Жизнь постиндустриального общества обусловлена высоким темпом развития науки, технологий, высокоразвитой экономикой и конкуренцией. Силовые структуры, исторически являясь новаторами большинства преобразований, должны не отставать. Если раньше катализатором прорывов в науке и технике зачастую служили военные конфликты, то в настоящее время сама общественная среда и высококонкурентный рынок генерирует новые инновации.
Актуальность статьи заключается в том, что действующая система государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), применяемая в Министерстве обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) не всегда позволяет в кратчайшие сроки реализовать новые разработки. В среднем, цикл разработки составляет 5-7 лет, минимум 3 года. Такой долгий цикл зачастую приводит к моральному устареванию инноваций, так как к моменту внедрения новшества, уже существуют подобные аналоги, произведенные конкурентной средой.
Для решения данной проблемы в МО РФ принято решение о внедрении методов и подходов по управлению инновационной деятельностью. В Минобороны России принято следующее определение инновационной деятельности - это деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Целью данной статьи является проведение анализа организации инновационной деятельности в Министерстве обороны Российской Федерации.
Объектом исследования в данной статье являются проекты с инновационными решениями реализуемые в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
Предметом исследования в данной статье является управление инновационными проектами в Министерстве обороны Российской Федерации.
Для реализации инновационной деятельности в Минобороны России разработаны и применяются следующие правоустанавливающие документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2012 года №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (подпункт 25.1 пункта 7).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 года №1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности».
- Приказ Министра обороны Российской Федерации 2017 года №308 «Комиссия Министерства обороны Российской Федерации по инновационным проектам и технологиям».
- Приказ Министра обороны Российской Федерации 2020 года №35 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции или высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»
- Приказ Министра обороны Российской Федерации 2020 года №300 «Об утверждении Инструкции органам военного управления по рассмотрению предложений, поступивших от организаций Российской Федерации в рамках инновационных работ»
- Концепция создания научно-технического задела для перспективного вооружения и военной техники на период с 2016 по 2025 год.
- Концепция реализации Министерством обороны Российской Федерации полномочий по государственной поддержки инновационной деятельности.
Данные регламентирующие документы направлены на создание единых взглядов в области создания научно-технического инновационного задела, разделения полномочий в рамках организации инновационной деятельности и описания порядка отбора инновационных проектов для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
В настоящее время организация инновационной деятельности в МО РФ возложена на Главное управление инновационного развития (далее - ГУИР).
Система организации инновационной деятельности в МО РФ состоит из трех этапов:
- Мониторинг инновационных разработок - поиск отечественных и зарубежных прорывных исследований и их первоначальный анализ.
- Экспертиза и отбор инновационных проектов - экспертиза прорывных исследований и разработок, отбор, формирование перечня отобранных технологий.
- Реализация инновационных проектов - реализация отобранных инновационных проектов в инициативном порядке и их дальнейшая реализация в рамках государственного оборонного заказа.
В целях эффективной реализации вышеописанной системы и минимизации сроков разработки и коммерциализации инновационных проектов в МО РФ по указу Президента РФ в 2018 году создано федеральное государственное автономное учреждение «Военный инновационный технополис «ЭРА» (далее – технополис «ЭРА»).
Основными целями работы технополиса «ЭРА» являются:
- отбор передовых идей и инновационных проектов для форсированного развития военной науки и технологий;
- стимулирование и развитие перспективных научных направлений;
- объединение усилий научных подразделений для интеграции передовых идей и разработок;
- реализация инновационных проектов в области обороноспособности страны;
- создание новых научных школ;
- подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий ОПК и научно-исследовательских организаций Министерства обороны.
Приоритетными и наиболее востребованными направлениями научно-технологического развития, по которым ведутся работы на базе технополиса «ЭРА» являются области естественных и технических наук, биотехнологий, нанотехнологий и наноматериалов, сквозных технологий, медицины, робототехники и пр. Для проведения исследований и реализации проектов было создано 14 лабораторий, оснащенных самым современным высокотехнологичным оборудованием.
Для производства опытных образцов создан научно-производственный Центр, где используются передовые технологии 3D-печати пластиком, фотополимером, металлом, а также карбоновая обработка, формовка экспериментальных изделий.
Также функционирует современный Дизайн-центр микроэлектроники, способный проводить глубокие научные исследования и выпускать уникальные или не уступающие зарубежным аналогам электронные изделия высокого технического уровня.
С момента создания такой площадки как технополис «ЭРА» получены следующие результаты по реализации инновационной деятельности:
- налажено тесное сотрудничество более чем с 300 предприятиями промышленности, научно-исследовательскими организациями и ведущими высшими учебными заведениями. В рамках данных соглашений реализовано 36 совместных проектов;
- научными сотрудниками технополиса «ЭРА» зарегистрировано 106 патентов, работа над которыми велась с участием операторов 8 научных рот;
- проведена экспертиза более 200 инновационных проектов предприятий промышленности по направлениям деятельности технополиса «ЭРА».
Таким образом, данная организация инновационной деятельности в Министерстве обороны Российской Федерации должна обеспечить эффективный отбор, мониторинг, реализацию инновационных проектов в кратчайшие сроки.
Список литературы
- О.Н. Остапенко, И.М. Левкин Особенности организации инновационной деятельности в Министерстве обороны Российской Федерации. // Управленческое консультирование. 2013. №11. С. 7 – 13;
- Мил.ру : [сайт] / Министерство обороны Российской Федерации. – Москва, 2021- . – обновляется в течении суток. – URL: (дата обращения: 05.12.2021). - Текст: электронный;
- Технополис Эра : [сайт] / Технополис Эра. – Анапа, 2021- . – обновляется в течении суток. – URL: https://www.era-tehnopolis.ru/ (дата обращения: 05.12.2021). - Текст: электронный