Использование биометрии в банковской сфере

Использование биометрии в банковской сфере

В данной статье дается анализ применения биометрических технологий в банковской сфере  Российской Федерации. Проанализирован опыт российских банков в развитии данного направления, обозначены перспективы его развития. Рассмотрены условия осуществления банковской деятельности в период пандемии с использованием биометрии.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (42), декабрь ‘21

Дата публицакии 05.12.2021

Поделиться

Цифровизация и технологизация нашей жизни требуют разработки новых подходов к реализации продуктов и услуг на рынке. Банковская сфера испытывает огромную необходимость трансформации осуществления привычных операций в связи с данными изменениями. Необходимо внедрение таких технологий, которые смогли бы обеспечить безопасное, комфортное и эффективное функционирование банков в современных условиях [1]. Достижение этих целей является приоритетным в банковской деятельности, так как новые условия жизни повышают ожидания к оказываемым услугам, а более цифровизированные и адаптированные под современность банки будут пользоваться доверием у клиентов.

Биометрические технологии, получившие свою популярность в России с 2016 года, являются основным инструментом преобразования привычной работы банков, повышения качества их деятельности. Рассмотрим подробнее опыт российских банков в этой сфере.

Во-первых, стоит отметить, что биометрические персональные данные – это сведения, которые характеризуют биологические и физиологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность  и которые используются оператором для установления субъекта персональных данных [3]. Значимость данных технологий для банковской сферы оправдана, так как в наши дни наблюдается большое количество кражи личных данных клиентов, взлома их счетов, мошеннических операций и тд. Идентификация пользователей с помощью отпечатка пальца, голоса, изображения лица активно внедряется в банковскую деятельность, являясь на сегодняшний день неотъемлемым элементом безопасности. Согласно многочисленным исследованиям, именно защита от мошенничества, кражи данных и денежных средств выступает первопричиной внедрения биометрии в российские банки. Но не стоит забывать еще об одном, не менее важном преимуществе данных технологий. Биометрическая идентификация клиента – это удобный способ дистанционного взаимодействия банков с их пользователями. Популярные сегодня мобильные приложения помогают удаленно выполнять вход в свой личный кабинет и совершать операции со своего счета.

В настоящее время многие банки используют «комбинацию» биометрических, так называемых технологий нового времени, с традиционными (например, смарт-карта). Суждение об отставании таких систем идентификации клиентов от темпа жизни, недостаточности их цифровизации будет ошибочным. Сочетание классических методов с современными обеспечивает многоуровневую проверку данных, более комфортное, безопасное использование услуг и увеличение возможных операций, совершаемых дистанционно и с применением биометрических технологий.

Так, среди направлений применения биометрических систем в банковской деятельности в настоящем и ближайшем будущем можно выделить [2]:

1) аутентификацию банковского клиента в случае осуществления им расчетных, депозитных и брокерских операций;

2) проверку (верификацию) потенциальных заемщиков банка;

3) предоставление доступа к сейфовым ячейкам и тд.

Российские коммерческие банки активно применяют в своей деятельности биометрические технологии. Крупные банки уже используют идентификацию клиентов по голосу при их обращении в Call-центр, а также идентификацию по отпечатку пальца при входе в мобильное приложение банка на смартфоне.   Кроме того, биометрические технологии сегодня применяются в банках не только для защиты персональных данных клиентов, но и для обеспечения безопасности корпоративной информации.

Так, в 2017 году Почта Банк запустил биометрическую идентификацию по изображению лица для сотрудников Банка для входа в операционные банковские системы. Соответственно, большое значение имеет не только проверка клиентов банка, но и его сотрудников, чтобы исключить возможность входа в систему посторонних лиц, мошенников. Данное событие является значимым для истории развития биометрических технологий в России.

Банк «Открытие» также внес свой вклад в совершенствование банковских технологий. 25 декабря 2017 года было объявлено о новой услуге – денежный перевод по фотографии клиента (с помощью мобильного приложения). Применение уникальной технологии позволяет реализовывать идентификацию клиента банка по его биометрическим данным с несравненно высокой точностью. Следует отметить, что «Открытие» стал первым в мире банком, который внедрил такую услугу в свою деятельность.

Как можно заметить из вышеприведенных примеров, на сегодняшний день Россия считается флагманом развития технологий в банковской системе. Удалённая идентификация граждан на основе их биометрических характеристик сейчас не только возможна, но достаточно проста и доступна [5]. (Рис.1)

Рисунок 1. Механизм получения электронного обслуживания

 

   Актуальность применения биометрии в банковской сфере проявилась и во время введения карантинных мер, связанных с пандемией коронавируса. Банк России в апреле 2020 года фактически разрешил коммерческим банкам открывать счета новым клиентам дистанционно [4]. С помощью этого обеспечивалась возможность совершения социально значимых платежей. Дистанционная идентификация и аутентификация клиентов стала возможностью для клиентов быть в постоянной связи с банком и беспрепятственно совершать операции со своими денежными средствами.

Таким образом, банковская индустрия, проводящая миллионы транзакций ежеминутно, является тем объектом и сферой нашей жизни, где в современных условиях просто необходимо внедрение биометрических технологий. Участившиеся случаи мошенничества, краж увеличивают потребность банков в дополнительной защите. Внедрение биометрии в процедуры идентификации клиента банка не только ускоряет процесс подтверждения личности, соответственно и осуществляемых операций, переводит их в онлайн, но и позволяет снизить риски финансового мошенничества, кражи личных данных и угроз из киберпространства, исключить возможность утери или подделки документов с паролями, дающими право доступа к информационным ресурсам. С использованием биометрических технологий банки осуществляют процедуры KYC (Know Your Customer), делая их для клиентов еще более эффективными и простыми в использовании.

Список литературы

  1. Аппалонова Н.А., Какорина А.В. Голосовая биометрия как система развития банковского бизнеса в России // Вестник ТИСБИ. 2018. № 3. С. 170-176.
  2. Берлин С.И., Батори Г.А., Копылова Д.В. Биометрия в банковской сфере. Исследования вопроса безопасности хранения биометрических данных // Вестник Академии знаний. 2019. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biometriya-v-bankovskoy-sfere-issledovaniya-voprosa-bezopasnosti-hraneniya-biometricheskih-dannyh
  3. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) // ст. 11
  4. IdTech и биометрия в российских банках: этапы развития, кейсы, перспективы. URL: https://bosfera.ru/idtech-all
  5. Journal “BIS Journal – Informational security of banks”. URL: https://journal.ib–bank.ru/post/661

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary