Исследование метрологического обеспечения измерений параметров при ремонте и содержании автомобильных дорог

Исследование метрологического обеспечения измерений параметров при ремонте и содержании автомобильных дорог

В статье рассмотрено Исследование метрологического обеспечения измерений параметров при ремонте и содержании автомобильных дорог. При выполнении технологических операций отдельных видов работ как при строительстве дорог, так и при их ремонте и содержании возможно появление погрешностей изготовления. Технологический процесс можно привести к некоторой системе независимых и взаимосвязанных случайных и систематических факторов, обусловливающих получение параметра. Систематическое изменение параметра изделия вызвано его конструктивной недоработкой, систематическими погрешностями производства или систематическим воздействием внешних условий. Случайные изменения параметра вызываются большим количеством случайных факторов. Правильно построенный производственный процесс изготовления продукции должен обеспечивать выпуск последней с определенной нормой качества. Таким образом, для получения конечной продукции с определенной нормой качества необходимо в период ее изготовления производить контроль отдельных параметров

Авторы публикации

Рубрика

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Дата публицакии 19.12.2021

Поделиться

Введение. Укрепление рыночных отношений в России происходит по пути формирования эффективного взаимодействия рынка и государственного регулирования. Роль и масштабы последнего определяются как общим состоянием экономики страны, так и особенностями функционирования конкретного объекта регулирования. В совокупности они позволяют определить цели и задачи, а также формы и методы воздействия государства на различные сферы национальной экономики. Это в полной мере относится к автодорожному строительству, роль и значение которого неуклонно возрастает в ходе социально-экономического развития страны и регионов.

Одной из самых актуальных проблем современной России является проблема строительства и реконструкции дорог федерального, регионального и местного значения. Дорожная отрасль требует огромных инвестиционных вложений для обеспечения территорий более качественными дорогами, а также контроля метрологического обеспечения при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Цель статьи - Исследование метрологического обеспечения измерений параметров при ремонте и содержании автомобильных дорог.

Изложение основного материала. Организация дорожного строительства предусматривает систему контроля качества дорожного строительства. Под качеством продукции понимают совокупность свойств, определяющих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности общества в соответствии с ее назначением. Продукцией дорожного строительства является автомобильная дорога, предназначенная для грузовых и пассажирских перевозок с заданной скоростью при минимальных дорожно-транспортных затратах.

Качество производственных работ определяется:

  • качеством проектной документации;
  • качеством применяемых строительных материалов, полуфабрикатов и изделий;
  • эффективностью использования потенциальных возможностей средств механизации и автоматизации технологических процессов;
  • соблюдением требований норм и технических условий при строительстве автомобильных дорог;
  • уровнем квалификации, навыков и знаний инженерно-технических работников и рабочих;
  • уровнем метрологического обеспечения.

Проблематика обеспечения и повышения качества продукции и управления им в дорожном хозяйстве является намного актуальнее, чем в других отраслях народного хозяйства.

Дорожная отрасль характеризуется разнообразием и специфичностью выпускаемой продукции, большим различием физических свойств применяемых материалов, непрерывной изменяемостью внешней среды, а также необходимостью удовлетворения повышенных требований заказчика, что обуславливает необходимость широкого использования передовых методов управления качеством дорожной продукции и увеличением эффективности метрологического обеспечения.

Основной целью метерологического обеспечения является улучшение качества автомобильных дорог, повышение эффективности производства, использование метериальных ценностей и энергетических ресурсов, а также научных исследований.

Основными задачами метрологического обеспечения государственной метрологической службы являются:

  • Установка единиц физических величин
  • Формирование системы государственных эталонов единиц физических величин и обеспечение ее функционирования для воспроизведения единиц с самой высокой точностью
  • Разработка меток и средств передачи размеров единиц физических величин от эталонов образцовым и рабочим СИТ
  • Разработка научно-методических, правовых и организационных основ, норм и правил, которые необходимы для достижения единства и требуемые точности измерений
  • Разработка и внедрение в метерологическую практику норм и правил законодательной метрологии, а также документов метрологического обеспечения
  • Выполнение анализа состояния измерений во всех отраслях экономики РФ
  • Государственный метрологический надсмотр по разработке, производству, состоянию, отношению, ремонту, прокату, продажей, импорту и хранению СИТ, соблюдению метрологических норм и правил, а также деятельностью ведомственных метрологических служб
  • Государственный метрологический надзор за количеством фасовочных товаров в упаковках при продаже и расфасовке
  • Проведение государственных испытаний, метрологической проверки, калибровки и метрологической аттестации СИТ
  • Выполнение работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений для нужд обороны
  • Разработка и аттестация методик выполнения измерений
  • Создание и аттестация стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов
  • Разработка и обеспечение функционирования системы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов
  • Проведение экспертизы и аттестации данных о свойствах веществ и материалов
  • Проведение экспертизы нормативной, проектной, конструкторской и хнологической документации
  • Оценивание соответствия научной, законодательной, нормативной, технической и организационной основ метрологического обеспечения потребностям экономики РФ и разработка программ их усовершенствования.

Решение основных задач в сфере метрологического обеспечения в дорожном хозяйстве осуществляют ведомственные метрологические службы соответствующих министерств и ведомств.

К этим задачам относятся:

  • Выбор номенклатуры параметров материалов, изделий, процессов, которые подлежат единице при измерениях, испытаниях и контроле
  • Выбор номенклатуры и числовых значений показателей точности (достоверности) результатов измерений, испытаний и контроля, их форм
  • Представления, обеспечивающие оптимальное решение задач, для которых эти результаты предназначены
  • Метрологическая экспертиза проектной, конструкторской и технологической документации с целью контроля правильности результатов решения двух предварительных задач
  • Планирование процессов измерений, испытаний и контроля, разработка методик измерений, испытаний и контроля
  • Обеспечение процессов измерений, испытаний и контроля соответствующими техническими средствами (средствами измерительной техники, испытательным оборудованием, средствами контроля)
  • Поддержка технических средств в метрологическом исправном состоянии
  • Выполнение процессов измерений, испытаний и контроля, проработка результатов измерений, испытаний и контроля ( в тех случаях, когда это нужно)

Кроме задач по обеспечению единства измерений, решение которых возложено на органы метрологических служб, дополнительную группу задач метрологического обеспечения должны решать разные категории специалистов, производственные подразделения и коллективы:

В общем случае проблематика качества в дорожном хозяйстве включает следующий комплекс мер:

  1. обоснованное трассирование и рациональное (с использованием современных программных комплексов) проектирование дорог;
  2. оптимальное планирование, а также рациональную и эффективную организацию и производство подготовительных и основных работ на всех уровнях и стадиях производственного процесса;
  3. выбор качественных дорожно-строительных материалов для дорожных конструкций и покрытий, а также наиболее подходящих поставщиков;
  4. выбор комплексов современной и высокоточной дорожно- строительной техники, а также организацию ее эффективной работы, обслуживания и ремонта;
  5. оптимизацию технологических режимов отдельных процессов и операций;
  6. повышение профессионального уровня персонала, вовлеченного в производство дорожных работ [1].

Автодороги Российской Федерации имеют свои особенности, которые проявляются в процессе их эксплуатации. Это подверженность воздействию таких факторов как погодно-климатические условия, неравномерность и интенсивность транспортных потоков, техногенные ситуации и др.

В каждом регионе в зависимости от состояния дорожного полотна возникают дефекты и повреждения, влияющие на характеристики так называемого напряженно-деформированного состояния автодорог [3].

Действовавшая до 2002 года методика оценки качества дорожного покрытия (ВСН б-90 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог») не учитывала региональные особенности и условия их эксплуатации автодорог, а в качественных оценках уровня содержания дорог преобладал субъективизм, что негативно сказывалось на развитии деловых отношений заказчика и подрядчика.

В связи с этим, для обеспечения безопасности движения многими авторами признается необходимость создания системы контроля и управления состоянием автодорог. Предлагается создание территориальной системы мониторинга состояния дорожного покрытия. В отдельных регионах РФ такая система разработана и действует. Основываясь на опыте таких территорий, можно утверждать, что проблема разрешима при условии организации постоянно действующей автоматизированной системы диагностики автодорог. Дорожная сеть должна быть оборудована постами наблюдения за процессами воздействия на состояние земляного полотна и дорожного покрытия внешних факторов [2].

Таким образом, мониторинг дорог служит решению важных проблем: анализ и оценка соответствия способности дорожной конструкции противостоять воздействиям внешних факторов; оценка напряженно-деформированного состояния конструктивных элементов автодорог с учетом дефектов и повреждений; вариантная разработка схем изменения состояния дорожных конструкций – их ремонт, восстановление, реконструкция и в связи с этим выбор наиболее рациональной стратегии изменения состояния дорожной конструкции.

Список литературы

  1. Усков Н.С. Организация транспортного обслуживания в новых условиях хозяйствования. М.: Знание, 1990.
  2. Федеральное дорожное агентство. Сколько стоят автомобильные дороги – М., 2015 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: нттр://rоsаvтоdоr.rи/астiviту/wоrld-ехреriеnсе/1519.нтml
  3. ГОСТ 1.25-76 Государственная система стандартизации «Метрологическое обеспечение. Основы положения». - М.: Изд-во стандартов, 1976.
  4. ГОСТ 8.207-76 Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения. - М.: Изд-во стандартов, 1976.
  5. Управление строительным производством: учебное пособие / под ред. Б.В. Щурова, А.К.Синцова. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1993. - 90 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary