. пособие / Н.И.Левитский, Ю.Я.Гуревич, В.Д.Плахтин и др.; Под ред. К.Ф.Фролова. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007.– 80 с.
- Теория механизмов и механика машин: Учеб. для втузов / [К.В. Фролов, С.А. Попов, А.К. Мусатов и др.; Под ред. К.В. Фролова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 2008. – 496 с.: ил.