ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

19

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Дата публикации 12.12.2021

Поделиться

Социальная защита безработного населения играет важную роль в Российской Федерации. Государство обязано оказывать поддержку в социальной защите населения. В статье отражены проблемы и перспективы развития социальной защиты безработных.

На данный период времени почти во всех государствах и в Российской Федерации, проблема безработицы признается одной из глобальных проблем развития государственной экономики. Именно от уровня безработицы напрямую зависит уровень жизни каждого конкретного человека, степень миграции, а также наличие квалифицированных работников.

Мы придерживаемся мнения, что к главным факторам, которые оказывают воздействие на уровень безработицы, следует отнести: демографическая ситуация в государстве; трудовая производительность; темпы экономического роста; спрос на ту либо другую разновидность занятости; причины социального характера; стремление сменить место работы. Очевидно, что факторов очень много. Они обладают не только экономическим и политическим характером, но и социальным. Люди перестают быть удовлетворены собственной работой, зарплатой и трудовыми условиями.

Мы считаем, что безработица является одной из самых трудноразрешимых и больших проблем не только на территории РФ, но и зарубежных государств. Она представляет колоссальную угрозу социально-экономическому благополучию.

Безработица обладает большим количеством отрицательных последствий:

1)замедление темпов экономического роста вследствие;

недоиспользования возможностей производства;

  1. лишение части населения заработков, соответственно, средств к существованию;
  2. стресс, который вызван безработицей, приводит к ухудшению здоровья, формированию разных заболеваний, на лечение которых у безработных зачастую не хватает денежных средств;

4) утеря квалификации и практических навыков в связи с отстранением от работы;

5) обострение криминогенной обстановки. Эти последствия безработицы показывают необходимость исследования причин ее формирования, значение проведения анализа образовавшейся ситуации и поиска методов снижения уровня безработицы, который превышает естественный уровень. Основываясь на опыте ведущих мировых государств, мы думаем, что также требуется пересмотреть систему получения пособий по безработице в РФ. В нашей стране имеются довольно низкие размеры пособий и большая продолжительность их выплаты.

Российское законодательство не предусматривает ограничений, которые делали бы невозможным непрерывно вставать на учет в службу занятости только с целью получения пособия.

Исходя из этого, можно попытаться разработать рекомендации, которые могли бы способствовать модернизации системы выплаты пособий по безработице, ее более эффективной работе. Прежде всего, необходимо ограничить возможность безработных российских граждан постоянно вставать на учет в службе занятости, целью которых является исключительно получение пособия.

Система постепенного сокращения размера пособия по безработице подталкивает безработного к поискам вакансий, переквалификации и трудоустройству.

Представляется своевременным применение следующих способов решения проблемы безработицы в Российской Федерации:

  • создать новые рабочие места, посредством использования для этого финансовых ресурсов из федеральных, региональных и местных бюджетов;
  • усовершенствовать систему образования, включая в образовательную систему курсы повышения профессиональной квалификации для людей с высшим образованием;
  • облегчить связь между работником и работодателем, создавая для них наиболее благоприятные рабочие места;
  • предоставить трудоспособному индивиду возможность развиваться, развивать свои творческие возможности и при этом получать заслуженное вознаграждение за свой труд; необходимо содействовать выпускающимся лицам, как из высших учебных заведений, так и выпускникам начального и среднего образования;поддерживать средний и малый бизнес.

Таким образом, выполнение вышеперечисленных пунктов может привести к снижению уровня безработицы и к удовлетворительным результатам, которые устроят не только государство, но и население в целом.

Социальная поддержка граждан это различные мероприятия, осуществляемые органами социальной защиты в пределах государственной политики России в социальной сфере. Подобные мероприятия ориентированы на предоставление помощи некоторым категориям граждан, которым требуется поддержка. Они осуществляются согласно законодательным и иным юридическим актам государства.

В России действует программа, которая называется «Социальная поддержка граждан». В ней определены базовые задачи и ориентиры:

  1. исполнение обязательств нашего государства по социальной поддержке населения;
  2. обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании;
  3. формирование благоприятных условий для стабильного функционирования института семьи;
  4. повышение значения негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг гражданам.

На данный период времени в РФ не случилось формирования довольно точных подходов при преобразовании сформировавшейся системы социальной защиты.

 Следует отметить, что в системе, образовавшейся в РФ, имеется довольно большая роль государства. В настоящее время, главной проблемой социальной поддержки граждан со стороны государства признается отсутствие единого Федерального закона, который сумел бы полностью регламентировать поддержку российских семей со стороны государства.

 На данный период времени имеется лишь проект подобного Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», определяющий нормативные основы поддержки семьи со стороны государства, регламентирует цели, приоритеты и принципы поддержки семьи со стороны государства в качестве важного направления социальной политики государства. Несмотря на то, что в последние годы наша страна предприняла целую систему мер, которая могла бы улучшить материальное положение пенсионеров, безработных, семей с детьми, инвалидов, в сфере социального обеспечения все также существуют некоторые острые, наболевшие проблемы.

Необходимо отметить проблему, которая связана с перспективами и состоянием пенсионной системы. Эти проблемы отнюдь не ограничены вопросами о возрасте выхода на пенсию. Были выдвинуты разные предложения по развитию пенсионной системы при помощи отмены обязательных пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления.

Решение данных проблем напрямую зависит не только от уровня государственной экономики, но и от новой концепции обеспечения пенсией. Еще одной актуальной проблемой признается оказание социальной поддержки людям, которые оказались в сложной ситуации в жизни. К ним следует отнести беженцев, переселенцев, бездомных, мигрантов. Для решения этой проблемы следует совместными усилиями территориальных органов социальных защиты с иными заинтересованными службами решить вопросы организации домов ночного пребывания, а также социальных приютов и гостиниц. Необходимо минимизировать случаи отказа в помощи людям, которые попали в экстренную ситуацию.

Помимо этого, в РФ существует проблема, связанная с предоставлением определенных мер социальной поддержки граждан по категориальному признаку, согласно действующему статусу гражданина, определяемому как федеральным, так и региональным законодательством.

Так, к примеру, при подобном подходе меры социальной поддержки предоставляются труженикам тыла, ветеранам труда жертвам политический репрессий, а также некоторым категориям сельских трудящихся. Предоставление других мер социальной поддержки производится, учитывая нуждаемость, которая базируется на оценке доходов, потребности в жилье либо имущества.

Многие меры социальной поддержки финансируются из средств бюджета субъектов РФ. Можно наблюдать региональную дифференциацию удельного веса мер социальной поддержки, которые предоставляются за счет бюджетов субъектов РФ в общем числе предоставляемых мер социальной помощи.

По нашему мнению, определенные нормы Закона «О занятости населения в РФ» нуждаются в некоторых корректировках. Мы придерживаемся мнения, что ст. 3 данного Закона при определении понятия «безработный гражданин» следует дополнить таким условием, как отсутствие предложений подходящей работы со стороны службы занятости населения. Это нововведение требуется, так как довольно часто органы занятости населения предлагают безработным гражданам работу, которая не соответствует профилю их подготовки. По этой причине безработные граждане вынуждены терять время на повышение квалификации и переподготовку по направлению службы занятости населения.

В Законе «О занятости населения в РФ» установлен размер пособия по безработице, сроки его уплаты и процедура прекращения выплаты. Между тем, положения Закона не включают в себя понятия «пособие по безработице». Представляется, что главу 6 «Социальные гарантии и компенсации» данного Закона следует дополнить статьей, которая содержит определение «пособия по безработице». Дополнения в законодательство должны выглядеть так: «Пособие по безработице это выплата в денежном выражении, назначаемая гражданам, которые получили правовой статус безработного в регламентированном действующим законодательством порядке, и осуществляется в течение конкретного периода времени, в обусловленном размере для того, чтобы поддержать уровень жизни безработного, а также членов его семьи».

Необходимо пересмотреть регламентированный размер и процедуру установления пособия по безработице. Согласно статье 30 Закона «О занятости населения» размер пособия по безработице определяется в процентном соотношении к среднему заработку работника за последние три месяца. Мы придерживаемся мнения, что в этом случае нарушается принцип социальной справедливости, так как законодатель принимает во внимание средний размер зарплаты за последние три месяца работы, но не принимает во внимание определенное участие гражданина в общественном производстве.

Регламентированный законодательством размер пособия по безработице не соответствует международным нормам в сфере социальной защиты населения от безработицы, так как не удовлетворяет минимальных потребностей этой категории при поиске подходящей работы. По этой причине, придерживаемся мнения, что следует внести корректировки в статью 30 Закона «О занятости населения в РФ» следующего содержания: при установлении размера пособия по безработице требуется принимать во внимание не только зарплату безработного гражданина, но и минимальный прожиточный уровень в государстве и в каждом конкретном регионе. Законодателю следует обратить внимание на то, что размер пособия по безработице уже долгое время остается неизменным.

Думается, что следует распределить все гарантии в системе социальной защиты граждан от безработицы на конкретные группы, учитывая такой критерий, как функциональное предназначение. Данный критерий верно выражает объективно действующую дифференциацию социальных гарантий на две группы: гарантии практической реализации права на содействие в трудоустройстве.

Для того, чтобы снизить уровень безработицы среди молодежи, требуется внести в Закон «О занятости населения в РФ» поправку, в соответствии с которой высшие учебные заведения будут заключать с организациями прямые договоры на обучение всех необходимых специалистов, так как довольно часто профессия молодого специалиста не соответствует спросу работодателя.

Предоставление квот на рабочие места признается основной и единственной формой защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья от безработицы. Общепризнано, что в РФ уровень квот существенно ниже, нежели в большинстве европейских государств. Для того, чтобы повысить уровень занятости лиц с ограниченными возможностями, требуется пересмотреть положения отечественного законодательства при установлении размера квоты для приема на работу инвалидов.

Мы придерживаемся мнения, что следует внести дополнения в статью 21 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а именно: «Организациям, число работников которых составляет больше пятидесяти человек, законодательством на уровне субъектов РФ определяется квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднему числу работников».

Это нововведение расширит возможности правового регулирования субъектами РФ процедуры и объемов предоставления квот по рабочим местам для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В отечественном законодательстве установлен штраф для работодателей за несоблюдение норм квот для трудоустройства инвалидов. Вместе с тем, денежные средства, которые получаются от его уплаты, подлежат зачислению непосредственным образом в бюджет.

Мы считаем необходимым использовать эти денежные средства по целевому предназначению на формирование и оборудование рабочего места для инвалида, учитывая действующие стандарты и нормативы. Вышеперечисленные изменения норм законодательства прямо направлены на совершенствование нормативного регулирования социальной защиты населения от безработицы.

Безработные граждане нуждаются в некоторой юридической защите от государства вследствие сложности социально-экономических последствий, формирующихся из-за потери работы. Приведение отечественной нормативно-правовой основы в строгое соответствие с нормами международного права повысит уровень защиты граждан от безработицы со стороны государства.

Список литературы

  1. Орловский, Ю. П. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М. О. Буянова [и др.]; под ред. Ю. П. Орловского. — М.: Изда-тельство Юрайт, 2015. — С.278
  2. Ефимова Л.А. Занятость и безработица в России // Журнал «Регио-нальная экономика: теория и практика». – 2015. – С. 198
  3. Кокшарова Е. С., Ковбасюк Ю. Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 225-227
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее