Владение любым языком, как родным, так и иностранным, предполагает обладание определенным объемом словарного запаса и умение оперировать его компонентами в речи. Владение лексикой иностранного языка «в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования» [4, с. 311] является важной задачей при достижении главной цели изучения иностранного языка – формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции. В процессе изучения языка у учащихся формируется активный и пассивный словарь. Дифференциация этих двух слоев лексики неизбежно происходит независимо от любого внешнего влияния методики изучения языка или методов преподавания учителя.
В ходе данной исследовательской работы нами был рассмотрен ряд способов активизации лексики на уроках иностранного языка, которые возможно и необходимо применять в рамках педагогической практики.
Развитие лексических навыков осуществляется поэтапно. Н. А. Горлова выделяет следующие этапы: ознакомления, апробации, тренировки, активизации лексического материала [5, с. 146-151].
Современный компетентностный подход к обучению лексике предполагает не только обучение знаниям, формирование умений и навыков, но и, главным образом, развитие компетенции – готовности и способности использовать полученные знания, умения и навыки в соответствии с конкретными профессиональными ситуациями. Кроме того, компетентностный подход к обучению лексике реализуется в рамках личностно-ориентированной парадигмы [1].
Поскольку активный лексический минимум, обязательный к освоению, состоит из наиболее важных для коммуникации слов и выражений и должен использоваться во всех видах речевой деятельности, его пополнение производится во время активизации лексики из пассивного минимума, который учащиеся нарабатывают во время чтения, аудирования и работы со словарем [6].
Вариантом приема активизации лексики служат упражнения на выбор правильного слова, когда учащиеся в процессе прочтения текста подставляют одно из слов на выбор. Такие упражнения можно найти у Г.Т. Костенко в пособии для учащихся «Какое слово выбрать. Choose and use» [5, с. 215-222].
Активизация может проводиться и в форме повторения изученной лексики при помощи заданий на словообразование [7]. К упражнениям, использующим словообразование, в частности, относятся: образование составных прилагательных, заполнение недостающих частей таких прилагательных, ответы на вопросы с использованием составных прилагательных, заполнение пробелов в предложениях с использованием изученной лексики.
К педагогическим арт-технологиям относится проведение активизации лексики при помощи конкурсов поэтического перевода. Можно брать несложные примеры классической и современной поэзии.
В качестве вывода, мы можем сказать, что все упражнения, включаемые в разряд активизирующих лексику, основываются на доминанте уже введенной, первично закрепленной и заложенной в пассивный минимум лексики. А активизация, в свою очередь, является основой и источником для продуктивного речевого использования лексики и формирования активного лексического минимума.
Список литературы
- Оглуздина Т.П. К вопросу о принципах обучения иноязычной языковой компетенции в теории и методике обучения иностранным языкам / Т.П. Оглуздина// Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – Пенза, 2012. - № 28. - С. 922-926.
- Красилова Ирина Евгеньевна, Назаренко Татьяна Михайловна Активизация пассивного словарного запаса на уроках английского языка в старших классах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №6-1 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-passivnogo-slovarnogo-zapasa-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-starshih-klassah (дата обращения: 15.12.2021).
- Аникеева Т. Р., Голукович А. Е. Способы активизации лексики на занятиях по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 421–425. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65155.htm.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования. Изд-е 8-е, испр. и доп. М.: Академия, 2015. 368 с.
- Горлова Н. А. Методика обучения иностранному языку: учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования: в 2-х ч. Изд-е 2-е, стереотип. М.: Академия, 2017. Ч. 2. 272 с.
- Костенко, Г. Т. Какое слово выбрать. Choose and use [Текст]: пособие для учащихся 9-10 кл. средней шк. / Г.Т. Костенко. – М.: Просвещение, 1971. – 239 с.
- Методика обучения иностранному языку. Требования, предъявляемые к лексической стороне речи учащихся [Эл. ресурс]. – Режим доступа https://studme.org/167146/pedagogika/trebovaniya_predyavlyaemye_leksiche skoy_storone_rechi_uchaschihsya
- Смирнова, Г. В. Работа с лексикой на старшем этапе обучения [Текст]: дипломная работа / Г. В. Смирнова; дата публикации 23.11.2015. – Номер материала: ДВ-182541. – [Эл. ресурс]. – Режим доступа https://infourok.ru/rabota-s-leksikoy-na-starshem-etape-obucheniya609020.html