Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает широкий спектр следственных действий, проводимых с целью обнаружения и изъятия следов, предметов и документов, предположительно относящиеся к совершенному и расследуемому преступлению. В первую очередь, к ним можно отнести такие следственные действия, как осмотр места происшествия и обыск. При этом и осмотр места происшествия, и обыск имеют свою специфику, связанную с характером совершаемого деяния, а именно совершением преступления на почве ненависти, расовой, национальной или религиозной вражды.
В статье 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации говорится, что осмотр места происшествия «производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела»[1].
Осмотр места происшествия является наиболее распространённым следственным действием до возбуждения уголовного дела, когда важнейшая информация о преступлении зачастую отсутствует. В то же самое время, специфика осмотра состоит в том, что именно это следственное действие максимально приближено к самому событию совершения преступления и информация, собранная в ходе его проведения, позволяет не только правильно квалифицировать деяние, установить характер его совершения, но и направить весь дальнейший ход расследования в правильном направлении. Смысл осмотра места происшествия состоит в том, что лицо, осуществляющее расследование, изучает вещественные объекты на месте совершения преступления, анализирует и изымает их. Это является основным моментом при формировании сведений, содержащих признаки состава преступления. По результатам осмотра места происшествия, обнаруженные следы, предметы, документы, а также иные объекты, полученные в ходе проведения данного следственного действия и имеющие значение для расследования, приобщаются к уголовному делу, в качестве вещественных доказательств. Они включают в себя важнейшие сведения, которые служат доказыванию по уголовному делу.
Стоит отметить, что в уголовно-правовой науке нет единого мнения относительно понятия осмотра места происшествия. Например, Н.А. Власова считает, что осмотр представляет собой «следственное действие, состоящее в непосредственном зрительном восприятии лицом, производящим расследование, различных материальных объектов в целях обнаружения следов преступления и установления иных обстоятельств, имеющих значение для дела» [2, с. 92, 93]. Недостатком данного определения, исключающим его использование в данном исследовании, является ограничение субъекта, проводящего осмотр, лицом осуществляющим расследование, поскольку правом на проведение осмотра наделяются не только следователь и дознаватель, но также и лицо, которому поручено проведение осмотра следователем, а также судом с участием сторон.
По определению А.Н. Иванова осмотр места происшествия это «следственное действие, заключающееся в непосредственном либо опосредованном восприятии и изучении объектов (материальных носителей информации) с целью обнаружения, исследования, оценки и фиксации их свойств и признаков, связанных с изучаемым событием, и получения фактических данных, имеющих значение для установления истины по уголовному делу» [3, с. 134, 135]. Данное определение несколько сужает доступную для сбора и фиксацию следователем информацию посредством их ограничения исключительно материальными носителями информации.
Обращая внимание на недостатки данных определений, Л.В.Пинчук предлагает свое. По его мнению «осмотр места происшествия - это следственное действие, заключающееся в непосредственном восприятии и изучении объектов, располагающихся в любых местах, где выявлены объекты и следы, относящиеся к расследуемому преступлению, сосредоточенное на обнаружении, исследовании и фиксации следов с целью определения наличия и содержания обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела» [4, с. 227-231]. Представляется, что данное определение является наиболее обобщающим и полным, лишенным недостатков уже проанализированных определений, а потому оно может быть использовано для проведения данного исследования.
Осмотр места происшествия является основным первичным источником информации для следователя о событии, месте и мотивах преступления. Стоит сказать, что экстремистский мотив может рассматриваться еще до начала осмотра, исходя из информации, полученной от потерпевших, а также самого места совершения преступления. К таким местам можно отнести религиозные сооружения, места захоронений, место работы трудовых мигрантов, их отдыха, места контактного проживания граждан иностранных государств, например студентов, туристов и так далее, а также воинские и иные исторические памятники. Однако, предположение о мотиве можно сделать и на основании других данных, например информации о национальном или религиозном празднике, в день которого произошло преступление. Если же следователь не обладает такой информацией, он может узнать ее непосредственно от потерпевшего в ходе опроса. Прибыв на место совершения преступления, следователь должен незамедлительно узнать о состоянии потерпевшего, при необходимости предпринять меры к оказанию медицинской помощи, обеспечить его безопасность и при возможности провести предварительный опрос, с целью выяснения обстоятельств произошедшего. Необходимо узнать, было ли указанное место единственным местом совершения преступления, так как если преступление началось в одном месте и завершилось в другом, осмотру подлежат и место начала и место окончания преступления, совершено ли преступление единолично или в составе группы. Важным для выявления мотива и последующей квалификации преступления является вопрос о скандировании злоумышленниками каких-либо лозунгов и если да, носили ли они оскорбительный, связанный с расовой, национальной, религиозной, культурной, политической и иной принадлежностью потерпевшего характер. Полученную информацию необходимо перепроверить, опросив заявителей, очевидцев, а также посредством изъятия и изучения записей видеокамер прилегающих к месту происшествия. Как справедливо замечает А.Ю.Головин и Т.А.Аристархова «в процессе исследования указанных записей, запечатлевших событие преступления, необходимо вычленить сведения о личности преступников, возможной их принадлежности к известным экстремистским группировкам и формированиям, организовать в отношении них поисково розыскные мероприятия по горячим следам.»[5]
После проведения в максимально короткие сроки необходимых подготовительных мероприятий следователь переходит к рабочему этапу осмотра места происшествия. Рабочий этап подразделяется на две стадии: общую и детальную. На общей стадии решается вопрос о выборе способа осмотра, исходной точке, определяются границы участка, подлежащего осмотру. В ходе детальной стадии следователь максимально скрупулезно осматривает объекты на месте совершения преступления, предпринимает к меры обнаружению следов преступления, делает первые предположения о том, было ли совершено преступление одним лицом или несколькими лицами, фиксирует негативные признаки в ходе осмотра, проводит узловую и детальную фотосьемку. В ходе осмотра места происшествия по делам об экстремизме обнаружению, фиксации и по возможности изъятию подлежат следы и объекты, указывающие на мотив национальной, расовой, религиозной ненависти. К ним можно отнести надписи, оскорбляющие национальное, расовое или религиозное достоинство потерпевших, идентифицирующие рисунки и символы, такие как свастика, плакаты и листовки, оставленные преступниками, зашифрованные символы националистических и неонацистских группировок, например сочетании цифр 14 и 88 может говорить в пользу версии о совершении преступления неонацистами. Данные следы также могут быть обнаружены на самом орудии совершения преступления Важно подчеркнуть, что следователь обязательно должен зафиксировать возможные следы вандализма на памятниках, имеющих религиозную и иную ценность для представителей отдельных конфессий и культур.
Зафиксировав информацию, указывающую на экстремистский мотив совершения уголовно-наказуемого деяния, следователь переходит к изучению следов, оставленных преступником на месте преступления. В первую очередь, это следы обуви, отпечатки пальцев, следы автомобиля. Обнаружение и фиксация нескольких следов обуви на месте происшествия ничем не отличается от аналогичной процедуры, проводимой по остальным категориям дел, однако такая информация может позволить следователю выдвинуть версию о совершении преступления экстремистским сообществом. Важно выяснить, оказывал ли потерпевший сопротивление и при осмотре трупа такой жертвы необходимо помимо прочего выявлять различные следы, которые могли быть оставлены преступниками. В их числе следы крови, пота, волосы, частицы кожи, фрагменты одежды, волокна ткани, другие различные микрообъекты и частицы.[6 с.62-70] Полученная информация способна оказать огромное влияние на весь дальнейший ход расследования. Осмотр места происшествия завершается изъятием обнаруженных следов, составлением протокола и оценкой следственного действия с точки зрения полноты и успешности.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно осмотр места происшествия, как первое следственное действие в ходе расследования преступлений экстремисткой направленности, позволяет сделать начальные и зачастую точные предположения о мотиве совершенного деяния, выдвинуть следственные версии, установить наличие существования экстремистского сообщества, с действиями которого может быть сопряжено данное преступление. Широкий список объектов и следов, доступных для изучения при расследовании данных преступлений, позволяет получить нужную для следователю информацию, указывающую на экстремистский характер преступной деятельности и провести расследование максимально эффективно.
Список литературы
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ [в редакции от 13 мая 2021 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52 (часть 1). – Ст. 4921.
- Власова, Н. А. Досудебное производство в уголовном процессе : учеб.-метод. пособие / Н. А. Власова. – Москва : Юрмис, 2000. – 144 с.
- Иванов, А. Н. Проблемы совершенствования понятийного аппарата следственного осмотра / А. Н. Иванов // Известия Саратовского университета. – 2005. – № 1. – С. 133-140.
- Пинчук, Л. В. К вопросу о понятии осмотра места происшествия / Л. В. Пинчук // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 5. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-osmotra-mesta-proisshestviya (дата обращения: 09.12.2021).
- Головин, А. Ю. Исходные следственные ситуации по делам о преступлениях против законных прав и интересов человека и гражданина, совершаемых по экстремистским мотивам / А. Ю. Головин, Т. А. Аристархова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2016. – № 2-2. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ishodnye-sledstvennye-situatsii-po-delam-o-prestupleniyah-protiv-zakonnyh-prav-i-interesov-cheloveka-i-grazhdanina-sovershaemyh-po (дата обращения: 09.12.2021).
- Розенталь, М. Я. Теория и практика использования микрочастиц в расследовании тяжких преступлений против личности / М. Я. Розенталь. – Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1993. – 146 с.