Актуальность темы исследования. Функционирование компаний в условиях рыночных отношений связано с самофинансированием и самоокупаемостью. В настоящих условиях множество российских компаний становятся банкротом вследствие невозможности оплаты принятых на себя обязательств, наличия и наращивания финансово-экономических проблем, ведущих к ликвидации. Дополнительные, современные условия внешней среды, отяжеляющие деятельность компаний, связанные с осложнением эпидемиологической обстановки, введением точечных ограничений функционирования в регионах России, и приводящие к снижению эффективности деятельности, требуют принятия решений по повышению собственной эффективности компаний, посредством внедрения и реализации стратегии роста и развития бизнеса.
При этом большинство компаний не рассматривают стратегии слияний и поглощений в качестве фактора возможности дальнейшего функционирования и собственного развития, ввиду формирования их финансовой зависимости от компании-покупателя, предпочитая вариант ухода с рынка. Данная позиция является необоснованной, ввиду повсеместного использования сделок M&A, как стратегий развития бизнеса, реализация которых оказывает положительное (синергетическое) воздействие, как на компанию-покупателя, так и на компанию-продавца.
Сделки по слиянию и поглощению (от англ. «mergers and acquisitions», M&A) представляют собой класс экономических процессов на микроэкономическом уровне, связанных с укрупнением бизнеса и капитала компании-покупателя, за счет присоединения к ней компании-продавца, что оказывает влияние на развитие рынка M&A на макроэкономическом уровне, в результате чего, на рынке появляются более крупные компании на основе интеграции. Процесс слияния предполагает объединение субъектов хозяйствования, в результате чего образуется новый, более крупный хозяйствующий субъект [4, с. 9].
В настоящее время, основной причиной применения сделок M&А является возможность повышения конкурентоспособности в условиях ужесточения влияния факторов внешней среды на макро -, и микроэкономической уровне, что вынуждает компании проводить активный поиск возможностей, не только для собственного «выживания», но и для инвестиционного развития, эффективного использования ресурсов на основе оптимизации бизнес-процессов, оптимизации затрат и снижения издержек [1, с. 51].
Фактором достижения таких возможностей в условиях агрессивной внешней среды выступает реализация стратегий слияний и поглощений для диверсификации функционирования компании. В рамках стратегического развития, для повышения конкурентоспособности, компании прибегают к реализации стратегий слияний и поглощений, основанных на совокупности реализации стратегий интегрированного роста (стратегий обратной и предшествующей вертикальной, горизонтальной интеграции), которые применяются вследствие воздействия и влияния факторов агрессивной внешней среды (см. рисунок).
Рисунок – Виды стратегий развития и роста компаний [3]
В рамках применения стратегий развития бизнеса стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост и развитие бизнеса, посредством ужесточения влияния факторов макро -, и микроокружения. Так, при усилении власти поставщиков и предотвращения данного негативного воздействия, компания расширяет свою деятельность включением снабженческих бизнес-единиц в свой бизнес, на основе поглощения компании данной сферы деятельности. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать компании благоприятные финансово-экономические результаты, обусловленные тем, что резко снижается зависимость от колебания цен на комплектующие, сырьё и запросы поставщиков.
Относительно стратегии предшествующей вертикальной интеграции необходимо отметить, что данная стратегия развития выражается в расширении бизнеса за счет сделок M&A в направлении приобретения или усиления контроля над структурами, которые находятся между компанией и конечным потребителем товаров, а именно системами распределения, реализации и продажи товаров. Данный вид стратегии является выгодным, когда посреднические услуги имеют тенденцию интенсивного расширения или, когда компания не может найти посредника с качественным выполнением работ (предоставления услуг).
Относительно стратегии горизонтальной интеграции необходимо отметить, что при применении данной стратегии, стратегическое развитие бизнеса происходит посредством присоединения или усиления контроллинга за деятельностью компаний-конкурентов.
Таким образом, следует отметить, что стратегий слияния и поглощений являются достаточно затратоёмкими, тем не менее, на основании получения высоких результатов и обеспечения высокой эффективности, они оправдывают себя уже в кратко -, и среднесрочной перспективе [2, с. 31].
Таким образом, применение стратегий роста и развития на основе сделок M&А, позволяет расширить возможности финансово-экономического и стратегического развития компании, в условиях реализации инвестирования средств в приобретение функционирующего бизнеса.
Вне зависимости от принятия решения о применении той или иной стратегии интегрированного роста, связанной с реализацией сделок M&A, общей целью их реализации выступает вертикальная или горизонтальная интеграция, для расширения бизнес-процессов компании, на всем пути от производства продукции (товаров, работ, услуг) до ее поставки конечному потребителю.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение стратегий слияний и поглощений основано на применении стратегий роста и развития бизнеса, связанных с вертикальной или горизонтальной интеграцией. Применение стратегий интегрированного роста обеспечивает компании расширение бизнес-процессов, оптимизацию издержек и достижение синергетической эффективности на основе повышения собственной конкурентоспособности в условиях агрессивного влияния факторов внешней среды. Стратегии по слиянию и поглощению является высоко затратными для компании, тем не менее, наличие их высокой эффективности обеспечивает как развитие бизнеса, так и оптимизацию затрат, что достигается синергетическим эффектом от их реализации.
Список литературы
- Зимин В.В. Синергетический эффект в сделках слияния и поглощения: оценка эффективности // Экономика. Бизнес. Банки. № 7(33), 2019. – С. 49-60.
- Иванов А.Е. Синергетический эффект интеграции компаний: механизм формирования, оценка, учет: монография / А.Е. Иванов. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 227 с.
- Сязин М.С. Стратегии развития предприятий // Проблемы науки. – 2018. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-razvitiya-predpriyatiy/viewer (дата обращения 25.10.2021).
- Теория слияний и поглощений (в схемах и таблицах): учебное пособие / М.А. Эскиндаров, И.Ю. Беляева, А.Ю. Жданов, М.М. Пухова. – М.: КНОРУС, 2017. – 232 с.