ПОДВИГ МЕДИКОВ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ В ГОДЫ ВОЙНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН

ПОДВИГ МЕДИКОВ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ В ГОДЫ ВОЙНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН

Авторы публикации

Рубрика

История

Просмотры

186

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (42), декабрь ‘21

Дата публикации 06.12.2021

Поделиться

В статье представлены воспоминания медиков из Удмуртии, участвовавших в войне на территории Демократической Республики Афганистан (1979-1989)

27 декабря 1979 г. спецназ КГБ СССР при поддержке подразделения Минобороны провёл блестящую операцию по смене правящего режима в Кабуле. Глава Афганистана Хафизулла Амин был ликвидирован, его место занял советский ставленник Бабрак Кармаль. А вскоре начался ввод советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан [1, 15].

Из Удмуртии в горячую точку отправились 47 медиков, вернулись 42 [1,17]. Погибшие в Афганистане за мужество и отвагу посмертно награждены орденом Красной Звезды. Один из них сержант-инструктор Кононов Александр принял участие в 36 боевых операциях. В июле 1982 г. спас тяжелоранненого капитана Радчикова, вынеся его из минного поля. В ноябре того же года сам получил смертельное ранение при выполнении очередного задания.

Эвакуация больных и раненых велась на развернутый медицинский пункт полков, медсанбатов и в военные госпитали - в Баграме, Кабуле, Пули-Хмури, Шинданде и Кандагаре.

Ближе к 1 мая 1988 г. на перевале, подъезжая к Газни, душманы сожгли всю колонну наших войск. Полевой госпиталь был забит так, что даже в коридоре не хватало коек. Медицинский персонал сутками не отходил от операционного стола. Вертолёты один за другим садились с ранеными [1, 16].

Для профилактики инфекционных заболеваний до призыва в армию у всех солдат проверяли наличие прививки от холеры и брюшного тифа. Во время боевых действий проводилось обеззараживание питьевой воды хлорными таблетками. В армейской госпитальной структуре имелись отделения бактериологической, ветеринарной, санитарно-эпидемиологической службы. 

Носков Андрей санинструктор, водитель-санитар неоднократно участвовал в боевых операциях, действовал смело и мужественно. В 1984 г. кончался от тяжелой болезни.

Русских Аркадий сержант, санинструктор был смертельно ранен при эвакуации больного во время обстрела колонны роты.

Сухоплюев Сергей сержант, санинструктор погиб в бою в апреле 1984 г.

Чувашев Андрей младший сержант, санинструктор окончил 4 курса стоматологического факультета Ижевского медицинского института. Отправлен в Республику Афганистан в ноябре 1984 г. По рассказам сослуживцев был смелым солдатом и хорошо подготовленным специалистом. В ночь смерти находился на посту охраны. Противник обстрелял территорию госпиталя реактивными снарядами, вызвав возгорание склада с материальными ценностями. Андрей был тяжело ранен, но проявив самопожертвование и мужество, бросился на тушение пожара [1, 21-25].

Подвиг выживших медиков не менее важен. Жизнь почти всех участников и участниц в эти годы перевернулась на 180 градусов.

Нина Ельцова родилась в поселке Зура в Игринском районе 31 марта 1959 г. В 1979 году окончила сестринское отделение Глазовского медицинского училища. Затем вернулась в родной поселок, и проработала еще 2 года медсестрой в участковой больнице. В 1979 году нашла в газете объявление о наборе сотрудников в кардиологическом клиническом центре, переехала в Ижевск, и устроилась в этот центр операционной сестрой. Она была по призванию медиком, чувствовала чужую боль, и старалась как можно сильнее облегчить боль пациентов. После нескольких писем из военкомата призвана в Афганистан для выполнения интернационального долга и защиты независимости братской страны. Она служила в Республике Афганистан с 1984 по 1986 г. Вот, что она вспоминает о своих первых днях и службе в провинции Кундуз: «Поезд шел до Ташкента пять суток. Август 1984 год. Ей впервые в жизни выпала такая долгая дорога. Пересадки, казахские степи, жара. Состав несколько часов без воды. Потом мы долетела до Кабула. На таможенном пункте она вдруг со страхом ощутила, что вот сейчас последний шаг и она на чужой земле. Кругом цвели маки, сирень, белые акации. Началась афганская весна. Маковое поле было бескрайнем и тянулось до самых гор, а у подножья их превращалось в зеленые и красные озерки.

Их маленький городок в степи, где находился медицинский лазарет, начинался Алеей героев, переходившей в площадку, на которой всегда проходило построение. Рядом кинозал, столовая. А дальше степь, на Аллее героев стоял веролет. Самый первый, сбитый в 1979 г.

Военных палаток не оказалось. Вместо них были маленькие голубые домики из фанеры с плоскими крышами.

В первый день Нина только мельком успела познакомиться с новой обстановкой, а к вечеру у нее поднялась температура, и градусник 3 дня показывал сорок градусов. Для нее начался процесс акклиматизации. На первой пятиминутке начальник медицинской службы представил новую медсестру своему коллективу, и определил в перевязочную. Там она начала свою службу. Ее предупредили, что нужно экономить бинты и воду.

Нина Юрьевна видела, как уходят ребята на задание. И как потом поступают в лазарет, иногда возвращались не все. Это были самые тяжёлые дни для нее. Можно привыкнуть к чему угодно: жаре, изнурительной работе, но только не к тому, что мальчишки не возвращаются.

Через год она поехала в отпуск домой, обратно в Афганистан с собой везла целый чемодан медикаментов, бинтов. Домой она вернулась только в августе 1986 года на «черном тюльпане». Три дня была нелетная погода, и людей набилось в самолет до отказа. Духота и смрад - не в счет, когда впреди родной дом. Она вернулась в прежний, и такой же родной медицинский коллектив, начала работать как и прежде. Только временами Афганистан будет настойчиво напоминать о себе. Это скрежет тормозящего трамвая, неожиданно громкий окрик, книга, упавшая на пол. Надолго останется привычка оглядываться по сторонам, ожидая возможный выстрел. И не одну ночь придётся приказывать себе заснуть - налёта не будет» [1,30].

Такой же смелой и самоотверженной оказалась, как Нина Юрьевна, оказалась заведущая Лудорвайского фельдшерско-акушерского пункта Завьяловского района Ломаева Людмила Михайловна. Перед тем, как уехать служить в Республику Афганистан, она проработала пять лет старшей медсестрой в десантно-штурмовом батальоне. Чтобы туда устроиться, ей пришлось дважды прыгнуть с парашюта. Людмила Михайловна вспоминала: «На одном совещании сказали, что гибнут советские ребятки только из-за того, что некому оказать медицинскую помощь. Мы жили в такие времена: партия сказал: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!» Соответственно я сразу согласилась и через 10 дней я уже была на территории Афганистана. Я, конечно, понимала, что не на курорт еду, но туфли на каблуках, халаты накрахмаленные с собой взяла. Думала, в госпитале же буду работать, а не воевать. Оказалось, что я попала в самую жаркую точку Афганистана - Джелалабад, и по климату, и по боевой обстановке. Попала в медико-санитарную роту войсковой части, куда с поля боя доставляют раненых, и вместо 13 медицинских сестёр, которые положены медицинской роте, было всего лишь 8 человек. Раненых в медицинской должно быть в пределах 30, а у нас бывало 120-130. Солдат доставляли прямо с передовой. Госпиталя не было, солдаты лежали в брезентовых палатках. Во время больших сражений, особенно в Панджерском ущелье, мы не выходили из операционной. Не хватало перчаток, крови, тогда мы ее сдавали сами, а вот медтехника, медикаменты - все было на высшем уровне. Многое я в Союзе даже не видела.» [1,42].

Самый тяжёлый период службы Людмилы Михайловны пришёлся на весну 1984 года. Она вспоминает: «Там мы по трое суток не выходили из операционной. Бои были очень тяжёлые. Основная часть моих друзей погибли именно в этот период. Многие «афганцы», даже медсестры, рассказывая о службе, говорят о дедовщине, о том, как свои «строили» своих. Людмила Михайловна стала исключением. Если и было у кого-то желание установить свои порядки в санроте, я их пресекала на корню. Медики, солдаты - мы все жили дружно. Когда хотелось домашней еды, мы с девчонками варили борщ и даже стряпали: попросим тесто в пекарне, разжарим тушёнку, вот вам и пирожки с мясом. Кстати, нам давали тушёнку, выпущенную еще в 1945-1948 годах. Все банки были измазаны в солидоле - чтобы консервы не испортились. Вкуснее этой тушёнки я больше никогда не ела.» [1, 44].

По окончанию службы она вернулась в родной город, и стала заведующей в МСЧ 6 на должностях фельдшера, заведующей фельдшерским здравпунктом, старшей медицинской сестрой.  С 2006 года работала в БУЗ УР ДГП 9 МЗ УР на должности старшего фельдшера в отделение организации медицинской помощи детями подросткам в школьныхх учреждениях, в феврале 2016 г. ее перевели на должность медицинской сестры кабинета врача-офтальмолога. По прошествию годов Людмила Михайловна рассказывает о своей судьбе после окончания войны: «Я стала мудрее, повзрослела и полюбила жизнь. Жизнь - это самое ценное, что у нас есть. И вообще, надо на все смотреть позитивно! Как приехала в Союз, много думала и, в конечном итоге, усыновила 2 мальчиков и позволила себе родить в 34 года еще одного мальчика. Все отслужили: один моряк, другой ракетчик, а третий десантник. Я очень счастливая женщина, имею троих сыновей, внуков, работаю по своей профессии. Я считаю, что это результат моих боевых действий». Сейчас ее стаж работы составляет 42 года [1, 45].

За добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей служащая Советской Армии Людмила Ломаева награждена почётными грамотами. За заслуги перед Родиной и Отечеством от имени Российского союза ветеранов Афганистана награждена медалью «За отвагу и мужество» в 2012 году, от имени Совета ветеранов ОВД и ВВ Карачаева-Черкесской Республики вручен нагрудный знак «За службу России», награждена юбилейной медалью в память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане (2013 г.), за большой вклад в развитие и укрепление ветеранского движения, увековечивание памяти погибших защитников Отечества, активную работу по патриотиеческому воспитанию молодежи и в связи с 30-летием завершения выполнения задач 40-й армией в Афганистане награждена грамотой и юбилейной медалью Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» в 2019 году [1, 46].

Мухаметзянова (Хазиева) Райса Захитовна родилась 2 мая 1963 г. в с. Старое Смяково Агрызского района Татарской АССР. В 1982 г. окончила Пермское медицинское училище. Работала в детской поликлинике участковой медицинской сестрой. С 1984 по 1986 г. училась Пермском медицинском институте на стоматологическом факультете. С 20 февраля 1986 по сентябрь 1988 г. находилась в Демократической Республике Афганистан в г. Баграм, была служащей в военном госпитале в отделении особо опасных инфекций  на должности медицинской сестры. За смену приходилось делать до трехсот внутривенных капельниц. С 1989 г. по 1991 г. училась в Ижевском медицинском училище на зуботехническом отделении. С 1997 г. по 2002 г. училась на факультете «Высшее сестринское отделение» Ижевской государственной медицинской академии. С 2002 по 2019 г. работала заведующей кабинетом профилактики в клинико-диагностическом центре. В 2007 г. в Москве получила учёную степень, защитила кандидатскую диссертацию на тему «Научный подход в реабилитации участников локальных войны в Удмуртской Республике». Работала ассистентом на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Ижевской государственной медицинской академии. Заслуженный работник здравоохранения Удмуртской Республики в 2008 году, заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации в 2014 году [1,47].

Райса Захитовна пишет в своей статье: «Эти годы нашей жизни не вычеркнуть из памяти. До сих пор не могу понять, где мы брали силы. Поражаюсь милосердию, терпению, стойкости совсем юных девочек. Трудно смотреть на страдания раненых. Все лицо в слезах, а руки все бинтуют. Время измерялось запасом сил, пока стоишь на ногах - работаешь. Порой не хватало перевязочного материала, на исходе вода для обмывания ран. В душных палатках полевого медпункта помощь раненым оказывалась круглосуточно. Многим в полевых условиях сделаны операции, переливание крови, часто сами медики отдавали свою кровь воинам. Благодарности, письма от бывших пациентов - свидетельство того тихого подвига милосердия, который совершили наши женщины-врачи, медицинские сестры, военные фельдшеры, санитары. Нет, им не приходилось держать оружие в руках, выносить раненых с поля боя. Их несокрушимым оружием была душевная теплота, нежность, сострадание с человеческому горю. Самое главное качество -самоотверженность.» [2].

 Таким образом, медики Удмуртии в годы войны с доблестью и честью выполнили интернациональный долг и заслужили всенародное уважение.

Список литературы

  1. Фертиков В. П. Медики Удмуртии - воины-интернационалисты / В.П. Фертиков . - Ижевск: Удмуртия, 2020. - 256 с.
  2. Хазиева Р. З. Если случится где-то беда / Р.З. Хазиева // Сестринское дело. - 1999. - № 2. - С.10-12.