Незаконный оборот наркотиков представляет значительную опасность в современной России. По данным Министерства внутренних дел в настоящее время около 8,5 млн. россиян употребляют наркотики, что составляет 6% населения страны. Ежегодно выявляется большое количество преступных деяний в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: в 2015 г. выявлено 236 939 подобных деяний, в 2016 г. — 201 165, в 2017 — 208 681, в 2018 — 200 306, в 2019 — 190 197, в 2020 – 189 905[5].
Запрет на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов установлен в ст. 228.1 Уголовного кодекса РФ [1]. За годы борьбы с незаконным оборотом наркотиков была выработана криминалистическая методика расследования указанных преступлений. Однако наше время характеризуется активным развитием компьютерных технологий, которое привело к значительной потере актуальности старой методики расследования. Ряд следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий потеряли свою значимость, при этом возросла роль электронных следов преступных деяний, которые имеют специфические свойства.
В первую очередь следует рассмотреть личность преступника, совершающего указанное деяние. Стоит понимать, что личность лица, которое незаконно сбывает наркотические средства и психотропные вещества, является крайне важной в контексте раскрытия и расследования любого преступного деяния.
Личность преступника в контексте расследования преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, крайне важна, так как именно она имеет связь с совершенным преступлением и проявляется в следах этого самого преступления, которые помогают осуществлять его раскрытие и расследование [6, с. 123].
Говоря об психологических особенностях личности преступника, который занят в незаконном сбыте наркотических средств психотропных веществ и их аналогов, следует указать, что эти люди имеют особые навыки и умения, а также зачастую обладают привычками и зависимостями как наркотиков, так и от алкоголя. Кроме того, в момент совершения преступления указанные лица часто бывает состояние наркотического опьянения.
В связи с этим криминалистическое значение имеет анализ личности преступника при задержании его во время совершения преступного деяния. Так, важно выяснить, имеется ли при задержанном лице, на его теле, или в его вещах наркотические или иные запрещённые вещества, имеются ли следы наличия указанных веществ, включая упаковочные пакеты, упаковки от наркотиков, и так далее. Также важно провести анализ биологических жидкостей преступников на предмет наличия в них следов употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также их аналогов. Необходимо исследовать психологическое состояние преступника для того, чтобы выяснить, является ли он вменяемым, не является ли он наркотическом эффекте или острым наркотическом психозе [4, с. 21].
Как указывают авторы, важнейшими характеристиками личности людей, которые совершают преступления в виде незаконного сбыта наркотических средств, являются следующие. Их возраст от 18 до 28 лет, они имеют среднее техническое либо высшее образование, которое может быть неоконченным.Учитывая, что большая часть наркопреступлений в настоящее время происходит бесконтактным способом, следует указать, что преступники часто имеют особые знания в области компьютерной техники, пользования сетью «Интернет» и осуществления шифрования данных. Также преступники ознакомлены с операциями в криптовалюте, знают основы банковской деятельности для того, чтобы переводить деньги с помощью банковской системы или системы электронных платежей[6, с. 124].
При этом важное криминалистическое значение имеет уровень образования наркосбытчика. Если у человека есть медицинское, биологическое либо химическое образование, то, скорее всего, он знает особенности действия различных наркотических средств, их прекурсоров и аналогов на организм человека, имеет навыки по работе со специальным химическим оборудованием, реагентами и синтезированию наркотических средств. В юридической литературе отмечается, что среди изготовителей наркотических средств много лиц, имеющих образование в области химии, фармакологии, биологии, реже медицины.
Так, например, «согласно достигнутой договоренности А. Д. Хайруллин и А. А. Иванов, подыскали удобное и подходящее для изготовления дезоморфина место — квартире, в которой проживал их общий знакомый, где А. Д. Хайруллин и А. А. Иванов, обладая знаниями об изготовлении из находящихся в свободной продаже и доступе реактивов и лекарственных препаратов наркотического средства — дезоморфин, изготавливали указанное наркотическое средство, производили его фасовку путем выборки в шприцы, которые затем реализовали бесконтактным способом. Вырученные от реализации указанного наркотика деньги А. Д. Хайруллин и его сообщник делили между собой, а также тратили на приобретение реактивов и лекарственных средств для изготовления новых партий наркотического средства»[2].
Как указывает О. В. Тихомирова, большая часть преступников мужского пола, однако в последнее время женщины также совершают анализируемые в настоящей работе преступные деяния, размещая наркотическое средство в тайники для их удаленной продажи. В тоже время женщины зачастую привлекается до того, чтобы осуществлять перевозку наркотиков, что объясняется тем, что женщины вызывает меньше подозрений у сотрудников правоохранительных органов, особенно в тех случаях, когда они перевозят наркотики вместе со своими детьми. Однако привлечение женщин более характерно не для бесконтактного сбыта наркотиков, а для сбыта наркотиков этническими преступными группами. В данный момент указанные преступления данными преступными группами совершаются всё меньше, большая часть наркотрафика ушла в интернет [6, с. 125].
По мнению ученых, «в основном незаконный сбыт наркотических средств с использованием сети Интернет совершается преступными группами. Это обусловлено тем, что в одиночку совершать незаконные сбыты наркотиков рассматриваемым способом сложнее и опаснее»[3, с. 242].
Анализ судебной и оперативно следственной практики показывает,что следует выделить следующие группы участников организованных преступных сообществ, которые осуществляют анализируемые в настоящей работе преступлении в виде незаконного сбыта наркотических средств веществ и их аналогов:
1. Организатор является создателем интернет-ресурса, необходимого для рекламы и продажи наркотиков, и руководителем остальных членов группы, которых он подбирает и действия которых контролирует.
2. Оператор, являясь доверенным лицом организатора, ведет так называемую торговлю посредством виртуального магазина.
3. Закладчик является низшей ступенью иерархии и занимается непосредственной доставкой и размещением наркотических средств в так называемые тайники, о расположении которых он в последующем сообщает оператору.
Структура преступных групп вариативна, например, могут привлекаться т.н. «склады» — члены преступной группы, ответственные за хранение больших партий наркотиков, «курьеры», осуществляющие междугороднюю перевозку больших партий наркотиков и др.
Итак, преступники в сфере незаконного сбыта наркотиков имеют особые навыки и уменияв области компьютерной техники, пользования сетью «Интернет» и осуществления шифрования данных. Также преступники ознакомлены с операциями в криптовалюте, знают основы банковской деятельности для того, чтобы переводить деньги с помощью банковской системы или системы электронных платежей.
Их возраст от 18 до 28 лет, они имеют среднее техническое либо высшее образование, которое может быть неоконченным. Зачастую они обладают привычками и зависимостями как наркотиков, так и от алкоголя. Кроме того, в момент совершения преступления указанные лица часто бывает состояние наркотического опьянения.
Как правило, бесконтактный сбыт наркотических и психотропных веществ осуществляется преступными группами, в которые входят организатор, оператор, закладчик, могут существовать и другие виды противоправной занятости.
Список литературы
- Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
- Приговор Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 сентября 2012 г. по делу № 1-545/4. – URL : sudact.ru (дата обращения: 10.05.2020).
- Адигамова Г. З., Ситдиков И. М. О некоторых проблемах организации расследования современных видов преступлений / Г. З. Адигамова, И. М. Ситдиков // Пробелы в российском законодательстве. – 2015. – № 1. – С. 242–250.
- Попова В. В. Особенности расследования преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотических средств (психотропных веществ): учеб.-практ. пособие / В. В. Попова. – Самара, 1998. – 314 с.
- Состояние преступности. – Текст : электронный. – URL: https://мвд.рф/folder/101762 (дата обращения: 05.12.2021).
- Тихомирова О. В. Криминалистическая характеристика личности преступника, действующего в сфере незаконного оборота наркотических средств / О. В. Тихомирова // Молодой ученый. – 2019. – № 1 (239). – С. 123-126.