КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Дата публикации 19.12.2021

Поделиться

Автор статьи рассматривает концепцию Business Process Management сквозь призму основных этапов работ, методов управления бизнес-процессами. Кратко рассмотрен новый виток в развитии проектного управления – использование автоматизации для бизнес-процессов онлайн-бизнеса в сфере образования.

XX век стал временем расцвета классического менеджмента. Однако система менеджмента, описанная в классических учебниках, не легла на реалии современного проектного управления. Цифровая экономика получила новые инструменты развития в виде BPMbusiness process management, так как стало необходимо управлять не только процессами в границах организации, но и жизненными циклами продуктов. Особенность концепции BPM состоит в том, что она рассматривает бизнес-процессы как ресурсы предприятия, которые должны непрерывно адаптироваться к новым условиям в бизнесе, а также подчиняться принципам прозрачности [4]. Концепция BPM должна отвечать требованиям сокращения времени выполнения процессов за счет автоматизации процесса, прозрачности в соблюдении предусмотренных правил, управления на основе показателей затрат на процесс, а также возможности привлечения участников процесса к перестройке управления организацией [1].

В BPM выделяется четыре основных этапа работ по управлению бизнес-процессами:

  1. Моделирование;
  2. Исполнение;
  3. Контроль;
  4. Улучшение бизнес-процесса [6].

В качестве методов BPM можно выделить:

  1. Функциональный анализ процессов

Используется для оценки рациональности организации действующих процессов путем использования графических моделей бизнес-процессов. Чаще всего используют в сфере торговли и оказания услуг, так как это динамически развивающиеся сферы и бумажная регламентация быстро теряет актуальность.

  1. План-факторный анализ показателей

Анализ  по выявлению негативных факторов, которые влияют на конечный результат рабочих процессов с целью исключения негативных факторов, а источником данных служат статистические методики.

  1. Структурный анализ процессов

Целью метода выступает выявление границ бизнес-процессов с использованием графической модели бизнес-процессов. Также структурный анализ выявляет ошибки в бизнес-процессах.

  1. Декомпозиция стратегии на целевые показатели

Цель метода состоит в том, чтобы перестроить бизнес-процессы на достижение KPI. Метод чаще всего используется в продажах, когда среднему персоналу устанавливают план продаж на определенный срок с учетом структуры компании [5].

2020 год пошатнул управление организациями в оффлайн-режиме. Онлайн-управление и автоматизация за несколько лет до пандемии ежегодно давали статистику до 25% роста рынка, в 2020 году онлайн-управление выросло в три раза за счет перехода на удаленный режим работы [2]. В связи с данными статистики внимание привлекает такой сегмент рынка, как онлайн-образование. Здесь интересно, как устроена методика выстраивания бизнес-процесса в рамках управления онлайн с использованием методик автоматизации.

В рамках управления онлайн-образованием наиболее часто возникают следующие проблемы:

  1. Увеличение конверсии воронки продаж;
  2. Соотношение заявок: демонстрационный урок и фактическое прохождение урока, прохождение демонстрационного урока и покупка первого урока;
  3. Неэффективное использование времени персоналом школы из-за рутинных задач;
  4. Тяжело контролировать результаты работы по всем сотрудникам;
  5. Невозможность масштабироваться из-за беспорядка неконтролируемых задач [3].

Чтобы онлайн-бизнес функционировал, необходима автоматизация процессов. Первый шаг – это выбор платформы автоматизации, содержащей инструменты, решающие перечисленные выше проблемы.

Применимо к специфике онлайн-школ следует говорить о пирамиде потребностей и пути следования:

  1. Получение заявки менеджером;
  2. Запись на демонстрационный урок;
  3. Прохождение демонстрационного урока;
  4. Оплата следующего урока;
  5. Регулярная покупка уроков или курсов;
  6. Покупка дополнительных услуг [3].

Системы автоматизации бизнес-процессов решают практически все выявленные выше проблемы. Например, неэффективное использование времени сотрудников.

В целях решения данной проблемы используют такие инструменты, как онлайн-запись, автоматическое назначение заявок менеджерам, формирование отчетов по записям за заданные периоды времени. И это не полный перечень инструментов, но даже перечисленные помогают сократить рутинные задачи и сфокусировать менеджера на продажах, а преподавателей – на проведении уроков.

Самым идеальным решением выступает выбор любой платформы автоматизации бизнес-процессов с учетом метрики продаж. Некоторые школы создают платформу автоматизации под свои потребности, но более удобным и экономически выгодным способом автоматизации бизнес-процессов является выбор уже существующей платформы с возможностью выбора настроек интерфейса и функций.

 

Список литературы

  1. Про бизнес-процессы в разных онлайн-школах и инструменты для сокращения издержек // интернет-издание VC.RU // [Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/u/923977-darya-akimova/307442-pro-biznes-processy-v-raznyh-onlayn-shkolah-i-instrumenty-dlya-sokrashcheniya-izderzhek (Дата обращения: 10.12.2021)
  2. Управление бизнес-процессами: методы и инструменты // Официальный сайт интернет-издания «Корпоративный менеджмент» // [Электронный ресурс] URL: https://www.cfin.ru/itm/bpr/bpms.shtml (Дата обращения: 10.12.2021)
  3. Управление бизнес-процессами – общее представление // Библиотека Comindware // [Электронный ресурс] URL: https://www.comindware.com/ru/blog (Дата обращения: 10.12.2021)
  4. Definitions and Glossary. Gartner // Сайт «Информационные технологии. Garthner Glossary» // [Электронный ресурс] URL: https://www.gartner.com/en/information-technology/glossary (Дата обращения: 10.12.2021)
  5. Онлайн-образование (рынок России) // Официальный сайт TADVISER // [Электронный ресурс] URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (Дата обращения: 10.12.2021)
  6. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0 = BPM CBOK Version 3.0. Guide to the Business Process Management Common Body Of Knowledge. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 480 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary