XX век стал временем расцвета классического менеджмента. Однако система менеджмента, описанная в классических учебниках, не легла на реалии современного проектного управления. Цифровая экономика получила новые инструменты развития в виде BPM – business process management, так как стало необходимо управлять не только процессами в границах организации, но и жизненными циклами продуктов. Особенность концепции BPM состоит в том, что она рассматривает бизнес-процессы как ресурсы предприятия, которые должны непрерывно адаптироваться к новым условиям в бизнесе, а также подчиняться принципам прозрачности [4]. Концепция BPM должна отвечать требованиям сокращения времени выполнения процессов за счет автоматизации процесса, прозрачности в соблюдении предусмотренных правил, управления на основе показателей затрат на процесс, а также возможности привлечения участников процесса к перестройке управления организацией [1].
В BPM выделяется четыре основных этапа работ по управлению бизнес-процессами:
- Моделирование;
- Исполнение;
- Контроль;
- Улучшение бизнес-процесса [6].
В качестве методов BPM можно выделить:
- Функциональный анализ процессов
Используется для оценки рациональности организации действующих процессов путем использования графических моделей бизнес-процессов. Чаще всего используют в сфере торговли и оказания услуг, так как это динамически развивающиеся сферы и бумажная регламентация быстро теряет актуальность.
- План-факторный анализ показателей
Анализ по выявлению негативных факторов, которые влияют на конечный результат рабочих процессов с целью исключения негативных факторов, а источником данных служат статистические методики.
- Структурный анализ процессов
Целью метода выступает выявление границ бизнес-процессов с использованием графической модели бизнес-процессов. Также структурный анализ выявляет ошибки в бизнес-процессах.
- Декомпозиция стратегии на целевые показатели
Цель метода состоит в том, чтобы перестроить бизнес-процессы на достижение KPI. Метод чаще всего используется в продажах, когда среднему персоналу устанавливают план продаж на определенный срок с учетом структуры компании [5].
2020 год пошатнул управление организациями в оффлайн-режиме. Онлайн-управление и автоматизация за несколько лет до пандемии ежегодно давали статистику до 25% роста рынка, в 2020 году онлайн-управление выросло в три раза за счет перехода на удаленный режим работы [2]. В связи с данными статистики внимание привлекает такой сегмент рынка, как онлайн-образование. Здесь интересно, как устроена методика выстраивания бизнес-процесса в рамках управления онлайн с использованием методик автоматизации.
В рамках управления онлайн-образованием наиболее часто возникают следующие проблемы:
- Увеличение конверсии воронки продаж;
- Соотношение заявок: демонстрационный урок и фактическое прохождение урока, прохождение демонстрационного урока и покупка первого урока;
- Неэффективное использование времени персоналом школы из-за рутинных задач;
- Тяжело контролировать результаты работы по всем сотрудникам;
- Невозможность масштабироваться из-за беспорядка неконтролируемых задач [3].
Чтобы онлайн-бизнес функционировал, необходима автоматизация процессов. Первый шаг – это выбор платформы автоматизации, содержащей инструменты, решающие перечисленные выше проблемы.
Применимо к специфике онлайн-школ следует говорить о пирамиде потребностей и пути следования:
- Получение заявки менеджером;
- Запись на демонстрационный урок;
- Прохождение демонстрационного урока;
- Оплата следующего урока;
- Регулярная покупка уроков или курсов;
- Покупка дополнительных услуг [3].
Системы автоматизации бизнес-процессов решают практически все выявленные выше проблемы. Например, неэффективное использование времени сотрудников.
В целях решения данной проблемы используют такие инструменты, как онлайн-запись, автоматическое назначение заявок менеджерам, формирование отчетов по записям за заданные периоды времени. И это не полный перечень инструментов, но даже перечисленные помогают сократить рутинные задачи и сфокусировать менеджера на продажах, а преподавателей – на проведении уроков.
Самым идеальным решением выступает выбор любой платформы автоматизации бизнес-процессов с учетом метрики продаж. Некоторые школы создают платформу автоматизации под свои потребности, но более удобным и экономически выгодным способом автоматизации бизнес-процессов является выбор уже существующей платформы с возможностью выбора настроек интерфейса и функций.
Список литературы
- Definitions and Glossary. Gartner // Сайт «Информационные технологии. Garthner Glossary» // [Электронный ресурс] URL: https://www.gartner.com/en/information-technology/glossary (Дата обращения: 10.12.2021)
- Онлайн-образование (рынок России) // Официальный сайт TADVISER // [Электронный ресурс] URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (Дата обращения: 10.12.2021)
- Про бизнес-процессы в разных онлайн-школах и инструменты для сокращения издержек // интернет-издание VC.RU // [Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/u/923977-darya-akimova/307442-pro-biznes-processy-v-raznyh-onlayn-shkolah-i-instrumenty-dlya-sokrashcheniya-izderzhek (Дата обращения: 10.12.2021)
- Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0 = BPM CBOK Version 3.0. Guide to the Business Process Management Common Body Of Knowledge. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 480 с.
- Управление бизнес-процессами: методы и инструменты // Официальный сайт интернет-издания «Корпоративный менеджмент» // [Электронный ресурс] URL: https://www.cfin.ru/itm/bpr/bpms.shtml (Дата обращения: 10.12.2021)
- Управление бизнес-процессами – общее представление // Библиотека Comindware // [Электронный ресурс] URL: https://www.comindware.com/ru/blog (Дата обращения: 10.12.2021)