Актуальность. В структуре общей смертности как в глобальном масштабе, так и в Российской Федерации ведущие позиции устойчиво занимают сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) [6]. Среди множества патологических состояний примерно 80% смертельных исходов обусловлены тремя ведущими причинами: ишемической болезнью сердца (ИБС), артериальной гипертонией (АГ) и цереброваскулярными заболеваниями (ЦВБ), включая инсульты. [6].
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно регистрируются более 17,9 миллиона смертей вследствие сердечно-сосудистых расстройств. [6]. В России эти заболевания становятся причиной гибели более 900 тысяч человек каждый год, причём ведущую роль играет ишемическая болезнь сердца. Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) показывают, что в 2022 году от болезней системы кровообращения умерли 831 тысяча россиян, из которых 451 тысячу составляли случаи ИБС, 248 тысяч — цереброваскулярные нарушения, а 50 тысяч — острые инфаркты миокарда.[1]. В 2023 году показатель смертности от болезней системы кровообращения был самым низким за последние 30 лет -[1,7]. Оценка динамики по итогам 2024 года требует анализа оперативных данных, одним из источников которых являются отчеты службы скорой медицинской помощи.
Показатель смертности по Иркутской области в 2024 году составил 660,0 случаев на 100 тыс. (в 2023 году – 671,0 на 100 тыс.; в 2022 году – 751,3 случаев на 100 тыс.). Снижение показателей смертности от ССЗ достигнуто благодаря реализации программы «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» нацпроекта «Здравоохранение» (с 2025 года – «Продолжительная и активная жизнь»).
В г. Иркутск за 2024 год было зафиксировано 2713 случаев выездов бригады скорой медицинской помощи (СМП) по поводу заболеваний сердечно-сосудистой системы. Из них: 89 случаев – Аритмия; 351 случаев – с жалобами на боли в груди (в анамнезе гипертоническая болезнь); 25 случаев – с жалобами на боли в груди (злоупотребление алкоголем); 121 случай – жалобы на повышенное артериальное давление (АД) у больного с гипертонической болезнью (ГБ). 39 случаев – повышенное АД; 982 случая – с жалобами на боли в груди (в анамнезе ИБС); 210 случаев – с жалобами на боли в груди (кардио больной); 8 случая – с жалобами на боли в груди (не высокий риск ИБС); 2 случай – с жалобами на боли в груди (повторное обращение); 886 случаев – с жалобами на боли в груди (неизвестной этиологии).
Острый коронарный синдром (ОКС), согласно рекомендациям Европейского кардиологического сообщества и Российского кардиологического общества (РКО), обычно является начальной стадией ИБС.
В настоящее время "острый коронарный синдром" (ОКС) определяется как совокупность следующих клинических форм: инфаркт миокарда с подъемом сегмента ST (ИМпST), инфаркт миокарда без подъема сегмента ST (ИМбпST) и нестабильная стенокардия (НС) [8,4].
Одной из наиболее значимых проблем при оказании помощи пациентам с ОКС на догоспитальном этапе является ограниченная возможность предоставления своевременной и качественной медицинской помощи. Данная проблема связана с различными факторами: несвоевременное обращение за медицинской помощью; задержка прибытия бригады скорой медицинской помощи (СМП); трудности с диагностикой на догоспитальном этапе;
ОКС не является окончательным диагнозом, он способствует рациональной оценке состояния пациента на догоспитальном этапе, даже при отсутствии полных диагностических данных, и позволяет своевременно начать адекватное лечение в первые часы заболевания.
Ключевыми компонентами качества догоспитальной помощи при ОКС являются оперативность, доступность и оказание помощи в соответствии с утвержденными клиническими рекомендациями и нормативными документами, такими как приказ Минздрава России №918н [7] и клинические рекомендации «Острый коронарный синдром» [4].
Цель исследования — анализ эффективности и временных параметров оказания скорой медицинской помощи при остром коронарном синдроме на догоспитальном этапе в ОГБУЗ «ИССМП» г. Иркутска. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Анализ отчетно-учетной документации (форма 110/у) за 2024 год.
- Оценка структуры клинических форм ОКС.
- Анализ временных промежутков (время приема вызова, время доезда, время оказания помощи на месте).
Материалы и методы.
Проведен ретроспективный сплошной анализ 2713 карт вызова скорой медицинской помощи формы 110/у за 2024 год, поступивших в ОГБУЗ «ИССМП» г. Иркутска с заключительным диагнозом «Острый коронарный синдром».
Критерии включения: все карты вызовов за указанный период с диагнозом ОКС.
Критерии исключения: карты с неполными данными или ошибочным кодированием.
Работа выполнялась в несколько последовательных этапов: первичная систематизация материала, статистическая обработка полученных результатов, анализ закономерностей распространения патологий и вычисление ключевых временных показателей процесса оказания помощи. Использовались стандартные методы дескриптивной статистики: расчет средних значений (M) и частот (%). Статистическая обработка данных проводилась с помощью Microsoft Excel.
Результаты и обсуждение:
В ходе работы нами были проанализированы карты вызова скорой неотложной помощи ф.110/у. Общее количество проанализированных вызовов по поводу ОКС в 2024 году составило 2713. Структура нозологических форм распределилась следующим образом: нестабильная стенокардия (НС) — 1456 случаев (53,7 %), острый инфаркт миокарда (ОИМ) — 1210 случаев (44,6 %), повторный инфаркт миокарда — 47 случаев (1,7 %).
Среди пациентов преобладали мужчины — 1563 пациента (57,6 %), женщины составили 1150 пациентов (42,4 %). Гендерное распределение в разрезе нозологических форм (Рис 1).

Рисунок 1. Гендерная структура пациентов с различными формами ОКС
Средний возраст пациентов с ОКС составил 64,5 года. Средний возраст пациентов с ОИМ был ниже (62 года), чем у пациентов с нестабильной стенокардией (66 лет) [9]. Распределение пациентов по возрастно-половым группам (Рис2).
Рисунок 2. Распределение пациентов с ОКС по возрастно-половым группам.
Анализ временных показателей выявил следующие результаты. Среднее время от приёма вызова диспетчером до прибытия бригады СМП к пациенту составило 23 минуты. В 35 % случаев данный интервал превышал установленный норматив в 20 минут [3], что было преимущественно связано с удаленностью адреса вызова и сложной дорожной ситуацией. Среднее время, затраченное бригадой на оказание помощи на месте (включая диагностику, оказание неотложной помощи и организацию госпитализации), составило 28 минут.. Данный период включает необходимое для проведения полного комплекса лечебно-диагностических мероприятий время: сбор анамнеза и жалоб, физикальный осмотр, регистрацию и оценку ЭКГ, оказание неотложной медикаментозной помощи, а также принятие решения о дальнейшей тактике ведения и организации госпитализации пациента.
Обсуждение.
Полученные данные свидетельствуют о значительной нагрузке на службу СМП г. Иркутска, связанной с оказанием помощи при ОКС. Преобладание нестабильной стенокардии (53,7 %) требует повышенного внимания к точности диагностики на догоспитальном этапе, так как эта группа пациентов нуждается в своевременной госпитализации для предотвращения развития инфаркта миокарда [4]. Выявленное превышение нормативного времени доезда в 35 % случаев указывает на необходимость оптимизации логистики и маршрутизации бригад, особенно с учётом удалённости некоторых районов и сложной дорожной ситуации. Для улучшения прогноза у пациентов, особенно с ИМпST [8], целесообразно рассмотреть вопрос расширения терапевтических возможностей на догоспитальном этапе, включая своевременное проведение необходимых медицинских вмешательств. Помимо логистических сложностей, выявленные задержки могут быть связаны с кадровым дефицитом в определенные часы суток или с необходимостью выполнения бригадами параллельных вызовов. Для проверки данной гипотезы требуются дальнейшие исследования с детализацией по временным интервалам
Заключение.
Проведённый анализ демонстрирует существенные временные задержки между приёмом вызова и приездом скорой медицинской помощи к пациентам с острым коронарным синдромом. Полученные данные подчёркивают необходимость дальнейшего совершенствования организационных аспектов оказания экстренной медицинской помощи.
Особое внимание должно уделяться изучению возможностей увеличения доли ранних лечебных вмешательств, способствующих снижению риска неблагоприятных последствий острого коронарного синдрома.
Реализация указанных предложений позволит повысить эффективность первичных этапов лечения сердечно-сосудистых нарушений и сократить число летальных исходов от острой сердечной недостаточности
- В 2024 году на базе ОГБУЗ «ИССМП» г. Иркутска было зафиксировано 2713 вызовов по поводу ОКС, наиболее частой формой которого была нестабильная стенокардия (53,7 %).
- Среди пациентов с ОКС преобладали мужчины (57,6 %), средний возраст составил 64,5 года.
- Среднее время прибытия бригады СМП к пациенту (23 мин.) превысило норматив в 20 минут в 35 % случаев, что указывает на наличие значимых временных задержек.
Для повышения эффективности помощи при ОКС на догоспитальном этапе необходимы меры по оптимизации логистики службы СМП и рассмотрению возможности расширения объёма лечебных вмешательств на месте.
Список литературы
- 1. Здоровье в России. 2023: Статистический сборник / Росстат. М.; 2023. 171 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2023.pdf (дата обращения: 25.03.2025).
- 2. Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 918н (ред. от 21 марта 2023 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139297 (дата обращения: 25.03.2025).
- 3. Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н (ред. от 11 февраля 2022 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149580 (дата обращения: 25.03.2025).
- 4. Острый коронарный синдром. Клинические рекомендации 2020. Российское кардиологическое общество. М.; 2020. 112 с. URL: https://scardio.ru/content/Guidelines/2020/OKS.pdf (дата обращения: 25.03.2025).
- 5. Паспорт федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (в составе национального проекта «Здравоохранение»). Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/projects/selection/741/35541 (дата обращения: 25.03.2025).
- 6. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ). Информационный бюллетень. Всемирная организация здравоохранения. Женева; 2021. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/cardiovascular-diseases-(cvds) (дата обращения: 25.03.2025).
- 7. Смертность от болезней системы кровообращения в России достигла минимума за 30 лет. Министерство здравоохранения Российской Федерации. 2024. URL: https://minzdrav.gov.ru/news/2024/01/25/23512-smertnost-ot-bolezney-sistemy-krovoobrascheniya-v-rossii-dostigla-minimuma-za-30-let (дата обращения: 25.03.2025).
- 8. Steg P.G., James S.K., Atar D. и др. Рекомендации ESC по ведению пациентов с острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST [на англ. яз.] // Европейский кардиологический журнал (European Heart Journal). 2018. Т. 39, № 2. С. 119–177. DOI: 10.1093/eurheartj/ehx393.
- 9. Townsend N., Kazakiewicz D., Lucy Wright F. и др. Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний в Европе [на англ. яз.] // Nature Reviews Cardiology. 2022. Т. 19, № 2. С. 133–143. DOI: 10.1038/s41569-021-00607-3.


