ЮНОШИ И ДЕВУШКИ: ГЕНДЕРНО-РЕЧЕВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ЮНОШИ И ДЕВУШКИ: ГЕНДЕРНО-РЕЧЕВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Лингвистика

Просмотры

90

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (45), декабрь ‘21

Дата публикации 23.12.2021

Поделиться

В статье рассматривается наличие гендерного различия в речи обучающихся 16 – 20 лет и доказывается его существование на результатах анализа речевого материала.

Мужчины и женщины – 2 полюса существования, и в XX веке на основе социологических исследований среди других наук, исследующих общество, выделилась гендерная лингвистика, предметом изучения которой стали общая направленность общения и те или иные элементы высказываний.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что мужчины и женщины, юноши и девушки по-разному выражают мысли, выбирают необходимые для формулировки высказывания речевые средства? Мы обратили на это внимание, и из данного наблюдения возникла идея нашей работы: выявить различия в речи юношей и девушек от 16 до 20 лет.

Гендерная лингвистика – это современный раздел лингвистики, занимающийся вопросам отражения гендера в языке и возникший в 60-е годы прошлого века. Ознакомившись с некоторыми исследованиями на данную тему, мы решили взять для исследования наблюдения над речью молодежи 16 - 20-ти лет.

Мы предположили, что гендерное различие присутствует в речи обучающихся и усиливается по мере их взросления, и поставили нашей целью, выяснить присутствуют ли гендерные различия в речи старших подростков, а также ответить на вопрос: увеличиваются ли это различие по мере взросления человека. Безусловно, наши респонденты были уведомлены о проведении наблюдения и дали свое согласие на участие в нем, но поскольку нам необходим был материал, содержащий не официальное, а непосредственное общение обучающихся, то никто из участников «эксперимента» не знал, в какой момент будет производиться запись.

Прежде всего, мы обратили внимание на использование в большом количестве в речи обучающихся жаргонной и сленговой, а также обсценной лексики. Проанализировав ряд диалогов, мы сделали вывод, что молодые люди часто употребляют нецензурную лексику (в основном как вводные слова), просторечные, жаргонные, сленговые выражения: «Я не спал ночь с субботы на воскресенье потому, что мне было **** из-за желудка»; «Все аптеки закрыты, пришлось **** в другую часть города, чтобы найти открытую аптеку, купить себе **** таблетки», девушки же прибегают к более мягким оборотам и реже употребляют жаргонные и сленговые слова: «Нужно покупать не скраб, а энзимную пудру. Скраб царапает кожу, а в энзимной пудре мелкие частички, которые не вредят коже». Также можно сделать вывод о том, что женщины стремятся «отчистить» свою речь (в течение десятиминутного разговора обучающаяся ни разу не использовала в своей речи нецензурную лексику и сленговые слова).

По мнению некоторых исследователей, существуют некоторые особенности употребления языка мужчинами и женщинами: мужчины чаще используют существительные и глаголы, а когда мужчины употребляют прилагательные, то они по большей части являются относительными. В то время как женщины употребляют больше прилагательных (зачастую в уменьшительно-ласкательной форме) и существительных. Однако наши записи опровергают эти утверждения.  Прослушав более записанные диалоги, мы произвели соответствующие подсчеты и выяснили, что примерно за четыре минуты записи разговора между обучающимися было произнесено всего два прилагательных. Девушки произнесли 42 существительных, 50 глаголов, юноши – 68 существительных, 49 глаголов.

Анализируя собранный материал, мы обратили внимание и на различие в уровне эмоциональной наполненности речи представителей разных полов. Лингвисты утверждают, что речь женщины гораздо эмоциональнее мужской. Для выражения эмоций девушки используют чаще всего междометия, восклицания как средство выражения значений, связанных с эмоциональной реакцией человека, использование данных лексических особенностей, видимо, есть следствие женской болтливости. Мужчины же поступают иначе: они избегают эмоциональных высказываний и не прибегают к «лишним» словам. Данные мнения частично были подтверждены нашим исследованием: девушки чаще более эмоциональны даже в совершенно обычной ситуации.

Кроме того невозможно не заметить и речевое различие при использовании вопросительных предложений: женщины склонны употреблять излишнее количество вопросов (в 3 раза больше мужчин). Чаще всего вопросы, которые может задать женщина, будут являться неопределенными и риторическими, мужчина же больше конкретизирует и свои вопросы, и речь в целом. Наши наблюдения показали, что всего за полминуты разговора диалога девушка  задала три вопроса, не поставив четкие границы того, что именно она хотела бы услышать. Молодой человек же пытался добиться от нее конкретики.

Таким образом, на наш взгляд, на сегодняшний момент развития языка не все утверждения ученых подтверждаются в языковой среде старших подростков, хотя в целом гендерное отличие в речи обучающихся колледжа 16 - 20 лет присутствует и соответствует выводам, сделанным лингвистами.

Работая над данной темой, мы поняли необходимость проведения анкетирования среди обучающихся с целью подтверждения гипотезы. Оно было проведено среди обучающихся восьми групп по специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», где примерно равная численность обучающихся обоих полов. Всего в опросе приняли участие 164 человека.

Сделав необходимые вычисления, мы увидели следующую картину: почти все обучающиеся независимо от пола согласны с тем, что речь мужчин и женщин имеет различия. Но часть обучающихся сомневается в наличии гендерного речевого различия. На наш взгляд, последнее объясняется тем, что гендерные роли в обществе постепенно стираются, несмотря на то, что в нашей стране сохраняется традиционное восприятие гендерных ролей, среди молодого поколения это различие менее выражено.

Далее мы поинтересовались мнением респондентов о возможности увеличения гендерного различия с возрастом. Из опрошенных респонденток примерно половина считает, что с возрастом гендерное речевое различие становится более явным, в то время как из всех опрошенных юношей менее половины придерживаются того же мнения.

В вопросе о формировании речевого гендера под влиянием окружения мы выявили следующий результат: более половины опрошенных девушек считают, что на речевой гендер частично влияет окружение. Более половины юношей думают иначе: окружение полностью формирует речевой гендер (60 человек).

Как мы уже указывали выше представительницы прекрасной половины, так же, как и юноши чаще используют имена существительные и глаголы, что подтверждается результатами проведенного анкетирования – 79% опрошенных сообщили о том, что в их речи преобладают существительные и глаголы.

Продолжая анализировать использование обучающимися различных частей речи и слов и отталкиваясь от имеющихся языковых наблюдений, мы не могли не заинтересоваться частотностью уменьшительно-ласкательных форм в речи респондентов. Общий вывод по результатам опроса: и юноши, и девушки всех возрастов (16-20 лет) редко используют уменьшительно-ласкательно формы всех частей речи, что, на наш взгляд, связано с обстановкой, в которой проводился опрос, а также отчасти с внутренними комплексами и нежеланием показать себя в неблагоприятном, на их взгляд, свете. Подобное поведение можно понять, поскольку использование уменьшительно-ласкательных форм характерно в речи при близких, интимных отношениях, а опрос нами проводился в рабочей обстановке. Мы предполагаем, что ответ на данный вопрос был не совсем искренним.

Задав вопрос об использовании грубо-просторечных слов или разговорно-просторечных форм, мы выявили, что большая часть респондентов, скорее всего, честно ответила на этот вопрос, подтвердив наши наблюдения, подростки 16 - 20 лет обоих полов очень часто используют грубо-просторечные слова и разговорно-просторечные формы.

Столь же честно, по нашему мнению, респонденты дали ответы на вопрос «Используете ли вы жаргонно-сленговые выражения?». Как и следовало ожидать, около 75% опрошенных активно используют в своей речи подобного типа выражения, что, по нашему мнению, имеет свою обоснованность: чаще всего, подростки стремятся кодировать свою речь в наивной надежде скрыть важную для них информацию от более старшего поколения

Кроме всего прочего предыдущий вопрос тесно связан с использованием в речи обучающихся англицизмов: около половины респондентов обоих полов используют в своей речи такого типа слова, поскольку в современном мире язык активно насыщается англицизмами и техническими терминами, что связано с быстрым развитием компьютерных технологий и жаргонизмами.

Далее респондентам был задан вопрос о частоте использования нецензурной лексики. Всего 6 студенток отметили, что вкрапления нецензурной лексики вообще не встречаются в их речи. Среди юношей ситуация очень схожа: 94 человека сообщили о том, что в их речи встречается нецензурная лексика.

Все по тем же сделанным вычислениям мы решили выявить зависимость результата от возраста опрошенных и выяснили, что при ответе на вопрос «Считаете ли вы, что речь мужчин и женщин различается?», девушки отметили, что различие существует, но с 18-ти лет они начинают указывать на то, что разницы в речи юношей и девушек, по их мнению, нет.

Интересным нам показался тот факт, что молодые люди в возрасте 16 лет далеко не все (7%) уверены в наличии разницы в речи мужчин и женщин, в то время как 17% молодых людей в возрасте 18 лет также считают, что эта разница отсутствует. Респонденты других возрастных групп вообще не использовали ответ «Не считаю», это дает основания сделать вывод, что опрашиваемые все-таки наблюдают видимую разницу в том, как говорят юноши и девушки.

Отвечая на вопрос о частотности использования уменьшительно-ласкательных форм в своей речи, участницы опроса в возрасте 16-20 лет используют их достаточно часто (36-37%), т.к. на наш взгляд, этому способствует психология и физиология подростков женского пола этого возраста: влюбленность, желание быть более ранимой, хрупкой, нежной и т.д.

Несмотря на то, что опрашиваемые девушки указали на наличие большого количества уменьшительно-ласкательных форм в своей речи, отвечая на вопрос «Используете ли вы в своей речи нецензурную лексику», большая часть интервьюируемых дала утвердительный ответ. Стоит отметить, что примерно 50% ответили, что в их речи нецензурная лексика встречается редко или не встречается вовсе, что соответствует тем наблюдениям, которые мы провели. При этом на этот же вопрос ответы респонденток в возрасте 20-ти лет оказались, как мы думаем, самыми честными, и здесь ответы разделились 50 на 50: «встречаются часто» и «встречаются».

Также мы не можем не отметить, что все участницы опроса активно используют в своей речи жаргонно-сленговые слова, ни одна из них не дала ответ «Не использую», а «Использую редко» ответило всего 20% опрашиваемых.

Мы не могли оставить без внимания и тот факт, что среди всех опрашиваемых девушек: 47% считает, что с возрастом гендерное различие в речи, возможно, становится более явным, в то время как 15% утверждает, что речевое различие с возрастом никак не увеличивается и никак не уменьшается.

И, наконец, не менее интересным нам показался результат ответов на вопрос «Может ли сформироваться речевой гендер под влиянием окружения?»: более 60% интервьюируемых в возрасте 16-18 лет склоняется к мысли, что речевой гендер может формироваться под влиянием окружения, в то время как девушки в возрасте 19-20 лет сомневаются в этом, и только 3% из участниц опроса 16-20 лет указали, что окружение никак не может повлиять на речевой гендер.

Безусловно, проанализировав результаты анкетирования среди девушек, мы не могли не осветить результаты опроса молодых людей.

Несмотря на сохраняющуюся тенденцию в социуме, что юноша должен быть сильным, мужественным, стойким и т.п., результат нашего анкетирования показал, что из 100% испытуемых молодых людей всего 21% не использует в речи уменьшительно-ласкательные формы слов. Хотя в возрасте 16-18 лет 28% включает в свою речь такие формы слов, тем не менее с возрастом частотность использования подобных форм падает, что, на наш взгляд, объясняется желанием поддерживать утвержденный в социуме и пока еще сохраняющийся стереотип мужчины.

Отвечая на вопрос «Встречаются ли в вашей речи вкрапления нецензурной лексики», только самые взрослые, по нашему мнению, (20 лет) дали честные ответы: 66% - «Встречается часто», а 34% - «Встречается». Все остальные опрашиваемые, как нам кажется, несколько «приукрасили» свои ответы: всего 36% указало вариант «Встречается часто». При этом наши наблюдения за речью обучающихся колледжа показывают совершенно иное.

Нельзя было обойти стороной и использование обучающимися жаргонно-сленговых слов и выражений. Результаты, полученные нами в ходе опроса, на наш взгляд, соответствуют реальной языковой картине, т.к. 63% от всех опрошенных юношей указало, что сленг используется ими часто, тем не менее 10% отметило вариант ответа «Не использую», что, по нашему мнению, объясняется не совсем точным пониманием респондентами самого термина «жаргонно-сленговые выражения».

Нам показался интересным результат ответов на вопрос «Может ли сформироваться речевой гендер под влияние окружения?» у молодых людей. По мнению юношей 16 -19 лет, влияние окружения на речевой гендер весьма существенно, в то время как 20-летние молодые люди имеют совершенно противоположенное мнение. На наш взгляд, это объясняется тем, что в данном возрасте юноши становятся более самостоятельными и все меньше подвергаются влиянию окружения, которое может состоять большей частью из представителей противоположного пола.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

- в речи современных молодежи 16 -20 лет наличествует лексика самых разных языковых групп;

- среди лексики, относящейся к группе слов ограниченного употребления, в речи обучающихся колледжа преобладают жаргонно-сленговые слова и выражения, а также ненормативная лексика;

- безусловно, в речи обучающихся присутствуют и гендерные различия, доказательством наличия которых можно, по нашему мнению, считать большее количество в речи девушек уменьшительно-ласкательных форм слов, строение высказываний и большую эмоциональность речи.

После изучения литературы по данной теме и анализа исследуемого материала мы пришли к выводу, что наша гипотеза о присутствии гендерного различия в речи обучающихся института и о его усилении по мере взросления человека подтвердилась.

Считаем, что изучение данной темы и полученные знания позволят нам более эффективно строить коммуникативные связи, в том числе при профессиональной ком­му­ни­ка­ции, учитывая наличие гендерных отличий в речи собеседников.

Список литературы

  1. Белянин, В. П. Психолингвистика / В. П. Белянин. — Москва: Флинта, 2003. — 232с. — ISBN 5-89349-371-0. — Текст: электронный. — URL: https://hum.edu-lib.com/pedagogika-psihologiya/belyanin-v-p-psiholingvistika-uchebnik-onlayn (дата обращения: 12.03.2021)
  2. Докучаев, И.И. История общения как предмет культурологии / И.И. Докучаев. — Текст: электронный // Известия Российскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаим. А. И. Герцена.— 2003. — №3(5). — с.190–195.— URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/3/dokuchaev_5_190_195.pdf (дата обращения:07.03.2021)
  3. Зиновьева, Е.С. Предпосылки становления гендерной лингвистики / Е.С. Зиновьева. — Текст: электронный // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — Т. 1, №3 — с. 158–162. — URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2014_3g/31.pdf (дата обращения:07.03.2021)
  4. Ильин, Е. П.Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — c. 8–10 — ISBN 978-5-388-00425-3. — Текст: электронный. — URL: https://studopedia.ru/11_72830_ilin-e-p.html (дата обращения:)
  5. Кирилина, А. В. Гендерная лингвистика / А. В. Кирилина. — Текст: электронный // Большая российская энциклопедия: [сайт]. — 2016. — URL: https://bigenc.ru/linguistics/text/2349842# (дата обращения:15.03.2021)
  6. Кирилина, А. В. Лингвистические гендерные исследования / А. В. Кирилина, М. В. Томская. — Текст: электронный // Отечественные записки. — 2005. — № 2 (23). — URL: https://strana-oz.ru/2005/2/lingvisticheskie-gendernye-issledovaniya (дата обращения:17.03.2021)
  7. Константинова Г. «А поговорить?»: Мужской и женский языки / Г. Константинова. — Текст: электронный // ШколаЖизни.ру: [сайт]. — 2008. — 21 декабря. —URL: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/21659/ (дата обращения: 19.03.2021)
  8. Мужской и женский язык в разговорной речи. — Текст: электронный // Студенческая библиотека онлайн: [сайт]. — 2008. — URL: https://studbooks.net/1949930/literatura/muzhskoy_i_zhenskiy_yazyk_v_razgovornoy_rechi (дата обращения:12.03.2021)
  9. Юланова, Н. Д. Возникновение и становление гендерной лингвистики / Н. Д. Юланова. — Текст: электронный // Молодой учёный. — 2016. — № 1.1 (105.1). — с. 907–910. — URL: https://moluch.ru/archive/105/23750/ (дата обращения:22.03.2021)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее