ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСТАНОВЛЕНИЮ РЕЧИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РАЗМЕРАХ И ЛОКАЛИЗАЦИИ ОЧАГА ПОРАЖЕНИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСТАНОВЛЕНИЮ РЕЧИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РАЗМЕРАХ И ЛОКАЛИЗАЦИИ ОЧАГА ПОРАЖЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

3

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Дата публикации 19.12.2021

Поделиться

В статье описываются результаты экспериментального исследования, проведения коррекционно-педагогической работы с постинсультными больными. Определяются критерии проведения восстановительных занятий в остром и раннем периодах инсульта.

Благодаря лучевой диагностики, таких как компьютерная томография и функциональная магнитно-резонансная томография существенно расширило наши представления об организации функциональных систем в коре головного мозга. Результаты, полученные с помощью этих эффективных современных инструментов диагностики, позволяющие визуализировать с высоким качеством головной мозг.

Об этом свидетельствуют клинические данные, что наиболее тяжелые формы речевых нарушений связаны с повреждением речевых областей головного мозга, зона Брока и зона Вернике. Определение непострадавших в результате инсульта речевых зон головного мозга позволили нам наиболее эффективно построить дифференцированную работу по восстановлению речевой функции с учётом доминирующей сенсорной модальности обследуемых.

При определении влияния размеров и локализации очага поражения на динамику восстановления речи в остром и раннем восстановительном периоде инсульта было выявлено, что независимо от размера и локализации очага поражения головного мозга у всех пациентов происходило улучшение как импрессивной, так и экспрессивной стороны речи, что подтверждает результаты исследования Белопасовой, А.В. о влиянии размеров инфаркта мозга на процесс речевой реабилитации в течение первого года после инсульта (2012) [1].

На диаграмме №1 представлена степень восстановления речи при различной локализации очага поражения у больных по окончании курса логопедических занятий.

Диаграмма №1. Восстановление речи в зависимости от локализации очага поражения у больных экспериментальной группы

Анализируя восстановление речи при различных размерах и локализации очага поражения можно сделать вывод, что тотальная и грубая сенсомоторная афазия отмечалась у больных со средним и большим корковым, корково-подкорковым очагами поражения. Небольшая степень восстановления речевой функции отмечалась у 19 (16%) больных со средними корково-подкорковыми и 9 (8%) с большими по размеру подкорковыми очагами поражения. При корковых очагах у 7 (6%) отмечался значительный регресс речевых нарушений и по окончании курса логопедических занятий выявлялись негрубые речевые нарушения. В группе с умеренным восстановлением речи преобладали пациенты со средними и большими корково-подкорковыми очагами поражения головного мозга. Восстановление речевой функции у больных с корковыми очагами проходило в более сжатые сроки и протекало лучше, по сравнению с аналогичными очагами в глубинных подкорковых структурах. Поэтому при рассмотрении факторов, влияющих на восстановление речи, приоритетными становятся не только локализация, но и размер очага поражения.

Анализируя степень восстановления речи у больных с разными формами афазии, можно отметить положительную динамику восстановления у всех 108 (100%) обследуемых экспериментальной группы. На диаграмме 2 представлена степень восстановления речи в зависимости от разных форм афазии.

Диаграмма 2. Степень восстановления речи при различных формах афазии

Как показало наше исследование, по окончанию курса логопедических занятий у 10 (9%) больных с моторной и 19 (17%) - с сенсомоторной афазией отмечалось небольшое восстановление речевой функции. Значительное восстановление речи наблюдалось у 9 (8%) пациентов с сенсомоторной, 6 (6%) - с моторной и 2 (2%) - с сенсорной афазией. В группе обследуемых с умеренным восстановлением преобладали больные с моторной - 24 (22%) и сенсомоторной афазией - 25 (23%).

Влияние тендерных различий на восстановление речи

Анализ формы нарушения речи в зависимости от пола больных показал, что сенсомоторная (34%) и моторная афазии (21%) чаще встречаются у мужчин. Показатели степени восстановления речи у женщин несколько выше, чем у мужчин, однако в нашем исследовании нет статистической достоверности лучшего восстановления речи в зависимости от тендерных отличий.

Влияние возраста на восстановление речи

В нашей работе влияние возрастного фактора на темп и качество восстановления речи статистически не подтверждено. Улучшение речевой функции не было связано с возрастом обследуемых. По нашим данным, пожилой возраст не является неблагоприятным фактором в процессе восстановления речи, что необходимо учитывать при определении показаний для проведения реабилитационных мероприятий, не ограничивая их возрастными параметрами.

Результаты проведённого исследования показали лучшую динамику восстановления функций речи у больных в остром периоде инсульта (от 0-21 дня), по сравнению с таковой в раннем восстановительном периоде, что подтверждает исследования В.М. Шкловского о длительности временного интервала при восстановлении речи у лиц с постинсультной афазией (от 3 месяцев до нескольких лет).

Таким образом, применение дифференцированных методов сенсорной стимуляции с учётом ведущей модальности восприятия было актуальным для всех больных, независимо от имеющейся формы афазии.

На диаграмме 3 представлен сравнительный анализ восстановления речи у больных экспериментальной группы.

Диаграмме 3. Сравнительный анализ восстановления речи у больных экспериментальной группы группы

Представленные на диаграмме 3 данные свидетельствуют о том, что увеличение общей продуктивности в группе сенсомоторной афазии составил 39 баллов; моторной - 46 баллов и подкорковой - 61 балл. В группах с сенсорной, акустико-мнестической и амнестической афазией - 54, 38 и 28 баллов соответственно. У больных с левополушарными очагами поражения отмечалась следующая динамика восстановления речи: не было ни одного пациента без положительной динамики, незначительное улучшение речи отмечалось у 29 (27%) обследуемых с сенсомоторной и моторной афазией; значительное восстановление речи - у 6 (6%) больных с моторной, 2 (2%) - с сенсорной и 9 (8%) с сенсомоторной формами афазии; умеренное восстановление речи - у 62 (57%) пациентов, среди которых большинство составили больные с сенсомоторной афазией. Статистическая достоверность подтверждается в трёх группах больных с сенсомоторной (р=0,00), моторной (р=0,00) и акустико-мнестической афазией (р=0,018). В остальных группах из-за малочисленной выборки пациентов статистическая значимость не выявлена.

Критериями эффективности применяемой модели восстановления речи служили повышение коммуникативности обследуемых, улучшение качества жизни, отзывы родственников и медицинского персонала.

Как показали наши исследования, качество жизни больных не зависело от возраста и пола. На диаграмме 4 представлен сравнительный анализ качества жизни больных в остром периоде инсульта и к концу госпитализации.

Диаграмма 4. Сравнительный анализ качества жизни больных в остром периоде инсульта и к концу госпитализации

Как видно из диаграммы на диаграмме 4, в результате возросшей способности понимания ситуативно-бытовой речи и общения с родственниками, врачами и младшим медицинским персоналом повышалась активность, целенаправленная деятельность и самооценка обследуемых. 79 (73%) больных по собственной инициативе стали использовать телефон, отвечать на телефонные звонки и набирать знакомые номера; 81 (75%) пациентов смогли принимать лекарства в правильной дозировке и в установленное время; 100 (93%) - не нуждались в посторонней помощи при приёме пищи; 83 (77%) обследуемых - стали способны самостоятельно одеваться, раздеваться и выбирать одежду в своём гардеробе. В результате применения персонифицированного подхода к восстановительному обучению с учётом ведущей модальности восприятия у обучающихся наблюдалось повышение уровня коммуникативной активности, что в целом способствовало улучшению качества жизни. 79 (73%) больных по собственной инициативе стали использовать телефон, отвечать на телефонные звонки и набирать знакомые номера; 81 (75%) пациентов смогли принимать лекарства в правильной дозировке и в установленное время; 100 (93%) - не нуждались в посторонней помощи при приёме пищи; 83 (77%) обследуемых - стали способны самостоятельно одеваться, раздеваться и выбирать одежду в своём гардеробе. В результате возросшей способности понимания ситуативно-бытовой речи и общения с родственниками, врачами и младшим медицинским персоналом повышалась активность, целенаправленная деятельность и самооценка больных.

На диаграмме 5 показано сопоставление состояния речевой функции у пациентов экспериментальной подгруппы и контрольной группы.

Диаграмма 5. Сравнительный анализ состояния речи у больных экспериментальной и контрольной групп

Приведённые данные на диаграмме 5 позволяют сделать вывод о том, что в контрольной группе интегративный показатель состояния речевой функции значительно ниже, по сравнению с таковым в экспериментальной. На основании сопоставительного анализа состояния речевой функции у пациентов данных групп был сделан вывод о целесообразности и высокой результативности выбранных методов логопедического воздействия. Нами была отмечена выраженная тенденция к восстановлению нарушенной речевой функции, однако статистической достоверности получено не было (критерий Манн-Уитни, Вальд- Вольфовец).

Наличие грубой орально-артикуляционной апраксии в сочетании с отчуждением смысла слова у пациентов контрольной группы влияло на состояние импрессивной и экспрессивной речи. Контрольное обследование выявило позитивные изменения у обследуемых экспериментальной группы: к концу госпитализации отмечалась положительная динамика в понимании обращённой речи, ведении диалога и назывании предметов и действий, что было связано с улучшением произносительной стороны речи, преодолении первичных расстройств фонематического слуха и увеличении активного словарного запаса обследуемых. В орально-артикуляционном праксисе отмечалось уменьшение апраксии, что выражалось в ускорении поиска артикуляционного уклада и переключении с одной артикулемы на другую. Значительное улучшение импрессивного компонента проявлялось как в ситуативной, так и внеситуативной речи. Применение дифференцированных методов сенсорной стимуляции с учётом ведущей модальности восприятия было актуальным для всех больных, независимо от имеющейся формы афазии.

Следует особо отметить, что позитивным результатом коррекционно- восстановительного обучения явилось обеспечение полимодального режима обмена информацией лиц с постинсультной афазией. Восстановление речевой функции было более успешным при опоре на доминирующую модальность обучаемого. При этом было важным параллельное вовлечение и других ресурсных анализаторных модальностей, оказывающих влияние на процесс восстановления речи у пациентов с постинсультной афазией.

Таким образом, результаты формирующего эксперимента доказали эффективность реализации разработанной методики сенсорной стимуляции при восстановлении речи на основе учёта ведущей модальности восприятия у больных с постинсультной афазией.

Список литературы

  1. Бейн Э.С. Реабилитация больных с афазией, возникшей вследствие мозгового инсульта: методические рекомендации / Э.С. Бейн, Т.Г. Визель; Министерство здравоохранения СССР. – М.: Медицина, 1977. – 1 п.л. - Текст: непосредственный.
  2. Годфрей, Афазия и восстановительное обучение.: Тексты под ред. Ж.М. Глозман. – Москва: МГУ, 1983. - С. 204 - 210. - Текст: непосредственный.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее