Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с иными органами государственной власти

Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с иными органами государственной власти

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Дата публикации 10.12.2021

Поделиться

Рассмотрена современная модель правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в России. Рассмотрены проблемные аспекты в сфере правового регулирования взаимодействия государственной власти и местного самоуправления на региональном уровне.

Система правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления является многоуровневой.

Структура включает международные нормы и принципы, правовые,

федеральные, государственные и местные законы.

Международный уровень правового регулирования. Необходимо учитывать нормативное положение Конституции Российской Федерации о том, что международные нормы и принципы являются неотъемлемой частью правовой системы России. В результате взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления в России происходит в соответствии с нормами международного права, что свидетельствует о реализации этих норм в российском законодательстве и способствует их гармонизации в данной сфере.

Модельный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятый на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление от 6 декабря 1997 г. № 10-17). Закон направлен на законодательные органы государств-членов Содружества. Несмотря на рекомендательный характер правовых норм, удалось установить ориентир для скоординированной законодательной деятельности этих государств, которая направлена ​​на достижение фундаментальных принципов государственной политики в области местного самоуправления в целом и особенности взаимодействия между государственными и местными властями федерального правительства и штатов в частности.

Одним из важнейших международно-правовых актов по вопросам местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления (далее - Хартия).

Хартия признана образцом правового регулирования института местного самоуправления в европейских государствах и является единственным документом, в котором указаны существенные характеристики местного самоуправления и порядок применения этих положений в институциональной сфере.

На уровне Российской Федерации закладываются первые правовые основы такого взаимодействия. Анализ статьи 72 Основного закона позволяет сделать вывод, что вопросы правового регулирования местного самоуправления находится в совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Федерации. Следует подчеркнуть, что статья 132 Конституции прямо закрепляет одну из форм взаимодействия власти и органов местного самоуправления. Речь идет о возможности посредничества.

Кроме того, по словам С.Р. Зариповой, «... конституционное положение о независимости местного самоуправления все чаще дополняется различными правовыми средствами, с помощью которых регулируются отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления».

На текущем этапе сотрудничество между региональной властью и местным самоуправлением закреплено в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ.).  В законе, в частности, определены следующие сферы влияния региональных властей на организацию местного самоуправления (статья 6):

- правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в органах власти Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных на законодательном уровне;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в отношении сфер компетенции субъектов Российской Федерации, а также в рамках своих полномочий.

- региональные органы государственной власти по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Поскольку местное право - сложная отрасль экономики, необходимо учитывать, что правила регулируют взаимодействие органов.

Полномочия содержатся во многих других законах, в том числе отраслевых, и в статутах. Например, Бюджетный кодекс РФ устанавливает требования к определению порядка и способы распределения дотаций из областного бюджета.

Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривает право высшего исполнительного органа государственной власти, органа и должностных лиц местного самоуправления.

Некоторые основные законы (конституции, статуты) устанавливают стандарты работы с общественностью в сфере взаимодействия между региональными властями государства и муниципалитетами.

В Уставе Иркутской области сказано: «Взаимоотношения Иркутской области и муниципальных образований Иркутской области основаны на сотрудничестве, согласовании интересов в решении общих проблем, взаимной ответственности, независимом осуществлении своих полномочий органами государственной власти Иркутской области и местного самоуправления.

Анализ основных законов субъектов Российской Федерации показывает, что большинство из них содержат нормы, которые преимущественно определяют основные принципы и договорные формы взаимодействия органов.

Определение полномочий государственной власти субъектов РФ о взаимодействии с советами муниципальных образований. Подсказки, созданные в виде ассоциаций, служат своеобразным ориентиром.

Интересы сообщества и помогают создать эффективный механизм взаимодействия двух уровней власти.

Положительно оценивается нормотворческая практика отдельных субъектов Российской Федерации, направленная на реализацию правового регулирования порядка реализации законодательных инициатив представительством муниципального образования.

Законодательное право инициативы местных властей является фундаментальной формой взаимодействия местных и региональных властей и позволяет совместно решать социально-экономические и политико-правовые проблемы, затрагивающие взаимные интересы.

Завершая краткий анализ системы федеральных законов и законов штата в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, следует подчеркнуть, что эти вопросы в первую очередь регулируются на местном уровне путем дублирования отдельных положений федерального законодательства и не имеют существенного влияния на формирование правовой системы в этой сфере.

Помимо нормативно-правового регулирования, судебная практика также имеет большое значение в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на региональном уровне.

Судебные органы влияют на нормотворческий процесс и правоприменение, формируя правовые позиции по функционированию института взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляя деятельность по единообразному применению закона при разрешении конкретного правового спора в данной сфере.

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации занимают особое место в системе правовых актов. По мнению З.М. Сулейманова, акты высшего юридического органа конституционной юрисдикции считаются источником российского права в случаях признания нормативных актов противоречащими Конституции Российской Федерации, а также в случае абстрактного толкования (не в конкретном случае) норм Основного закона и определения конституционных и юридически обоснованных федеральных законов.

Представленная российская модель правового регулирования взаимодействия властей довольно сложная, так как опирается на значительное количество источников с разной юридической силой.

Изучение особенностей правового регулирования в этой сфере указывает на определенную раздробленность и эклектичность, а также на наличие правовых лазеек, например, в большинстве субъектов РФ регулируются только отдельные вопросы данного типа взаимодействия; есть проблема разграничения полномочий между уровнями государственной власти в рамках реализации отдельных положений федерального закона 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ21 и др.

Кроме того, существует значительный уровень взаимодействия между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и исполнительными и распорядительными органами местного самоуправления. Степень этого взаимодействия между уровнями регулируется значительным количеством различных законодательных актов. Чтобы решить эту проблему, каждой ассоциации-члене федерального правительства необходимо убедиться, что правила составлены и приняты.

Из этого можно сделать вывод, что субъект Российской Федерации может передавать полномочия органам местного самоуправления, а также отзывать полномочия по решению физического лица.

Правительство и местное самоуправление в целом, что в конечном итоге приводит к замедлению темпов совершенствования этого вида практики.

Взаимодействие в определенной степени мешает построению конструктивного диалога между органами местного самоуправления и государственными органами. Обеспечить системный подход к вопросам взаимодействия уровней с целью повышения эффективности механизма взаимодействия органов власти в членских единицах.

РФ необходимо принять федеральный закон «Об основах взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Это не означает, что все возможности для совершенствования законодательства в сфере взаимодействия государства и муниципалитетов исчерпаны. Они подлежат дальнейшему анализу и юридическому регулированию в этой области, что в свою очередь требует дальнейшего развития и оптимизации.

Принимая во внимание вышеизложенное, фактически нет прямого «вертикального» подчинения в системе органов исполнительной власти
на федеральном и государственном уровне, и мы можем с вами с уверенностью говорить только об их взаимодействии и взаимовлиянии. [29, с. 21-23; 30, стр. 7–9; 31, стр. 31-36]

Также этому свидетельствует правовой механизм заключения соглашений о делегировании полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, эти органы могут делегировать такие полномочия только в сфере общей юрисдикции согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации. Возможность заключения между ними соглашений о передаче друг другу части своих полномочий отражена в Федеральном законе «Об общих принципах Организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а конкретный механизм установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. № 924 «О порядке». Порядок заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов государственной власти Российской Федерации о взаимной передаче осуществления части их полномочий». [32.].

Однако не представляется возможным сделать вывод, что реализация этих договоренностей на практике полностью решает задачу повышения эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти. [33, с. 25-28; 34, стр. 58-64].

И это гарантирует реализацию прав и свобод граждан, их защиту
от преступных посягательств. Таким образом, мы можем сделать вывод,
что сотрудничество федеральных органов и исполнительных органов федеральных подведомственных органов осуществляется для совместного выполнения государственных задач и призвано гарантировать более полное осуществление гражданских прав на территории обоих подведомственных органов Федерации и всех субъектов Федерации России.

Список литературы

  1. Гончаров В.В., Жилин С.М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право. - 2010. - № 2. - С. 29-33.
  2. История становления и современное состояние исполнительной власти в России / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - М., 2003. - С. 5–29.
  3. Жилин С.М., Гончаров В.В. Понятие и сущность государственной власти: конституционно-правовой анализ // Социология власти. - 2010. - № 1. - С. 148-157.
  4. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: исходные позиции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. - 1992. - № 3. - С. 14–22.
  5. Старилов Ю.Н. Административное право: в 2 ч. Ч.1: История. Наука. Предмет. - М.: Нормы, 2016. - С. 93.
  6. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. - М., 2007. - С. 21–22.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее