РАЗВИТИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ У СТУДЕНТОВ

РАЗВИТИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ У СТУДЕНТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

467

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (45), декабрь ‘21

Дата публикации 26.12.2021

Поделиться

В статье описан метод круговой тренировки и развитие силы с помощью него.

Из многих известных средств, повышающих моторную плотность занятий и способствующих активному развитию необходимых физических качеств, на наш взгляд, предпочтительнее метод круговой тренировки.

Круговая тренировка (КТ) является одной из эффективных организационно-методических форм применения физических упражнений. Она получила свое наименование ввиду того, что все упражнения выполняются занимающимися как бы по кругу. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений юными спортсменами и контролем над ее воздействием на систему организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям. Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре.

Силовая выносливость как физическое качество человека – это способность как можно больше эффективно, для конкретных условий двигательной деятельности, преодолевать умеренное внешнее сопротивление. При этом подразумевается разнообразный характер функционирования мышц, поддержание необходимой позы, повторное выполнение взрывных усилий, циклическая работа определенной интенсивности и т.п.

Методика внедрения кругового метода тренировки в образовательный процесс ВУЗа, включает в себя составление  графической схемы круговой тренировки, отражающий последовательность физических упражнений, направленных на основные мышечные группы (ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины), и способствует развитию внутренних органов (сердечно -сосудистой и дыхательной систем). Так как, круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки и организации деятельности учащихся. Хорошо вписывается в программный материал по легкой атлетике, гимнастики, спортивным играм и даже по лыжной подготовке. При выборе упражнений и степени нагрузки тренировочных комплексов нужно придерживаться следующих основных правил: для развития силы – количество усилий при упражнении допускается до 10 повторений, для развития силовой выносливости – более 10, но менее 30 повторений. Возможность повторения упражнений более чем в 30 раз в меньшей степени способствует комплексному развитию физических качеств и в большей степени повышает только выносливость. Поэтому эффективность тренировки зависит прежде всего от методического оформления степени нагрузки в упражнении, а также от способа его проведения. Независимо от символа тренировки предполагается, что первое упражнение дает нагрузку на мышцы ног или включает в работу все основные мышцы тела и внутренние органы. Таким «настроением» для работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем является разминочный бег и другие общеразвивающие упражнения. Следующим важным подготовительным этапом является четкая разметка мест занятий с помощью специальных таблиц с номером станций, фото- или графическим рисунком в виде человечков и кратким описанием упражнений. Расположены, чаще всего, по кругу, против часовой стрелки, их хорошо видят занимающиеся студенты. Затем со студентами изучают все упражнения в комплексе. Для этого они располагаются по «станциям» равномерно, по 2-4 человека, и несколько заранее ознакомленных студентов или преподаватель последовательно объясняет и показывает упражнения на всех «станциях». В ознакомлении с комплексом использовалась и такая форма как демонстрация обучающего кинофильма с объяснениями преподавателя. Это способствует более прочному и правильному восприятию технического исполнения комплекса. Далее под руководством преподавателя студенты самостоятельно проходят ознакомление на всех «станциях» в оптимальном режиме и в сокращенном лимите времени (10-15 с). Поскольку в комплексе подбирали несложные упражнения, то для технически правильного восприятия их оказалось достаточным одно тренировочное занятие. При выполнении упражнений, поочередно, в процессе ознакомления с упражнениями осуществлялся не только контроль за правильным исполнением со стороны преподавателя, но и взаимоконтроль студентов, которые учитывают правильность и количество выполненных движений.

Особенно важным в подготовительном этапе ознакомления является обучение студентов умению измерять пульс, а затем следить за процессами адаптации организма к нагрузке. Учет осуществляется еженедельно по сдвигам в сердечно-сосудистой системе (улучшение регуляции сердечно-сосудистой системы выражается в более быстром снижении частоты пульса после нагрузки). Частота пульса определяется всей группой одновременно после команды «Внимание, пульс!» и в команду «Стоп!». По окончании комплекса упражнений необходимо определить пульс на сонной артерии, при этом учесть что частота пульса достигла 180-200 ударов в минуту. Подсчитывают пульс за промежуток в 10 с. И затем результат умножают на 6 для получения результата через 1 мин. Подсчет пульса за более длительное время считается нерациональным, поскольку происходит быстрое понижение частоты пульса сразу же после нагрузки. Показатели частоты ударов пульса следует снимать после каждого занятия. Из многих известных методов круговой тренировки с вариантами (метод длительной работы, повторной интенсивной интервальной, экстенсивной интервальной) интересным представляется метод экстенсивной интервальной работы. Сущность его заключается в наличии пауз при переходе от «станции» к «станции», отдыха между кругами продолжительностью в 3-5 мин. Физиологическая направленность этого метода заключается в возможности регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, сенсомоторной координации. При этом варианте в режиме 30 с. Работы на «станции» и 30-секундной паузы осуществляют рациональный подбор упражнений, с тем чтобы студент за отведенное время мог выполнить не менее 15-20 повторений.

 

Примерный комплекс упражнений, «круговой тренировки» направленный на развитие силовой выносливости может  включать в себя следующие упражнения:

  • 1-я «станция» – бег в упоре с высоким подниманием бедра.
  • 2-я «станция» – бросок и ловля набивного мяча (девушки – 3 кг.) двумя руками от груди с расстояния 2 м.
  • 3-я «станция» – прыжки через гимнастическую скамью, отталкиваясь двумя ногами.
  • 4-я «станция» – отжим в упоре лежа от подоконника.
  • 5-я «станция» – прыжки через скакалку.
  • 6-я «станция» – махи ногой.
  • 7-я «станция» – выпрыгивание вверх, отталкиваясь одной ногой, с касанием предмета (мяч и др.) головой.
  • 8-я «станция» – стоя на месте, работа рук, как при беге на короткие дистанции.
  • 9-я «станция» – выпрыгивание вверх с упора присев.
  • 10-я «станция» – поднимание колен к груди в висе.

 

Вывод: «Круговая тренировка» хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействие, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействие. Это позволяет повысить моторную плотность урока, а также дает возможность преподавателю видеть работу всех учащихся, контролировать их действия, давать консультации и своевременно оказывать индивидуальную помощь. Значительному числу учащихся она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высоких результатов. Тренировочный эффект проявляется в развитии общей и специальной выносливости студентов, силовой выносливости, скоростной выносливости, скоростной силы, ловкости.

Список литературы

  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 356 с.
  2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте, изд-е 2-ое, перераб. и доп. - М: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.
  3. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - 2-ое изд. - Минск: Высшая школа, 1980. - 253 с.
  4. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис... канд. пед. наук. -М., 1987г. - 157с.
  5. Кряж B.IL Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. - М.: Высшая школа, 1982. - 120 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее