Несчастья и утраты бывают у всех. Каждый в такие моменты чувствовал себя одиноким, убежденным в том, что никто не в силах его понять. И точно так же каждому приходилось ощущать себя беспомощным рядом с человеком, у которого случилась беда. Мы стараемся подобрать нужные слова поддержки или же вовсе молчим. При всем этом, положительного результата наших действий не наблюдаем. Почему же мы бессильны?
Горе - это отрицательно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с ощущением потери. Его главная особенность – чрезвычайное психоэмоциональное напряжение.
Переживаемый процесс носит личностный характер. Каждое переживание индивидуально.
Под процессом горевания мы рассматриваем вещи, выбивающиеся из привычного нам хода событий: несчастные случаи и тяжелые болезни, природные и антропогенные катастрофы, преступления и самоубийства.
Для того чтобы оказать помощь, необходимо понимать с чем мы сталкиваемся. Рассмотрим стадии горя. Немецко-американский психолог Э. Линдеманну разделил переживания на 4 стадии согласно превалирующему симптому (данное разделение является классическим): 1. Шок: дезориентация происходящего; оцепенение. 2. Протест и тоска: повышенное психологическое раздражение. Окружающие предметы напоминают об ушедшем. Так же замечен феномен «Ложного узнавания» - узнавание ушедшего среди других людей. 3. Дезорганизация и страдание: факт утраты отчетливо осознается. Включает в себя депрессивную симптоматику. 4. Отделение и реорганизация: возможность создавать новые отношения, что в дальнейшем приведет к полному отделению от ушедшего. Основная задача горя является в адаптации к отсутствию ушедшего.
Советский психотерапевт Ф.Е. Василюк выделят 5 стадий: 1. Шок и оцепенение. 2. Поиск. 3. Острое горе. 4. Остаточные толчки и реорганизация. 5. Завершение. В работах ФЕ. Василюка горе рассматривается как переход из прошлого в настоящее, где в настоящем предполагается новая символическая роль ушедшего в жизни горюющего[2, с. 4,6].
Помимо стадий горя существуют и его виды (по длительности переживания).
Циркунова Н.И выделяет 2 вида горя – подлинное и показное (демонстративное). Подлинное делится на нормальное и патологическое. В нормальном варианте скорбящий со временем отделятся от ушедшего и начинает жить полноценной жизнью. В патологическом случае дезадаптация как следствий переживаний переходит в психологические проблемы. Показное (демонстративное) горе предполагает равнодушное переживание, однако замечены проявление печали и скорби по ушедшему. Причинами такого переживания являются чувство вины (от того, что нет скорби) или желание удовлетворить ожидания окружающих.
Несмотря на то, что переживание горя – индивидуальный процесс и временные рамки выделить очень трудно, исследователь Р. Моуди обозначил приблизительные временные рамки, в которых переходный период может занимать от 4 до 6 лет. Он так же убежден, что интенсивность потери может со временем уменьшаться, однако эмоциональная связь с ушедшим на протяжении многих лет присутствует[6, с. 61,62].
На сегодняшний день темы, связанные со смертью и горем, являются отвергаемыми. Данный феномен связан с избеганием ральности смерти, как неизбежной стороны жизни. Отсюда появляется неинформированность по данной теме, а так же преодоление процесса горевания в адаптивной форме, без психололгического вмешательства и даже без вмешательства близких людей.
Обязательно ли психологическоие сопровождение? Существуют исследования, в которых при состоянии «нормального» горя специальная терапия бессильна и может препятствовать развитию горя. Так же существуют исследования, в результате которых было выявлено, что людям, находящимся в зоне риска психологическая помощь необходима[7].
Помощь после потери включает различные уровни вмешательства: сопровождение, психологическое консультирование и терапия горя. Такие виды поддержки оказывают специально обученные люди. Что же делать близким?
Для начала разберем основные ошибки.
Во-первых, целью поддержки близких не должна являться помощь в решении проблемы восстановления психического и эмоционального состояния. Горе - это не проблема, это продолжение любви к ушедшему.
Во-вторых, в попытках утешить, зачастую, люди прибегают к соревнованиям «у кого больнее». Появляется иерархия потери. Сравнение одного страдания с другим дает противоположный результат. Боль – индивидуальна.
В-третьих, использование фраз клише, имеющих продолжение:
Хотя бы какое-то время вы были вместе.
Ты всегда можешь завести другого ребенка/ найти другого партнера.
Он\она сейчас в лучшем мире.
В конце концов это сделает тебя лучше.
Это всё – часть великого замысла.
У всего есть смысл.
Он\она не хотел(а), чтобы ты грустил(а).
Данные выражения подразумевают вторую часть, которая ненамеренно преуменьшает или обесценивает страдания, выводя на первый план чужой опыт. Эти слова – внушают, что чувства горюющего - неправильны. Добавим к этим фразам продолжение: «так что перестань расстраиваться». Слова утешения, якобы сглаживающие страдание, не могут подействовать. Ими вы сообщаете, что говорить о своих переживаниях – неправильно.
Так как же оказать помощь?
М.Ш. Магомед-Эминов разделяет горе и утрату на два подхода: классический и модернистский. Классический подход основывается на работе З.Фрейда «Печаль и Меланхолия» - завершение горя. Модернистский подход основывается на «продлении связей» и декларирует о целебном значении продолжении привязанности к ушедшему близкому[5, с. 13] Разделение носит противоречивый характер по отношению друг к другу. Отсюда следует, что руководствоваться ими возможно при обнаружении у переживающего похожих явлений. Например, утративший продолжает проявлять привязанность к ушедшему – в таком случае мы применяем модернистский подход, что даст нам положительный результат нашей помощи.
Основная задача – быть рядом. Работа поддерживающего – быть свидетелем горя, а не пытаться разрешить проблему. Так же стоит отметить, что существует связь переживания с восприятием времени. (О. В. Кузема, Я.А. Сурикова, Ю. Г. Овчинникова, Н. Г. Осухова, И.А. Яксина и др.) Авторы убеждены, что прерывание связи «прошлое – настоящее - будущее» является неизбежным признаком кризиса. В такой период, время разделено на изолированные фрагменты. Происходит отказ от прошлого, ведь отсутствует связь между двумя «Я» - прежним и актуальным. Выражается в «цеплянии» за прошлое. В сознании появляется отсутствие будущего, ненужность и неопределенность, это можно заметить в словах « впереди нет смысла», « моя жизнь закончилась»[4, с. 43].
Психотерапевт Меган Девайн в своей книге «Поговорим об утрате» (Speaking Grief) составила несколько основных правил поддержки человека, который вам не безразличен:
1.Горе принадлежит тому, кто его переживает.
Большинство советов, предложений и «помощи» скорбящим заключаются в том, что те должны вести себя иначе. Горе – личный опыт, оно принадлежит тому, кто его испытывает. Следуйте за ним.
2. Настоящее время. И только правда.
Данное правило заключается в том, чтобы горюющий оставался в настоящем. Слова «потом будет лучше» не могут быть достоверными, так как неизвестно будущее состояние страдающего. Советует говорить только правдивые вещи: «да, это больно» , « я рядом»
3.Поправить непоправимое. Использование слов, направленных на решение неразрешимого – нельзя использовать. (п. 2) Необходимо дать горюющему прожить всю боль.
4.Данный пункт рассматривает правила 3 и 4 как готовность получить отвержение со стороны горюющего.
5. Дело не в Вас. Сопровождать человека в боли тяжело. Возможное игнорирование или обесценивание. (см п.1) необходимо найти людей которые поддержат и вас, чтобы вы могли оказывать поддержку горюющему.
6. Предлагайте, не спрашивайте. Предложить лишь вариант помощи недостаточно. «Позвони, если захочешь поговорить». Необходимы конкретные действия, в которых переживающий не будет задумываться о том, у кого просить поддержки.
7. Быть повседневным помощником. Облегчить участь страдающего можно, взяв на себя часть повседневных дел: выгулять собаки, купить продукты и т.д. Главная особенность такой поддержки – не предпринимать действий, не спросив об этом. Всякие мелочи могут иметь ценность, но не для вас.
8. Помощь в делах. (касается случаев гибели) Скорбящие имеют множество забот – приготовление к похоронам, уборка вещей. Присутствие рядом оказывает немалую поддержку. Слова могут быть лишними.
9. Покой. Период концентрации на личных ощущениях должен быть огражден от лишних лиц. Некая должность «секретаря»
10. Объяснять и защищать. Продолжение роли «секретаря», от любопытных знакомых и друзей.
11. Любить. Слушать, быть рядом, молчать, поддерживать[3].
Список литературы
- Баканова А.А. Психотерапия горя: история становления и текущая практика в зарубежных исследованиях. – 2017.
- Бурина Е.А. Основные подходы к изучению утраты. – 2016.
- Деваин М. Поговорим об утрате. – 2020. – С.331-336.
- Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис. Алтайский государственный университет. – 2014. – С. 43
- Магомед-Эминов М.Ш. Сравнительный анализ эффективности моделей работы с горем. – 2014. – С. 13
- Циркунова Н.И. Психология переживания горя. ВГУ им. П.М. Машерова. – 2011. С - 61-63.
- Currier J., Neimeyer R., Berman J. S. (2008). The effectiveness of psychotherapeutic interventions for bereaved persons: A comprehensive quantitative review.