За 2020 год общая статистика дорожно-транспортных происшествий по территории РФ выглядит следующим образом: суммарное количество ДТП – 145 073, количество погибших в результате аварии – 16 152 человек, раненых – 183 040 человек[5, с. 4]. Количество происшествий довольно велико. В целом Россия по количеству аварий среди других стран занимает одно из первых мест.
Количество ДТП, особенно с человеческими жертвами, значительно возросло за последние годы и, несмотря на принимаемые меры, сохраняется тенденция к росту. Для предотвращения указанных негативных ситуаций мерами уголовно-правового воздействия в уголовный закон была введена ст. 264 УК РФ [1].
В связи с этим актуальным представляется исследование вопросов криминологической характеристики и предупреждения нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
В первую очередь изучим динамику вынесенных приговоров по ст. 264 УК РФ. В 2018 году по данной статье было осуждено 9469 человек[8], в 2019 году – 9066 человек[9], в 2020 году – 7697 человек[10]. Таким образом, можно заключить, что хотя число указанных деяний и снижается, оно все еще остается значительным. Если же учесть, что в 2020 году снижение могло быть обусловлено пандемией SARS-CoV-2, из-за которой ряд граждан был вынужден находиться дома и не участвовать в дорожном движении, то динамика и вовсе не слишком говорит об уменьшении.
Стоит указать, что детерминанты анализируемого преступного деяния во многом не определяются общими детерминантами преступности. В первую очередь это следует связывать с тем, что анализируемый состав преступления предполагает неосторожной формы вины, то есть лицо совершает преступление неумышленно. В связи с этим целесообразным представляется разделить причины совершения анализируемого преступного деяния на две группы, на объективные причины и на субъективные причины [7, с. 1867].
Говоря об объективных причинах совершение преступного дорожно-транспортного происшествия следует указать, что таковыми могут быть плохое состояние дорожного полотна, низкий уровень освещённости улиц в городах и за пределами населённых пунктов, наличие ошибок в проектировании дорожных развязок, проблемами ориентирования водителей в городской сети дорожно-транспортных узлов. Также в качестве объективных причин можно выделить технические проблемы в работе транспортных средств, которая участвует в дорожно-транспортном происшествии.
Следует отметить, что в преступном деянии, которая анализируется в настоящей работе, наиболее важную роль играет субъективные причины, а не причины объективного характера. Около 80% всех преступлений, сопряженных с дорожно-транспортным происшествием, совершается из-за того, что водители транспортных средств нарушают правила дорожного движения[4, с. 70].
Субъективным причинам анализируемых преступных деяний следует отнести в первую очередь крайнюю самоуверенность водителей, излишнюю оценку собственного опыта водителей, рискованное поведение преступников, незнание правил дорожного движения; непридание значения нарушениям; безнаказанность за прежние административные правонарушения и преступления.
Далее следует проанализировать личность преступника совершающего дорожно-транспортное происшествие. Говоря о половом составе данных лиц, отметим, что большая часть преступников в сфере безопасности дорожного движения является мужчинами, женщин крайне мало. На наш взгляд это связано с тем, что в целом мужчин в качестве водителей на дорогах нашей страны больше, чем женщин. Кроме того, ряд авторов отмечает, что женщины в качестве водителей является более дисциплинированными и меньше нарушают правила дорожного движения, также им свойственна большая внимательность и аккуратность при управлении транспортными средствами[11, с. 50].
Говоря о возрасте преступников, совершающих анализируемое преступное деяние, следует отметить, что среди них крайне мало несовершеннолетних, так как указанные лица не могут вводить транспортные средства по общему правилу в Российской Федерации, и поэтому они с меньшей долей вероятности могут совершить дорожно-транспортное происшествие, которая причиняет смерть человеку или тяжкий вред его здоровью.
В то же время, практика свидетельствует и о том, что достаточно мало среди привлекаемых к ответственности по ст. 264 УК РФ лиц в возрасте старше 50 лет. Преимущественно рассматриваемые деяния совершаются лицами в возрасте от 18 до 45 лет.
Как отмечают исследователи, наработка опыта напрямую связана с пробегом водителя – надежное управление автомобилем возможно примерно после пробега 3000 км. Таким образом, наиболее часто преступления данного вида совершают водители с небольшим опытом вождения[6, с. 231].
Еще одной характерной чертой лиц, совершающих транспортные преступления, является склонность к неоправданному риску, это свойственно категории молодых водителей. В то же время, лица в возрасте 40-50 лет, напротив, слишком осторожничают на дорогах, нарушают ритм движения, утрачивая склонность к маневрам. Как особую характерную черту личности рассматриваемых преступников следует отметить частое совершение преступлений рассматриваемого вида в состоянии алкогольного опьянения.
Меры по предупреждению нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств носят комплексный характер, направленный на устранение различных причин и факторов: повышение правовой культуры среди водителей автотранспорта, улучшение дорожных условий, повышение качества служебной деятельности сотрудников ГИБДД, улучшение правовых мер по предупреждению нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств[2, с. 220].
Важное значение в профилактике дорожно-транспортной преступности имеет деятельность суда. Основной функцией суда является назначение наказания виновному. Согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ одной из целей наказания является предупреждение совершения новых преступных деяний. Суд, рассматривая уголовные дела данной категории, изучает фактические обстоятельства деяния, причины и условия совершения преступления, личность виновного; с учетом изученных материалов дела назначает виновному лицу справедливое наказание и этим способствует предупреждению совершения новых преступлений.
Наряду с государственными органами и СМИ субъектом предупреждения нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств также являются общественные организации. Например, Межрегиональное общественное движение «Убитые Дороги», участники которого выступают за развитие транспортной системы[3, с. 22].
Важными направлениями деятельности общественного движения являются общественный контроль за качеством содержания дорог, проведение различных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения и культуры вождения.
Таким образом, меры, способствующие предупреждению нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, являются комплексными и осуществляются различными субъектами, в частности, органами государственной власти, средствами массовой информации, общественными организациями.
В настоящее время предупреждению дорожно-транспортной преступности уделяется особое внимание как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, принимаются целевые программы, направленные на снижение дорожно-транспортной аварийности, однако многие предупредительные мероприятия все также требуют совершенствования.
Список литературы
- Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
- Ахмедханова С.Т., Умарова В.А. Предупреждение нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / С. Т. Ахмедханова, В. А. Умарова // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 8 (159). – С. 219-220.
- Бохан А.П. Предупреждение преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / А. П. Бохан // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2020. – № 1 (9). – С. 21-31.
- Голубых Н.В., Катышева В.С. Криминологическая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и его предупреждение / Н. В. Голубых, В. С. Катышева // Правоохранительные органы: теория и практика. – 2018. – № 2. – С. 68-70.
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021. – 79 с.
- Маковецкая Т.О. Предупреждение нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / Т. О. Маковецкая // Закон и право. – 2021. – № 7. – С. 230-236.
- Новикова Т.Ю., Горбунов И.А. Криминологическая характеристика преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / Т. Ю. Новикова, И. А. Горбунов // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 34. – С. 1866-1872.
- Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2018 год. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4894 (дата обращения: 06.12.2021).
- Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2019 год. URL: – http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5259 (дата обращения: 06.12.2021).
- Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2020 год. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5669 (дата обращения: 06.12.2021).
- Собин Д.В. Предупреждение нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и место в его системе превентивных возможностей института административной преюдиции / Д. В. Собин // Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2019. – № 11-3 (36). – С. 48-53.