В отделениях неотложной помощи и интенсивной терапии весомую роль, раннего реагирования на заболевание, имеет реабилитация, позволяющая учащимся, перенесших COVID-19 уменьшить последствия, после нахождения в отделениях реанимации, интенсивной терапии и стационарных условий. Последствия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) являются нарушения многих функциональных система организма. В одних исследования говорится о том, что люди, перенесшие COVID-19 после выписки, имеют дыхательную недостаточность независимо от тяжести заболевания. В других, что у пациентов с COVID-19, у которых через месяц после ремиссии еще наблюдается одышка, также наблюдаются расширенные гипоперфузионные области паренхимы легких, несмотря на отсутствие остаточных легочных фиброзных полос. На данный момент, сформировалась такая ситуация, при которой достоверной профессиональной информации об оказании физической реабилитации пациентам с COVID-19 недостаточно, так как это заболевание является новым. Беря во внимание необычность самой ситуации пандемии и особенности патогенеза заболевания, вызванного SARS-CoV-2, шаблонное использование общепринятых методов реабилитации после перенесенных респираторных заболеваний может быть небезопасным или неэффективным. Реабилитацию учащихся с COVID-19 рекомендовано начинать в условиях отделений интенсивной терапии при достижении стабильного состояния пациента и продолжать их после завершения лечения, в домашних условиях. Процесс реабилитации пациентов с коронавирусной пневмонией̆ или же респираторную реабилитацию следует проводить команде специалистов по медицинской̆ реабилитации , состоящей из лечащего врача, врача лечебной физкультуры (далее – врач ЛФК), врача физиотерапии, инструктора-методиста по лечебной физкультуре, палатной медсестры и других специалистов, прошедших подготовку в рамках специальных программ дополнительного профессионального образования, направленных на восстановление функций внешнего дыхания, транспорта и утилизации кислорода тканями, органами и системами, восстановление толерантности к нагрузкам, психоэмоциональноӗ стабильности, повседневной активности и участия. Наиболее перспективными для респираторной реабилитации являются первые два месяца после острого периода коронавирусной инфекции – это период терапевтического окна. Студенты с COVID-19 должны пройти обследование для планирования индивидуальной программы медицинской̆ реабилитации (ИПМР) и оценки безопасности планируемых реабилитационных процедур. Для оценки переносимости гипоксии необходимо применять функциональные тесты Генчи, Штанге, упрощенный звуковой анализ с произнесением цифр на спокойном продолжительном выдохе (чем больше счет, тем лучше показатель, но не менее 30), Серкина и Розенталя. Для оценки переносимости физической нагрузки рекомендовано последовательно применять анализ с шестиминутной ходьбой, кардиопульмональное нагрузочное тестирование (КПНТ) с газовым анализом на беговой дорожке или велоэргометре с использованием рамп-протокола со ступенчато нарастающей нагрузкой от 10 до 30 ватт/мин с предварительным расчетом прироста мощности с учетом возраста, роста, веса и пола тестируемого, сопутствующих заболеваний и противопоказаний. Рекомендуется оценивать периферическую мышечную силу учащихся с помощью шкалы MRC, мануального мышечного теста, изокинетического мышечного теста и измерения диапазона движений суставов. Программа медицинской̆ реабилитации предусматривает все меры первичной и вторичной индивидуальной профилактики тромбозов и тромбоэмболий, регресса клинической симптоматики пневмонии, проявлений нарушения функций сердца, головного мозга, почек и др. На 2-ом и 3-ем этапах медицинской реабилитации нужно оценить способность студентов передвигаться безопасно самостоятельно. У пациентов может быть высокий риск падения, связанный с низкой переносимостью к физической нагрузке, общей слабостью и астенией, снижением силы по причине нейропатии или миопатии, страха падения, нарушения координации и атаксии. Профилактика падения ведется с использованием шкалы оценки риска падений Морзе или шкалы Хендрика.
Особенностью студентов с короновирусной инфекцией считается необходимость в изоляции в течение 14 дней после выписки с этапа специализированной или реабилитационной стационарной Поддержке. Это оптимальное время для проведения процедур по реабилитации дистанционно на дому с использованием медицинских технологий. Для последующей реабилитационной помощи по окончанию периода самоизоляции студенты могут быть направлены в медицинские организации 3 этапа, в том числе санаторно-курортные организации, на основании региональных дорожных карт маршрутизации. Рекомендуется организовать программу реабилитационных мероприятий пациентов в домашних условиях, для восстановления показателей дыхательной системы, и переносимость к физическим нагрузкам, в режиме нарастающей нагрузки с клиническим контролем состояния. Аэробные нагрузки длительностью 20–30 минут должны выполняться 3 раза в неделю на протяжение 8–12 недель. Интенсивность и вид аэробной тренировки (с постоянной нагрузкой или интервальная тренировка) обязана подбираться с учетом индивидуального состояния пациента и его физических возможностей. Студенты должны быть обучены контролю эффективности и безопасности физических нагрузок. Для студентов, прошедших тестирование и обучение в условиях отделений кардиореабилитации на 3 этапе, возможно проведение средне- и высокоинтенсивных интервальных тренировок в домашних условиях (при уверенности в их безопасности и при использовании контролирующих устройств: пульсометров или фитнес-браслетов). Студентам следует, продолжать эффективную тренировку с отягощениями после окончания занятий под надзором специалистов МДРК – врача ЛФК и медицинского психолога должны убедиться, что пациенты могут и желают продолжать заниматься лечебной гимнастикой самостоятельно. Студентам, которые по каким-то причинам не могут или не хотят проходить активную программу реабилитации, при наличии признаков слабости четырехглавой мышцы и ягодичных мышц может быть предложена NMES (Нервно-мышечная электростимуляция)
Ведущими направлениями в реабилитации студентов с COVID-19 являются:
• Реабилитация респираторной функции;
• Реабилитация мышечной дисфункции;
• Реабилитация неврологических, психологических и когнитивных функций;
• Нутритивная реабилитация;
• Реабилитация коморбидных расстройств;
• Медикаментозная реабилитация (профилактика поздних тромбозов и тромбоэмболий, ускорение разрешения консолидатов в легких).
Беря во внимание, от вирусная пневмония – процесс острый, восстановление физической активности не всегда необходимо, так как за время заболевания не всегда происходит повреждение скелетной мускулатуры. Однако, при тяжелом течении пневмонии или длительном нахождении в стационаре (более 10 дней) проявляется необходимость в восстановлении силы скелетной мускулатуры из-за стремительной ее потери.
К основным методам реабилитации мышечной дисфункции относятся:
1. Физические упражнения;
2. Инспираторный тренинг При помощи применения тренажеров;
3. Вибрационно-перкуссионная терапия;
4. Электромиостимуляция.
Вывод: В данной работе была проанализирована научная беллетристика по реабилитации студентов, перенесших новую короновирусную инфекцию (COVID-19). Из-за скорости и тяжести пандемии COVID-19 специалисты по реабилитации обязаны знать, что их работа должна быстро адаптироваться к сильно меняющимся ситуациям. Студенты с тяжелыми и критическими формами заболевания могут быть нестабильны и иметь низкую переносимость физической нагрузки, независимо от возраста. Таким образом, всегда следует иметь в виду потенциальную нестабильность пациентов COVID-19. Перевод в реабилитационный центр должен осуществляться только в том случае, если лечащий врач уверен, что состояние пациента (студента) не ухудшится. В работе предложена программа реабилитации учащихся, перенесших COVID-19. Теоретически обоснован способ дыхательной гимнастики по К.П. Бутейко и предложен комплекс упражнений по данной методике. Остальная часть программы реабилитации, включающая: физические упражнения, миофасциальный релиз, постуральный(позиционный) дренаж, находится в стадии разработки. Также в работе были предложены средства и методы оценки эффективности программы реабилитации студентов, перенесших COVID-19.
Список литературы
- Баймаканова Г.Е., Белевский А.С., Брумберг А.А., Вараева Ю.Н. и др. « Методические рекомендации по реабилитации COVID-19».
- Временные методические рекомендации медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Версия 2 (31.07.2020) МЗ РФ.
- Дыхательные практики Бутейко. Действенные упражнения для лечения пневмонии и других заболеваний лёгких/К.П. Бутейко - Москва: Издательство АСТ, 2020. – (Авторские методики: психология и здоровье).
- Гусев Е.И., М.Ю. Мартынов, А.Н. Бойко, И.А. Вознюк, Н.Ю. Лащ, С.А. Сиверцева, Н.Н. Спирин, Н.А. Шамалов. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) и поражение нервной системы: механизмы неврологических расстройств, клинические проявления, организация неврологической помощи Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2020, т. 120, № 6, с. 7-16.
- Кузьмина О.С., Башкирова А. А., Гурьянова Е. А. опыт специалистов по физической и реабилитационной медицине в реабилитации пациентов после COVID-19 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44495531