СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

65

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (45), декабрь ‘21

Дата публикации 22.12.2021

Поделиться

Статья посвящена актуальной теме молодежной безработицы и проблемам трудоустройства молодежи. Проведенный анализ источников информации позволил выявить проблемы, возникающие при выходе молодежи на рынок труда и причинs их возникновения.

Проблема трудоустройства молодежи является одной из наиболее актуальных социальных проблем современного российского общества. В силу особенности человеческого капитала и социально психологических характеристик молодежь является особенно уязвимой и недостаточно подготовленной к нынешним реалиям рынка труда. Велик процент молодых людей, которые не имеют работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессионального образования.

Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, который в свою очередь подчиняется собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, молодежь наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, но в тоже время именно молодежь имеет огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности [2].

В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. Именно молодые специалисты должны становиться двигателем экономики, внося инициативные предложения и создавая что-то новое. Инициативность исходящая от молодых умов должна способствовать сбалансированному росту экономического потенциала государства. В современных же реалиях молодые люди сталкиваются с суровыми реалиями трудового рынка, при этом не имея возможности реализовать свои потребности в профессиональной сфере.

Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий [3].

Современный молодежный рынок труда характеризуется перечнем «проблемных зон». Можно выделить следующие проблемы на молодежном рынке труда:

1. Низкий профессионализм молодых людей по окончанию учебы. Можно предположить, что причиной этого является специфика нынешних образовательных программ, где идет общая профессиональная подготовка специалистов, направленная на то, чтобы выпускники имели возможность трудоустроиться по ряду смежных профессий, и предполагающая в основном широкое теоретико-ориентированное обучение. Однако при этом выпускники учебных заведений не могут устроиться на работу в связи с отсутствием необходимых для работы по специальности практических умений и навыков. Трудоустроившиеся же выпускники отличаются неумением применять полученные профессиональные знания на практике. Проблема практической применимости знаний также рассматривается в исследовании современных социологов Зубок Ю. А. и Чупров В. И. [4].

2. Осторожность работодателей к молодым специалистам, которая проявляется в нежелании брать молодых людей на работу. Связано это также с тем, что работодатель зачастую впустую вкладывает в молодого специалиста время и ресурсы для повышения его квалификации, а по итогу теряет сотрудника из-за смены последним места работы. Для бизнеса экономически целесообразнее найти опытного специалиста с устоявшимися жизненными установками, поведение которого будет более предсказуемым.  Зачастую молодых людей при трудоустройстве ждет низкооплачиваемая должность или иные должности с ограниченным спектром обязанностей, не предполагающих профессионального развития и карьерного роста.

3. Молодых специалистов не устраивает соотношение трудовых обязанностей и размера оплаты за них. Другими словами, они отказываются работать на маленькую зарплату. Если в отношении тех, кто уже имеет опыт работы, этому факту можно дать хотя бы какое-то разумное объяснение, то в отношении тех, кто только начинает свой профессиональный путь, это вызывает лишь недоумение. Данную проблему также поднимает в своих исследованиях социолог Константиновский Д.Л. [5].

4. Несоответствие профессий, полученных выпускниками профессиональных образовательных учреждений структуре потребностей рынка труда. В настоящее время на молодежном рынке труда наблюдается нехватка инженерных и технических специалистов, тогда как профессиональные учреждения продолжают в большом количестве выпускать специалистов гуманитарного профиля. Данная проблематика имеет глубокие корни, уходящие глубоко в общественные процессы. В современном мире инженерные и технические специальности утратили свой первоначальный статус, данная работа является малопрестижной и слишком трудной для современной молодежи.

5. Непопулярность среди молодежи Центров занятости населения, нежелание молодых людей обращаться за помощью в трудоустройстве в государственные службы занятости. Следствием этого является высокий уровень скрытой (не зарегистрированной) молодежной безработицы.

Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить по меньшей мере три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.

Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

В основном она не вовлечена в трудовую деятельность. Однако в отличие от молодежи наиболее развитых стран, где возраст вступления в трудовую жизнь объективно повышается, российская молодежь начинает социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным результатам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации.

При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном работодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринимательстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может усложнить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу фриланса и «теневой» экономики, что может привести к деградации трудового потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.

Вторая категория – молодое поколение люде   , возрастом 18-24 лет, которые завершают или же завершили профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна.

Качество и уровень полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда мешают трудоустройству. В настоящее время большая часть выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути [1].

Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают пониженную их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям, таким как распад семьи, брошенные дети, уход в криминальную среду, приобщение к наркомании, алкоголизму и др.

Изменить ситуацию в этом вопросе невозможно без кардинального изменения всей экономической, социальной и правовой политики государства. Пока же она является главной питательной почвой, формирующей негативное отношение к добросовестному труду, к труду как важнейшей социальной ценности, способствующей развитию личности. В этой связи примечателен такой факт: в государственной молодежной политике среди основных приоритетов отсутствует направление, связанное с вопросами труда [6].

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что молодежь является уязвимой группой на рынке труда. Это обусловлено как объективными обстоятельствами, так и субъективными, к числу которых могут быть отнесены существующие рассогласования между образовательной системой и рынком труда, низкий уровень профессиональной подготовки, отсутствие продолжительного трудового стажа. Все эти и многие другие аспекты могут приводить к ухудшению положения молодого поколения на рынке труда, созданию преград для доступа к различного рода ресурсам. Для комплексного решения проблем и наиболее эффективного регулирования молодежного рынка труда необходимо, прежде всего, установление реального сотрудничества и взаимодействия между сферой бизнеса, государственными органами занятости и сферой образования. Именно такое сотрудничество позволит оптимизировать спрос и предложение на молодежном рынке труда и значительно сократить уровень молодежной безработицы.

Список литературы

  1. Алиев В.В. Основы исследования социальной субъектности молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2015. №1. С. 152-161.
  2. Васильев А. А. Молодежный рынок труда в 1992-2014 гг. // Власть. 2014. № 12. С.31–35.
  3. Дидковская Я. В., Попова Н. Ф. Стратегии занятости и трудоустройства молодежи Свердловской области // Материалы II Международной научно-практической конференции «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий». Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. Т. 1. С. 106.
  4. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 110-111.
  5. Константиновский Д. Л. Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи // Социологический журнал. 2014. № 3. С. 55-69.
  6. Устинова Ксения Александровна, Попов Андрей Васильевич Объективные и субъективные барьеры трудоустройства молодежи в современной России // Вестник НГУЭУ. 2018. №3.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее