Вопрос о развитии координационных способностей в настольном теннисе играет важную роль, и разработка новых методов для их развития имеет немаловажное значение.
Настольный теннис – олимпийский вид спорта. Популярность настольного тенниса растет по всему миру. Россия, к сожалению, по многим показателям уступает многим странам мира в этом виде спорта. В современном настольном теннисе с развитием техники игры возникла необходимость четкой координации и согласованности движений всех частей тела теннисиста - ног, туловища, мышц брюшного пресса, игровой и свободной руки, что позволяет повысить качество выполненного технического приема. За время напряженной встречи теннисист выполняет огромное количество ударов по мячу и преодолевает расстояние 800- 1500 метров. Ведь мяч практически никогда не попадает в одно и то же место теннисного стола, поэтому в игре спортсмены всё время передвигаются по периметру площадки. И чем дальше отходят от стола, а за тем возвращаются на исходную позицию, тем большее расстояние они преодолевает.
И характер перемещений во время соревнований самый разнообразный. Для успешных выступлений на соревнованиях различного уровня спортсменам настольного тенниса необходима не только техника, реакция, оперативное мышление, прогнозирование, умение концентрировать и переключать внимание, но и быстрота, правильность движений при игре на счёт, которые напрямую зависят от координационных способностей спортсменов.
В настольном теннисе не уделяется достаточного внимания развитию координации. Поэтому, составные компоненты настольного тенниса, такие как удары, прием-подача мяча совместно с передвижением спортсмена у стола невозможны без должного развития координационных качеств. Кроме того, для их выполнения в быстром темпе и более качественно, необходим хороший подготовительный период.
Эта тема становится более актуальной, поскольку в большей части научных работ, по настольному теннису не уделяется должного внимания такому моменту, как развитие координационных способностей у спортсменов настольного тенниса, а в работах, посвященных развитию координации у спортсменов, говорится, по большей части, об играх с мячом в общем.
В процессе работы над данной темой были изучены и проанализированы труды Г.В. Барчуковой, Л.К. Серовой, Н.Г. Скачкова,
А.Н. Амелина, посвященные настольному теннису. При написании теоретической главы по теме исследования, упор был сделан в основном на труды этих авторов, особенно труды Г.В. Барчуковой, которые содержат очень полное собрание информации о настольном теннисе.
Однако тема развития координационных качеств у юных спортсменов настольного тенниса в них затрагивается лишь поверхностно, хотя каждый из этих авторов непременно указывает на то, что настольный теннис в целом содержит в себе технические элементы, при безошибочном и правильном выполнении которых, развитие координации у спортсменов настольного тенниса играет важную роль. На основе информации, содержащейся в этих работах, а также на основе собственных эмпирических наблюдений и метода сравнения, в данной работе мы постараемся более подробно показать, каким образом применение специально разработанных упражнений в настольном теннисе способствует развитию координационных качеств.
Так, объектом исследования является развитие координационных способностей.
Предметом исследования – учебно-тренировочный процесс у юношей 10-12 лет занимающихся настольным теннисом.
Гипотеза: предполагается, что при включении в учебно-тренировочный процесс разработанного нами комплекса акробатических упражнений можно повлиять на развитие координационных способностей у юных теннисистов. Цель: выявить влияние тренировочных занятий на развитие координационных способностей у юных теннисистов. Исходя из поставленной цели, выделяем следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Разработать комплекс сложно-координационных акробатических упражнений, который поможет добиться положительной динамики в развитии координационных способностей у юных теннисистов.
3. Определить эффективность разработанного комплекса сложно-координационных акробатических упражнений, предназначенного для развития координационных способностей у юных теннисистов.
4. Определить влияние комплекса сложно-координационных акробатических упражнений на выполнение сложных технических приемов настольного тенниса.
Исследование проводилось в период с сентября 2020 года по апрель 2021 года. В исследование принимали две группы учащихся: экспериментальная и контрольная.
В экспериментальную группу был включен комплекс сложно-координационных акробатических упражнений, который проводился в подготовительной части учебно-тренировочного занятия.
Были проведены тесты на определение координационных способностей: челночный бег 3х10, прыжки через скамейку и передвижение приставным шагом в квадрате 3х3.
Для определения динамики в выполнение сложных технических приемов настольного тенниса были выбраны тесты: накат справа, накат слева, топ-спин справа, топ-спин слева.
Все полученные результаты были подвергнуты обработки методом математической статистики для определения достоверности по t- критерию Стьюдента.
Рисунок 1. Прирост в экспериментальной группе по Усакову
Вид теста |
Прирост в экспериментальной группе, (%) |
Прыжки боком через гимнастическую скамейку |
19,38 |
Челночный бег 3х10 |
20,87 |
Передвижение приставным шагом в квадрате 3х3 |
21,93 |
Накат справа |
34,25 |
Накат слева |
21,01 |
Топ-спин справа |
18,11 |
Топ-спин слева |
15,12 |
Результаты.
После завершения данного эксперимента были определены показатели уровня координационных способностей у школьников экспериментальной группы. Показатели изменились следующим образом: по прыжкам боком через гимнастическую скамейку прирост составил 19,38%, челночный бег показал динамику прироста на 20,87%, а передвижение приставным шагом улучшилось на 21,93%. Также все значения показали, что полученные данные являются достоверными показателями и превышают пограничные значения.
При выполнении сложных технических приемов настольного тенниса показатели изменились следующим способом: накат справа дал прирост 34,25%, накат слева 21,01%, топ-спин справа 18,11%, топ-спин слева 15,12%.
Выводы.
После проведения контрольных расчетов, были сделаны следующие выводы:
результаты педагогического эксперимента показали, что при включении подготовительную част учебно-тренировочного занятия комплекса сложно-координационных акробатических упражнений в улучшает координационные возможности юных теннисистов.
Список литературы
- Барчукова Г.В., Богушас В.М., Матыцин О.В. Теория и методика настольного тенниса. - М.: Академия, 2006. – 226 с.
- Тейхриб В.Е., Воркунов М.С. Методика обучения технико-тактическим действиям в настольном теннисе. Учебно-методическое пособие. – Павлодар: Кереку, 2009. – 86 с.