В рыночной экономике место и роль малого бизнеса определяются его реальным вкладом в экономическое и общественное развитие. В области малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что содействует ускоренному росту ВВП. Малый бизнес создает новые рабочие места и тем самым снижает безработицу в стране. Поэтому государство заинтересованно в поддержке и развитии малого бизнеса. Согласно данным Росстата, на территории современной России количество малых предприятий постоянно растет. Доля малого и среднего бизнеса в стране составляет приблизительно 20% ВВП.
Основной проблемой малого бизнеса в начале 2021 года был слабый спрос. Причинами этому послужили меры против распространения коронавирусной инфекции, которые оказывают влияние на посещение людьми различных общественных мест, на их доходы, сниженные из-за экономического кризиса и неготовность тратить бездумно и большое количество денег из-за возможности возникновения новой эпидемиологической волны.
Еще одной проблемой малого предпринимательства является нехватка средств для оплаты налогов, арендной платы, выплаты заработной платы работникам и отчисления во внебюджетные фонды государства. Довольно большая бизнеса (22,3%) жалуется на то, что контрагенты не оплачивают уже поставленные товары или оказанные услуги, то есть наблюдается дебиторская задолженность. (Рисунок 1)
Рисунок 1. Оценка состояния малого бизнеса.
В первом полугодии 2021 года наблюдались тенденции к понижению оплаты труда работников примерно на 40%, объема выручки на 25-30%. Итогом 2021 года может стать увеличение ставки налогов, а это спровоцирует еще больший уход предпринимателей с рынка. Вследствие тенденции к увеличению заболеваемости, можно сделать вывод о том, что ограничения не снимут еще длительное время. Поэтому единственным решением не обанкротиться становится замена бизнес-модели, которая будет актуальна в условиях новой коронавирусной инфекции. Однако тем предпринимателям, которым трудно перестроиться к новым экономическим условиям, с большей вероятностью придется уйти с рынка вследствие банкротства. Государство, в свою очередь, оказывает материальную поддержку предпринимательству, разрабатывая комплекс мер. Одной из самых популярных мер является льготное кредитование, осуществляемое крупными банками, не более 7% годовых.
Программа льготного кредитования в основном направлена на сельское хозяйство, туризм и здравоохранение. Но в 2021 году добавились новые категории, которые претендуют на льготы. Это самозанятые и представители, занимающиеся социальным предпринимательством. Но не всем нуждающимся предпринимателям удастся получить материальную помощь вследствие недоверия к условиям финансирования и из-за списка требований, которым должно соответствовать предприятие, для получения материальной помощи.
Одним из факторов, который влияет на недостатки инвестиционного кредитования малого бизнеса, является то, что малые предприятия рассматриваются коммерческими банками как сфера рискового кредитования. По этой причине банки требуют высокий уровень залога и обеспечения кредита, но малые фирмы в большинстве случаев не могут это предоставить. Например, по некоторым оценкам, в 2016 году в Москве только одно из семи малых предприятий получило коммерческие кредиты от банковской системы [1, С.31].
Государственная поддержка в 2020 году, году пандемии, в основном была направлена на бизнес из официального списка пострадавших отраслей – ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА от 3 апреля 2020 г. № 434 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОТРАСЛЕЙ РОССИИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПОСТРАДАВШИХ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ СИТУАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, и большинство организаций не могли на них рассчитывать. Ведь условия, под которые бизнесу выдавались льготные кредиты под 2% годовых, оказались для предпринимателей практически невыполнимыми — почти трети (30,7%) не удалось выполнить обязательства по сохранению численности персонала, так как не восстановились обороты бизнеса. По данным министра экономического развития Максима Решетникова, 98% компаний, получивших льготные кредиты, выполняют условия по сохранению занятости выше 80% штата.
Согласно данным Минэкономразвития, именно кредитование под 2% на поддержку занятости оказалось самой востребованной мерой поддержки малого бизнеса в период пандемии 2020 года: более 220 тысяч предприятий получили кредиты на общую сумму более 400 млрд руб., что помогло сохранить 5,37 млн рабочих мест.
На втором месте стоит отсрочка по всем налогам (кроме НДС), на третьем — продление сроков уплаты страховых взносов.
Таким образом, можно сделать вывод, что замедление экономики оказало влияние на уровень потребительского спроса. Вследствие падения доходов потребителей, упала выручка у предпринимателей, но стимулировать спрос в такой ситуации довольно затруднительно. Это стало одной из основных проблем предпринимательства. В таких условиях только государство с помощью новых мер материальной поддержки способно оказать стимулирующее воздействие на развитие малого бизнеса и экономику в целом.
Список литературы
- Инвестиционное поведение российских предприятий. М.: ИЭПП, 2016.- 106с., 31
- Постановление Правительства от 3 апреля 2020 г. № 434 об утверждении перечня отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции
- Яхьяева Барият Нурутдиновна, Омариева Карина Анваровна Анализ действующей системы государственной поддержки малого бизнеса в России // Эпоха науки. 2020. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analizdeystvuyuschey-sistemy-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-biznesa-v-rossii (дата обращения: 01.07.2021).