Разграничение злоупотребления должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 ук рф) и превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 ук рф)

Разграничение злоупотребления должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 ук рф) и превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 ук рф)

В статье раскрываются понятия превышения должностных полномочия и злоупотребления должностными полномочиями, дана их краткая уголовно-правовая характеристика, рассмотрены основания для разграничения этих уголовных преступлений.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Дата публицакии 19.12.2021

Поделиться

Актуальной проблемой в уголовном праве в настоящее время являются трудности в разграничении смежных составов различных преступлений, которые могут привести к неправильной квалификации и вынесению несправедливого решения. Будущему правоведу необходимо владеть такими знаниями и уметь применять их на практике. В современном обществе отмечается рост должностных преступлений на различных уровнях власти, которые связаны с преувеличением и злоупотреблением лицами своего служебного положения, что диктует необходимость вопроса о разграничении данных преступных деяний. Злоупотребление и превышение должностных полномочий имеют смежные составы преступлений. Прежде всего, необходимо описать основные уголовно-правовые характеристики данных преступлений, в число которых входят определение субъективной, объективной стороны, субъекта и объекта деяний.

Злоупотребление должностными полномочиями как уголовное преступление описано в ст. 285 УК РФ (ч. 1) [1]. Основной объект данного состава преступного деяния – это общественные отношения, которые обеспечивают нормальное функционирование конкретной ветви власти муниципального либо государственного органа, учреждения, государственной компании либо корпорации, муниципального и государственного унитарного предприятия, акционерных обществ, в которых контрольный пакет акций находится в распоряжении муниципального образования, субъекта РФ либо государства, органов управления Вооруженными силами, воинскими формированиями и иными войсками РФ [4, с. 95].

Определяя объективную сторону рассматриваемого преступного деяния необходимо отметить наличие у него материальной конструкции. К обязательным признакам в объективной стороне злоупотребления должностными полномочиями относятся причинно-следственная связь, последствия и деяние, обладающие опасностью для общества.

Общественно опасным является деяние, которое заключается в совершении должностными лицами действий, которые выходят за пределы полномочия, которыми они обладают (должностные лица используют собственные служебные полномочия против интересов службы). Такое деяние может выражаться бездействием либо действием должностного лица.

К общественно опасному последствию рассматриваемого деяния относится нарушение законных интересов и прав организаций либо граждан или интересов государства (властный авторитет) либо общества, которое проявляется существенным образом.

Причинно-следственная связь выражается в конкретных бездействиях либо действиях должностных лиц, которые закрепляются в ст. 285 УК РФ, приводят к наступлению указанных ранее последствий либо содержат в себе действительную возможность в их наступлении и являются решающей и основной причиной в наступлении последствий, представляющих опасность для общества.

Субъект в составе данного преступного деяния является специальным. Из этого следует, что кроме общих признаков, характерных для субъекта, к числу которых относятся вменяемость и достижение физическим лицом шестнадцатилетнего возраста, необходимым является наличие специальных признаков, которые установлены законом. К таким специальным признака относятся признаки должностного лица: лицо, которое согласно специальному полномочию, временно либо постоянно выполняет функции представителей власти или осуществляет административные хозяйственные, организационные распорядительные функции в следующих структурах: муниципальном либо государственном органе, учреждении, государственной компании либо корпорации, муниципальном и государственном унитарном предприятии, акционерном обществе, в которых контрольный пакет акций находится в распоряжении муниципального образования, субъекта РФ либо государства, органах управления Вооруженными силами, воинских формированиях и иных войск РФ [3, с. 289].

Субъективной стороной в исследуемом составе преступления является косвенный и прямой умысел. Основными признаками выступают вина и мотив преступления.

В уголовном законодательстве отмечены факторы, которые побуждают должностное лицо к совершению преступления, корыстный интерес и другую личную заинтересованность. В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 19 от 16 октября 2009 года [2], корыстная заинтересованность – это стремление, которым обладает должностное лицо, связанное с получением выгоды, имеющей имущественный характер, в собственную пользу либо в пользу иного человека при помощи совершения неправомерного действия. К примеру, получение кредита либо льгот незаконным способом, освобождение от имущественной затраты, погашение долга, уплата налогов и пр.).

Друга заинтересованность – это любая выгода, которая имеет неимущественный характер. К примеру, содействие незаконным способом в продвижении по службе, трудоустройстве и другое служебное покровительство. Личная заинтересованность не всегда может быть связана именно со служебной деятельностью. Это может быть зависть, ревность и пр.

Превышение должностных полномочий является уголовным преступлением, основные характеристики которого описаны в ст. 286 УК РФ (ч. 1). Объекта данного преступного деяния совпадает с объектом злоупотребления должностными полномочиями, поэтому не будет выступать в качестве основания для разграничения данных преступных деяний. Объективная сторона рассматриваемого преступления имеет материальную конструкцию и также включает в себя причинную связь, деяние и последствия, которые имеют опасность для общества.

Деяние в данном случае – это совершение должностным лицом действия, которое явно выходит за пределы полномочий, которыми он обладает. Такое деяние совершаться может только действиями. Последствием такого деяния представляется опасность для общества, которая выражена в существенном нарушении законных интересов и прав организаций либо граждан или интересов государства и общества, которые охраняются законом. Причинная связь является аналогичным признакам злоупотребления должностными полномочиями.

Субъект рассматриваемого деяния (ст. 286 УК РФ – ч. 1) является специальным. Исполнитель преступного деяния в это случае – это должностное лицо, признаки которого совпадают с признаками субъекта в злоупотреблении должностными полномочиями. Субъективной стороной превышения должностных полномочий является косвенный и прямой умысел. Других обязательных признаков в субъективной стороне превышения должностных полномочий в УК РФ не предусмотрено [3, с. 101].

На основе проведенного анализа рассматриваемых преступлений, совершаемых должностными лицами, представляется возможность их разграничения.

Превышение и злоупотребление должностными полномочиями имеют аналогичные субъект и объект преступления.

Первым отличие составов этих преступлений является объективная сторона, которая выражается в признаке – деяние, которое опасно для общества. Последствия деяния являются схожими, но сами деяния имеют различия. Злоупотребление может совершаться путем бездействия и действия должностного лица, в то время, как превышение связано всегда с совершением должностным лицом активных действий, которые выходят за пределы имеющихся у него полномочий (являются полномочиями иного должностного лица; совершаются единолично должностным лицом, но при этом должны производиться исключительно в коллегиальной форме; никто не имеет право для их совершения при любых обстоятельствах)

Помимо этого, следует отметить, что важный критерий разграничения заключается в том, что при злоупотреблении виновное лицо пользуется одним из своих должностных полномочий, а в случае превышения оно пользуется соответствующим положением.

Другими словами, злоупотребление представлены в бездействиях либо действиях, которые входят в круг полномочий должностного лица только формально, а виновное лицо пытается выставить их в качестве законных.

Превышение предполагает совершение должностным лицом преступления, которое не задействует его собственных полномочий, при этом посягательство на чьи-либо права или интересы облегчается существенным образом или становится возможным в результате наличия у виновного лица служебных полномочии [5, с. 341].

Субъективная сторона превышения и злоупотребления должностных полномочий выражается в умышленной форме вины с косвенным и прямым умыслом. Но в злоупотреблении мотив является обязательным признаком (корысть либо другая личная заинтересованность; не имущественный и имущественный мотив) в отличие от превышения, которое относится к преступлению, в котором отсутствие либо наличие мотива в квалификации не имеет существенного значения. Но мотив в качестве критерия, позволяющего разграничить составы злоупотребления и превышения должностных полномочий, имеет условный характер. Так, злоупотребление совершается лишь при наличии мотива, а превышение – с наличием либо отсутствием мотива. Другими словами, злоупотребление и превышение могут совершаться, к примеру, из корыстного побуждения, что приводит к рассмотрению мотива в качестве относительного критерия для разграничения данных деяний [7, с. 75].

Таким образом, при разграничении преступлений, относящихся к злоупотреблению и превышению должностных полномочий, следует основываться на следующих критериях:

- необходимо определение, возможным ли является совершение деяния, входящего в состав объективной стороны посягательства, субъектом, который не обладает должностными полномочиями;

- необходимо проследить связь между должностным положением и действиями лица, что предполагает определение деяния как совершенного в связи с наличием служебного положения либо в процессе осуществления служебной деятельности;

- единообразие и объективность в процессе толкования, а также применения законодательства об уголовной ответственности обеспечиваться должно определением четких критериев в оценке опасных для общества последствий рассматриваемых преступлений.

Список литературы

  1. Галактионов С. А. Уголовное право России. Общая и Особенная части / Под ред. В. К. Дуюнова. – 5-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 752 с.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: по сост. на 1 апреля 2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 50. – Ст. 8070.
  3. Звечаровский И. Э. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / И. Э. Зверачовский, А. А. Бимбинов, С. А. Боженок, Ю. В. Грачева. – М.: Проспект, 2020. – 688 с.
  4. Семернева Н. К. Квалификация преступлений (части Общая и Особенная): научно-практическое пособие / Н. К. Семернева. – М.: Екатеринбург, 2019. – 296 c.
  5. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19: по сост. 11 июня 2020 г. [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93013/. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.11.2021).
  6. Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. – 6-е изд. / А. В. Наумов. – М.: Проспект, 2020. – 784 с.
  7. Сапрыкина М. В. Актуальные проблемы квалификации превышения должностных полномочий / М. В. Сапрыкина // Молодой ученый. – 2017. – № 24. – С. 101-103.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary