Характеристика физической активности студентов медицинского вуза

Характеристика физической активности студентов медицинского вуза

Авторы публикации

Рубрика

Медицина

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (45), декабрь ‘21

Дата публикации 22.12.2021

Поделиться

В статье представлена характеристика физической активности студентов Ижевской государственной медицинской академии. Были выявлены особенности физической активности данной группы студентов, оценены факторы, влияющие на снижение двигательной активности.

Учеба как основной вид деятельности студентов, особенно в медицинском вузе, имеет свою специфику. Как правило, преобладает интеллектуальное напряжение, пребывание в закрытых помещениях, стрессовые ситуации, необходимость усвоения большого объема информации, дефицит свободного времени, нарушение режима дня [1]. Совокупность этих факторов диктует тенденцию к снижению физической активности студентов. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека на 50 % зависит от образа жизни, а двигательная активность занимает в нем лидирующую позицию или как правило должна занимать [6]. Пандемия COVID-19 снизила двигательную активность студентов, ограничивая людей в свободе перемещения и возможности заниматься различными видами физической активности. Занятия физкультурой, в спортивных секциях позволяло сбалансировать количество потребленных и израсходованных калорий.                                                                                           

Но в виду противоэпидемических мер большая часть студентов была вынуждены находиться дома, что ограничивает возможности для осуществления той физической нагрузки, которая была до пандемии. Обязательные занятия физической культурой, организованной на базе вуза, позволяло поддерживать физическую подготовку студентов на исходном уровне или даже доводить до стандартных величин принятыми нормами ГТО [3]. В условиях гиподинамии и гипокинезии снижается сила и выносливость, формируется вегетососудистая дистония, ухудшается обмен веществ, нарушается регуляция нервной системы. Также гиподинамия ведет к функционально нежелательным изменениям сердечно-сосудистой и дыхательной систем [4].

Цель: Дать оценку уровню физической активности студентов медицинского вуза.

Материалы и методы: Были получены данные о физической активности студентов Ижевской государственной медицинской академии с использованием анкетирования на базе онлайн сервиса для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов «Гугл Формы» («Google Forms). На этой платформе было проведено анонимное анкетирование с использованием анкеты с выбором одного варианта ответа или нескольких, также в некоторых вопросах у респондентов была возможность дать альтернативный ответ. В анкетировании принимали участие 60 студентов обоих полов, лечебного и педиатрического факультетов, из которых 42 студента девушки и 18 студентов юноши. Все респонденты находятся в одинаковых условиях отсутствия обязательной физической активности, которая была реализована в виде двух занятий физической культуры еженедельно. На основании полученных данных проводились вычисления с их последующей оценкой и составлением диаграмм.

Полученные результаты и обсуждение: Из опрошенных большая часть является студентами лечебного факультета 84 % и 16 % студентами педиатрического факультета. Согласно проведенному анкетированию менее половины респондентов – 44 % занимались спортом дома во время дистанционного обучения, количество опрошенных, не занимающихся спортом во время дистанционного обучения составило 56 %.

Результаты анкетирования показали, что количество студентов, занимающихся такими видами спорта как: занятия в тренажерном зале 15 %, йога 13,3 %, фитнес 11,7 %, танцы 11,7 %, турники/бег 3,3 %, волейбол 3,3 %. В то время как количество студентов, которые не занимаются каким-либо спортом составляет 41,7 % (рис. 1).

Рис. 1. Участие студентов в разных видах спорта.

Наряду с занятиями на открытом воздухе или в специализированных местах, некоторые студенты предпочитают заниматься утренней зарядкой. Всего 4 % опрошенных выполняли зарядку каждый день в течении недели. Соответственно 4 % занимались 3-4 раза, 8 % 1 раз, 12% 2-3 раза и 72 % не занимались вообще (рис. 2).

Рис. 2. Частота выполнения утренней зарядки студентами.

 Более половины опрошенных студентов считают главной причиной уменьшения их физической активности это отсутствие самодисциплины – 58,3 %, также важное значение имеет наличие трудовой деятельности – 16,7 %, загруженность по учебе 11.7 %. Другие респонденты в количестве 13,3 % не наблюдают снижения своей физической активности (рис. 3).

Рис. 3. Причины снижения физической активности студентов.

 

Большая часть студентов не проводят утреннюю зарядку, остальное количество студентов проводят ее 1 раз в неделю, 2-3 раза в неделю, 3-4 раза в неделю и каждый день.

 Главной причиной малого количества студентов, выполняющих утреннюю зарядку после сна, является неправильное распределение режима дня, вследствие загруженности студентов учебной деятельностью и непостоянный графиков начала учебных занятий, также необходимо выделить и отсутствие самодисциплины респондентов.

Важным показателем оценки физической активности является продолжительность нахождения в “сидячем” положении, при этом возникает длительное исключение из двигательной активности многих групп мышц. Также постоянное нахождении в одном положении вызывает застой крови, что приводит к ухудшению снабжения всех тканей и органов кислородом [5].

Так около 64 % опрошенных студентов проводят в “сидячем” положении по 5-6 часов в день, 20 % 7-8 часов, у 8 % продолжительность “сидячего” положения составляет 8 часов и более, 8 % по 1-2 часа и совсем незначительное число студентов (менее 1 %) проводят в “сидячем” положении менее 1 часа (рис. 4).

Рис. 4. Продолжительность низкой двигательной активности в день у студентов.

 

Основной причиной столь продолжительно времяпровождения в сидячем положении, является повышенная учебная нагрузка, которая обязует студента более кропотливо подбирать информацию и готовиться к занятиям.

Одной из официально рекомендованных форм повышения уровня физической активности и, как следствие, профилактики многих заболеваний является ходьба. Особый интерес исследователей к данному виду физической активности заключается в том, что он не требует специальной подготовки, оборудования и является неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Однако, на сегодняшний день в связи с увеличением транспортных средств, а иногда и недооценкой молодым человеком роли ходьбы в укреплении здоровья – люди все меньше стали ходить пешком. Все чаще пользуются транспортом, лифтом, ведут малоподвижный образ жизни, что порой приводит к снижению уровня здоровья [2].

В связи с этим любопытным является показатель количества шагов, пройденных в течение дня. Среди участников опроса количество студентов, проходящих в день от 4000 до 6000 шагов составило 32 %, проходящих от 6000 до 8000 шагов равняется около 28 % от опрошенных участников, проходящих от 8000 до 10000 составило 28 %, студенты, проходящие от 10000 и более шагов от всех опрошенных, составляют около 8 %, менее 1 % студентов проходят чуть меньше 4000 шагов и около 4 % опрошенных затрудняются дать ответ на данный вопрос (рис. 5).

Рис. 5. Среднее количество шагов, проходимое студентами в течении дня.

 

Образ жизни человека можно классифицировать по количеству пройденных шагов в течении дня: менее 4000 - сидячий, от 4000 до 5999 - малоактивный, от 6000 до 7999 - умеренно активный, от 8000 до 10000 - активный, более 10000 - очень активный.

С учетом этих показателей половина студентов относится к группе с малоактивным и сидячим образом жизни. Столь низкая активность может привести к множеству негативных последствий, которые свойственны гиподинамии - нарушение метаболизма и ожирение, диабет, болезни системы кровообращения.

Примечательным оказался показатель взаимосвязи ухудшения здоровья у студентов вследствие снижения физической активности, оцениваемый по 5 бальной шкале, где 5 баллов - видимые ухудшения здоровья и 1 балл - отсутствие ухудшения здоровья. Количество респондентов, выбравших 5 баллов в данном пункте составило 35 %, 4 балла - 23%, 3 балла – 21 %, 2 балла – 15 % и 1 балл – 6 %.

Таким образом, проанализировав результаты исследования можно сделать вывод о том, что физическая активность студентов 4 курса имеет свои особенности. Так большая часть студентов имеет низкую физическую активность по причине повышенной учебной нагрузки, вследствие идет повышение длительности этапов, сопровождающихся низкой двигательной активностью в течении дня и уменьшения внимания к пешим прогулкам. Сами же студенты причиной низкой физической активности считают отсутствие дисциплины и мотивации, наличие трудовой деятельности и прекращение занятий по физической культуре, при этом менее половины опрошенных уделяют время физическим упражнениям дома, а чуть более половины вообще не занимаются физическими упражнениями.

Список литературы

  1. Двойнин М. Л., Пантюхова Е. А., Струкова Л. Г. Воспитательный контекст физической активности студентов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №2 (23). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-kontekst-fizicheskoy-aktivnosti-studentov.
  2. Кобзева О.Н. Теория 10000 шагов // Инновационная наука. 2015. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-10000-shagov.
  3. Медведкова Н.И, Медведков В.Д., Зотова Т.В., Аширова О.И. Физическая активность и здоровье населения // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №3 (169). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-aktivnost-i-zdorovie-naseleniya.
  4. Монахова Е.Г Особенности физической подготовки студентов факультетов информационных технологий // CETERIS PARIBUS. 2016.
  5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fizicheskoy-podgotovki-studentovfakultetov-informatsionnyh-tehnologiy.
  6. Попова Н.М., Мацак Н.Л., Лошкарев Е.А. Оценка физической активности студентов Ижевской государственной медицинской академии // Проблемы Науки. 2018. №13 (133).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-fizicheskoy-aktivnosti-studentov-izhevskoy-gosudarstvennoy-meditsinskoy-akademii.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее