Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.12.1996 № 20-П[1], в соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.
На данный момент налоговый спор является самым преобладающим видом судебных споров, связанных с публичными правоотношениями, рассматриваемыми в арбитражных судах, и продолжает иметь тенденцию к увеличению их количества. Таким образом, термин налоговые споры получил широкую популярность в правовой литературе, а также в судебном процессе[2].
К категории дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, относятся дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, предусмотренных законом, обязательных платежей и санкций. Рассмотрение таких дел производится по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ (разд. II), в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным АПК РФ (гл. 29.1), с особенностями, установленными гл. 26 АПК РФ.
Отдельные аспекты рассмотрения данной категории дел озвучены в информационном письме Президиума ВАС РФ от 20 февраля 2006 г. N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершению административных процедур урегулирования споров" [3], а также в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17 мая 2007 г. N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение"[4].
В Налоговом кодексе РФ содержатся некоторые процессуальные нормы, в числе в ст. 104, 105.
К обязательным платежам относятся налоги и сборы (ст. 13 - 15 НК РФ), таможенные платежи, платежи во внебюджетные фонды.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений на основании ст. 114 НК РФ. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размере, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ.
По делам о взыскании обязательных платежей и санкций относятся:
- дела по заявлению налоговой инспекции о взыскании налога, недоимки по уплате налога, о начислении (доначислении) налога, о привлечении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, к налоговой ответственности в виде штрафа, пеней за недостоверное исчисление и неполную уплату налога по всем видам налогов, установленных НК РФ, а также за неисполнение указанными лицами обязательных действий, например, по подаче налоговой декларации и т.д.;
- дела по заявлению Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования об уплате пенсионных и страховых взносов на обязательное пенсионное или социальное страхование, соответственно пеней и штрафов, в том числе за несвоевременную постановку на учет в органы социального страхования и за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного или социального страхования и т.д.
Также в судебном порядке возбуждаются производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с установленным требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций, если федеральным законом не предусмотрен другой порядок их взыскания в соответствии со ст. 212, 213 АПК РФ.
Иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций является бесспорным порядком их взыскания в соответствии со ст. 46 - 48 Налоговым Кодексом Российской Федерации.
В бесспорном порядке в приказном производстве рассматривается требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если общий размер подлежащей взысканию денежных средств не превышает 100 тыс. руб. (ст. 229.2 АПК РФ).
Одним из условий подачи и принятия заявления арбитражным судом - неисполнение требований заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропуск указанного в таком требовании срока оплаты.
На контролирующий орган возлагается обязанность доказывать обстоятельства, которые послужили основаниями для обращения в суд для взыскания обязательных платежей и санкций; арбитражный суд имеет право на истребование необходимых доказательств по собственному желанию. По требованию заявителя доказывается не только неуплата лицом, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, взысканной суммы, а также обоснованность взыскания этой суммы.
Арбитражный суд в судебном заседании устанавливает:
- имеются ли основания для взыскания суммы задолженности. Уплата обязательных платежей и, соответственно, их взыскание, взыскание санкций должны быть предусмотрены федеральным законом, например, перечень обязательных платежей - налогов и сборов предусмотрен ст. 13 - 15 НК РФ;
- компетенция органа, обратившегося с требованием о взыскании.
Государственное, местное самоуправление, иные органы должны иметь право контроля за уплатой обязательных денежных платежей и соответственно право взыскания обязательных платежей, санкций, например, ФНС имеет полномочия контроля за правильностью уплаты обязательных денежных средств и соответственно обладает правом взыскания обязательных платежей, санкций, таможенные органы имеют право предъявления в Арбитражный суд иск и заявление о взыскании обязательных денежных средств, санкций; таможенные органы имеют право предъявлять в суды исковое заявление и заявление о взыскании обязательных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней.
В процессе рассмотрения дел о возмещении обязательных платежей и санкций суд проверяет компетентность органа, обратившегося с заявлением о возмещении обязательного платежа и санкций, проверяет соблюдение срока обращения в суд, если срок такого обращения предусмотрен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, и есть ли основания взыскать сумму долга и наложения санкций, проверяет обоснованность осуществленного расчёта и расчета суммы возмещения обязательного платежа (ч. 6 ст. 215 АПК).
Кроме того, суду следует проверить процедуры действий контроля над взысканием платежей, санкций, срока действия и других обстоятельств взыскания платежей.
Например, по иску Службы финансового надзора Республики Крым к лицу, имеющему задолженность – Общество с ограниченной ответственностью «ЯГА», о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года[5].
Ответчиком в материалы дела представлены доказательства оплаты сбора за 2014 год, таким образом суммы, указанные в копиях деклараций, приобщенных в материалы дела, ответчиком оплачены.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Например, по сроку давности можно рассмотреть дело № А83-21303/2017 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю о взыскании с индивидуального предпринимателя Смаилова В.Г. в доход бюджета задолженности[6].
Судом установлено следующее, требование подлежало исполнению ИП Смаиловым В.Г. в срок до 01.04.2017, в этой связи началом течения шестимесячного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций является 02.04.2017 (день, следующий за днем окончания срока исполнения требования). При этом согласно оттиску штемпеля канцелярии Арбитражного суда Республики Крым, заявление поступило в суд посредством подачи через канцелярию суда 11.12.2017.
Таким образом, инспекцией пропущен шестимесячный срок, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ для подачи заявления в суд о взыскании названной задолженности.
На основании перечисленных фактов, судом отказано в удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю.
Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается в соответствии с общими нормами, установленными в гл. 20 АПК РФ (ст. 216 АПК РФ).
В резолютивной части решения при удовлетворении требований об обязательных платежах и санкциях следует указать: 1) наименование лица, обязанного уплатить задолженность, его место нахождения и места жительства, данные о его государственной регистрации; 2) общий размер денежных средств, подлежащих взысканию с определением отдельно основных задолженностей и штрафов.
Решение суда вступает в законную силу, кроме случаев, когда немедленное исполнение может приводить к значительному ущербу взыскателя и сделать его исполнение невозможным. Суд в соответствии с заявлением участников дела может предпринять меры для обеспечения исполнения решения, не направленных на немедленное исполнение, в соответствии с правилами, предусмотренными главой 8 АПК РФ.
В заключение хотелось бы обратить внимание на следующие вопросы. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму санкции, констатируя тем самым факт совершения лицом противоправного деяния. Между тем, законодательство содержит положения о презумпции невиновности, согласно которым виновность лица должна быть установлена вступившим в законную силу решением суда. Данная коллизия ставит под сомнение законность принимаемого налоговым органом решения о виновности налогоплательщика и применении к нему соответствующих мер ответственности.
Кроме того, можно поставить под сомнение конституционность данных норм налогового права о досудебном взыскании в принудительном порядке сумм налоговой недоимки, пеней и штрафов со счетов налогоплательщика в банках, так как, согласно статье 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Собрание законодательства РФ, 2014. – № 9.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон № 95-ФЗ от 24 июля 2002// "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, № 30, ст. 3012.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». - № 31. - 03.08.1998. - ст. 38244. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - ст. 3340.
- Подвальный И.О. К вопросам административного судопроизводства, возникающим в практике арбитражных судов // Арбитражные споры. 2012. № 1
- Постановление Пленума ВАС РФ от 17 мая 2007 г. N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение".
- Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции".
- Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 20 февраля 2006 г. N 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ.»
- Решение Арбитражного суда Республики Крым №А83-21303/2017 от 18.01.2018// (Электронный ресурс] URL: https://kad.arbitr.ru//
- Решение Арбитражного суда Республики Крым по делу № А83-2593/2016 от 21.06.2017 // (Электронный ресурс] URL: https://kad.arbitr.ru//