Текущее содержание пути представляет собой комплекс работ по устранению неисправностей, которые регулярно появляются при эксплуатации железнодорожной инфраструктуры. Оно включает в себя работы, которые связаны с непрерывным поддержанием элементов пути, таких как верхнее строение пути, земляное полотно, переезды, искусственные сооружения, сигнальные и путевые знаки в состоянии, обеспечивающем безопасный пропуск поездов с установленными скоростями.
Работы по текущему содержанию железнодорожного пути бывают неотложными, первоочередными и планово-предупредительными.
Состав и объемы вышеуказанных работ могут меняться в зависимости от ряда факторов, таких как: конструкция верхнего строения пути, грузонапряженность, план и профиль пути, вид отступления, скорость движения поездов, наработка тоннажа, время года и климатические условия, применяемые технические средства и другие.
Состав работ по текущему содержанию пути представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Состав работ по текущему содержанию пути
Работы по текущему содержанию пути |
||
Неотложные |
Первоочередные |
Планово-предупредительные |
- замена остродефектных или изломавшихся рельсов, остряков и крестовин на стрелочных переводах; -устранение отступлений IV степени (и приравненных к ним) в содержании рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона и других путеизмерительных средств или обнаруженных при осмотре пути; - устранение разрывов стыков (из-за среза стыковых болтов), слитых зазоров в более чем двух рельсовых стыках подряд в период ожидания повышения температуры рельсов и другие работы, связанные с ликвидацией неисправностей пути, угрожающих безопасности движения поездов. |
- устранение отступлений III степени в содержании рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона и других путеизмерительных средств; - ликвидация просадок пути в стыках с выплесками; -регулировкой стыковых зазоров в тех местах, где имеются близкие к нулевым зазоры в стыках в период ожидаемого повышения температуры рельсов или предельно растянутые зазоры в период ожидаемого понижения температуры рельсов. |
- устранение небольших по размерам, но часто повторяющихся по протяжению пути отступлений II степени в содержании рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона; - замена отдельных дефектных элементов верхнего строения; - закрепление ослабших болтов. |
Неотложные и первоочередные работы направлены на устранение неисправностей пути, которые проявляются самостоятельно или в результате неблагоприятных обстоятельств, и могут стать угрозой для безопасности движения поездов. Поэтому неисправности высокой степени опасности должны быть немедленно ликвидированы, а средней и низкой степени - устранены в первую очередь (после обнаружения должно пройти не более двух-трех дней). Устранение таких неисправностей обеспечивается в ходе осмотров и проверок пути.
Планово-предупредительные работы планируются заранее, в отличие от неотложных и первоочередных. В зависимости от назначения и характера технологических операций планово-предупредительные работы бывают узкоцелевыми или самостоятельными и комплексными. Узкоцелевые работы состоят только из конкретного вида работ, таких как рихтовка пути, добивка костылей, закрепление болтов и других. Комплексные же аналогичны с подъемочным ремонтом пути. Они включают в себя несколько видов самостоятельных работ, выполнение которых в совокупности обеспечивает на долгое время стабильность пути и приводит к минимуму объемы неотложных и первоочередных работ.
Также можно классифицировать работы исходя из применяемых технических средств и численности путевой бригады. Это работы, для выполнения которых необходимо применение машин и механизмов, а также ручного инструмента. Они могут выполняться так называемой укрупненной бригадой монтеров пути, состоящей, как правило, из 12-18 человек. Такая бригада выполняет, например, сплошную планово-предупредительную выправку пути с использованием электрошпалоподбоек. А могут и малочисленной группой, включающей 2-3 человека. Здесь же обеспечиваются работы по перешивке колеи, довертыванию гаек стыковых, закладных и клеммных болтов, а также шурупов и другие.
Еще одна классификация включает работы, выполняемые в промежутки времени между поездами и в технологические перерывы, включенные в график движения поездов, или в так называемые "окна", которые назначаются начальником дистанции пути. Стоит отметить, что вышеуказанные работы чередуются между собой практически каждый день. Например, утром ведется работа в интервалы, потом в "окно", и снова в интервалы. Исходя из этого, необходимо учитывать график движения поездов при осуществлении работ по текущему содержанию пути. Так необходимо применять ручной инструмент и механизмы, которые легко можно снять с пути, чтобы пропустить идущий поезд, в случае выполнения работ в интервалы. А применение путевых машин и прочего тяжелого оборудования при осуществлении работ в "окна".
Перед тем как устранить неисправности, дорожному мастеру или же бригадиру пути следует выявить причину их возникновения. Это необходимо учесть для того, чтобы неисправности не появились вновь в тех же местах.
Если работы осуществляются монтерами пути в количестве двух человек и более, то за ними должно быть закреплено должностное лицо, которое либо освобождено, либо не освобождено от выполнения работ. Данный представитель следит за правильностью, качеством и технологией выполнения работ. Также он несет ответственность за обеспечение безопасности движения поездов и работающих лиц.
Перед началом производства работ должна быть предоставлена заявка об информировании всех машинистов поездов и других железнодорожных транспортных средств для осуществления остановки у красного сигнала, уменьшении скорости и подаче необходимых оповестительных сигналов при приближении к месту работ.
Запрещено приступать к осуществлению работ до того момента, пока руководитель данных работ не удостоверится, что выданы предупреждения на поезда. Только те мероприятия, которые требуют незамедлительного ограждения места работ сигналами остановки или снижения скорости, являются исключением. О таких вещах сразу же докладывают дежурному по станции.
В случае, когда работы длятся в течение нескольких рабочих дней, следует организовать их таким образом, чтобы в первую очередь к концу каждого рабочего дня осуществлялось выполнение того их комплекса, который бы давал гарантию на безопасное движение поездов с предусмотренными технологическим процессом скоростями в период до следующего начала работ.
Полное окончание работ должно обеспечивать безопасное движение поездов с установленными на участке скоростями по месту работ.
Таким образом, путь всегда должен находиться в исправном состоянии. Для этого осуществляется техническое обслуживание. Текущее содержание пути является одним из основных видов путевых работ. Оно осуществляет предупреждение появления неисправностей, выявление их причин, вызывающих их, а также устранение данных расстройств пути.
Список литературы
- Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. Утверждена распоряжением ОАО "РЖД" от 14.11.2016 г. N 2288р.
- Правила и технологии выполнения основных работ при текущем содержании пути / МПС РФ, 1998.
- Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути : учебник / З.Л. Крейнис, Н.Е. Селезнева. – Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. – 453 c.